Поездка в Новый Иерусалим

                Над ожерельем сел окрестных
                Ветрами черными гоним,
                Вознесся он к садам небесным
                Наш Новый Иерусалим!
                (Юлия Силкина)

           Чтобы побывать на Святой Земле, необязательно ехать в Израиль.  В России, в окрестностях  Москвы  воссоздан  комплекс  Святых мест Палестины.    Это Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской  монастырь, известный больше  как   Новый Иерусалим.  Находится  обитель  в Подмосковье, в  городе  Истра  (ранее Воскресенск) и  поражает  своей грандиозностью, своеобразием архитектуры и удивительной гармоничностью замысла.  Мы, паломники из Гомеля,  осенним субботним днем  тоже приехали сюда, чтобы поклониться святыням обители, увидеть точную копию мест, связанных с именем Иисуса Христа. У ворот монастыря нас встретил экскурсовод,  под  чьим  руководством  и  состоялось это  знакомство с  Русской Палестиной.
            История  Ново-Иерусалимского монастыря  уходит в 17 век, когда патриарх Никон вместе с царем Алексеем Михайловичем ( Романовым) задумал построить на Русской земле аналог Палестины, тем более,  что местный ландшафт на реке Истра позволял сделать это.  В 1656 году был основан Воскресенский монастырь с освящением его первой еще деревянной одноименной церкви. Присутствующий на этом освящении  царь Алексей Михайлович назвал новую обитель   Новым Иерусалимом.  Монастырь был заложен на холме, которому дали палестинское название Сион. Появились здесь и другие библейские названия: Иордан, Вифлеем, Голгофа.   
              Вскоре было начато строительство грандиозного каменного собора (1658 год), который бы повторил знаменитый храм Гроба Господня.  В Москву  для образца привезли разборную модель храма Гроба Господня с подробным описанием  размеров здания.
              Однако между царем и патриархом произошла «размолвка», переросшая затем в полный разрыв. Патриарх, обиженный царем, покинул Москву и выехал  в   Воскресенский   монастырь, где полностью занялся строительством своего Нового Иерусалима.  Почти  8  лет он скромно жил в построенном для него скиту за пределами монастыря и вместе с другими  работал на строительстве  собора: рыл землю, носил камни и т.д.  К тому времени здание  собора  было возведено  до сводов  и Никон смог освятить его  три придела.
               После низложения Никона (1666 год) строительные работы приостановились почти на 14 лет. Сам же опальный патриарх,  сосланный на Вологодскую землю, был прощен уже новым царем, сыном Алексея Михайловича – Федором. После долгой ссылки Никону было разрешено возвратиться в свою  Воскресенскую обитель. Но по дороге, не доехав до Ярославля, он скончался.  Похоронили Никона, согласно его завещанию, в  Предтеченском приделе  Воскресенского  собора. 
               Возобновление строительства  главного храма обители    произошло  при царе Федоре  Алексеевиче  и завершилось  после его смерти только в 1685 году  освящением Воскресенского  собора.   В  монастыре появилась  библиотека, типография, были возведены Трапезная палата, храм в честь Рождества Христова и Надвратная церковь, посвященная Входу Господня в Иерусалим. В конце 17 века обитель окружили  каменной оградой, протяженностью около километра.   Высота крепостных стен достигала  9 м.,  а их толщина – до 3 м.  В углах и изломах было построено 8 башен.   Почти все они  получили названия, связанные с библейскими местами: Гефсиманская, Сионская и т.д.  Только последняя,   восьмая   башня, расположенная над западными воротами,  была названа Елизаветинской, в честь императрицы Елизаветы Петровны.  В 1874 году в северной Трапезной палате был открыт один из первых церковных музеев в России - музей патриарха Никона. В конце 19 века  Воскресенский Ново-Иерусалимский  монастырь стал одним из главных центров русских паломников.  Его  ежегодно посещало  около  35 тысяч человек.
              После революции монастырь был закрыт.  Затем на его территории   работал историко-краеведческий музей, что спасло от разрушений большинство построек обители.  Но в годы Великой Отечественной войны особенно   пострадали    Воскресенский собор и Колокольня. В 1995 году обитель была передана  Русской Православной Церкви.  Работы по восстановлению продолжались долгие годы и завершились в основном  в начале 21 века. Государственный музей, который работал на территории обители,  в 2014 году переехал в специально построенное для него  здание.   
               Вошли на территорию монастыря.  Над аркой - входом  возвышается храм  Входа Господня  в Иерусалим.  Во время Великой Отечественной войны храм  был разрушен до основания.  Сейчас это новое  восстановленное строение.  Из глубины арочного проема открывается великолепный вид на главный собор обители – Воскресенский собор и Колокольню.  На фоне голубого неба сверкают золотом его купола. Некоторые из них  - салатового  цвета - под цвет изразцов, украшающих собор.
               Воскресенский собор,- продолжает свой рассказ гид,- является копией храма Гроба Господня в Иерусалиме.  Правда,  внешне собор не похож на Иерусалимский храм, т.к. строился с использованием элементов  русского зодчества. Внутреннее же устройство Воскресенского собора  по расположению основных элементов полностью совпадает со своим аналогом.   Его ансамбль   включает в себя  кресто - купольный храм, завершающийся  Главой -  собственно храм Воскресения Христа.  К нему примыкает невысокая подземная  церковь  во имя святых Константина и Елены, стены которой возвышаются над землей всего  лишь на 1,5 м.  Сама же церковь уходит в землю на 6 м.  С юга возвышается многоярусная Колокольня.  Западная же часть собора - это Ротонда, возведенная над Часовней  Гроба Господня.   Под куполом этого  огромного собора имеются многочисленные приделы, гора Голгофа, Камень помазания, Кувуклия ( Гроб Господень) и другие святыни христиан, связанные с последним жизненным путем Христа, а также с его погребением и воскресением.
              Вошли в собор с северного входа.  В центральной части собора – Главный алтарь. Поражает его   красочный иконостас  высотой  с  восьмиэтажный дом. Слева остался придел Рождества Пресвятой Богородицы, а чуть дальше  – Темница  Господня. Это Часовня, где хранятся  Узы Христовы - подобие камня – колодки с двумя отверстиями, в которые были заключены ноги Спасителя в ночь перед  распятием.   А вот Ротонда  с  огромным  двухъярусным куполом.  Изнутри  этой   белой и голубой раскраски  сферы  -  множество окон,    благодаря чему в Ротонде  достаточно светло.  Поднялись  на второй  ярус,  где находится  Голгофская  церковь.  Ее входная арка расписана  изображениями  легионеров, казнивших Христа.  В этой церкви воспроизведено  Лобное место ( по греч. «Голгофа»), -  место    распятия  Спасителя.  Перед нами каменная плита с тремя  круглыми отверстиями. Она  символизирует  вершину горы, на которой был водружен Крест Господень и кресты 2 разбойников, распятых  вместе с ним. Здесь же сверху - деревянное Распятие, высотой 3,5 м.,  доставленное  из Иерусалима.  Крест сделан из кипариса,  т.к. из него  делали кресты в эпоху Римской империи.
             Рядом  со  входом   в Ротонду находится Камень помазания, на который перенесли тело Спасителя, когда сняли с Креста. Здесь его умащивали миром (благовоние)  и подготовили  к погребению. В центре Ротонды сооружена Кувуклия -  небольшая часовня, которая повторяет Иерусалимскую  часовню  Гроба  Господня, где был похоронен Иисус, где  Он воскрес и где происходит схождение Благодатного огня в Иерусалиме.  В  Кувуклии  ( греч. «Царская  опочивальня»)      находится    мраморное   подобие  Гроба  Иисуса Христа.       А рядом  -  Камень, отодвинутый Ангелом в ночь Воскресения.   Возле Кувуклии  -  очередь. Внутрь заходят по одному человеку. Очень волнующие моменты испытал каждый из нас, когда на коленях приближался к Гробу Господня  в  знаменитой Пещере.
             Из Воскресенского собора  вниз по лестнице спустились  в подземную церковь  святых Константина и Елены. Лестница имеет 33 ступени. Они символизируют  возраст Христа.  В  церкви  - необычный  иконостас. Он     состоит из медных пластин, украшенных чеканкой и позолотой.  Справа от алтаря – кресло  святой  Елены, матери императора Константина, признавшего христианство официальной религией Римской империи. В таком кресле она сидела во время поисков Животворящего  Креста Господня. Крест был найден на глубине 6 м. под землей, чем и объясняется подземное  расположение этого храма.  С левой стороны от алтаря – придел иконы «Утоли моя печали».   В нем  похоронены  жена и сын  А.В. Суворова.
             В этот же день мы  посетили также Церковь Рождества Христова, построенную  по указанию  царевны  Софьи Алексеевны.  Здание  в стиле барокко  примыкает  к  Трапезной  палате.   Оно   было   построено   в конце 17 века.  В нижней части храма – четыре придела.  Каждый из них посвящен Евангелевским  событиям:  Обрезание Господня,  Поклонение волхов, Бегство  в Египет  и Избиение  младенцев.  Эти приделы были освящены только во 2-ой пол. 18 века.  У восточной стены придела  Избиения младенцев  - устроена декорация Вифлеемской пещеры.   В Трапезной палате  располагается экспозиция,  посвященная истории монастыря.  Открыт  музей только в 2018 году.
            Посетив Ново-Иерусалимский монастырь – образ Святой Земли     в Подмосковье, понимаешь,  что это не просто архитектурный  комплекс  великолепных строений, но это другой, необыкновенный мир, наполненный особой энергетикой.  Такие Святые места дарят человеку  духовно – телесную  гармонию и помогают обрести истинный смысл жизни. 
             Завершить свой  очерк о поездке в  Новый   Иерусалим – Русскую Палестину  хотелось  бы следующим стихотворением, написанным на основе этого посещения:
          На солнце искрятся кресты куполов.
          Над рекою  туман,  словно дым.
          В  молчании сосен и древних холмов
          Встал гордо пред нами – Новый Иерусалим!
          На холме стоит высоком, красотой пленяет он.
          Как в далекой Палестине -  строгий здесь царит Закон.
          Когда-то Никону  здесь замысел был свыше дан:
          Холм этот – назван в  честь горы Сион,
          А речку Истру именуют Иордан.
          Мы в храме Воскресенском обходили,
          Как память тех событий – три придела.
          И на Голгофу скорбно восходили,
          И к Гробу Господа  колени преклонили.
          Сотни тысяч прихожан -  монастырь сей посещают.
          Гроб Господний и Голгофа  жизни многим  освещают!
       
                Декабрь, 2025 год   

 
               


Рецензии