Четыре татарина в элите шахматного мира

Восьмидесятые годы — это время, когда международное шахматное сообщество познакомилось с гроссмейстерами татарского происхождения. В девяностые и нулевые эти гроссы уже были лидерами сразу в двух сильнейших сборных мира. Вспоминаем те благословенные годы, когда татары громко заявляли о себе в мудрейшей игре индейцев.

Первым был москвич Юсупов
Шахматная школа Москвы растеряла свою силу, которая доселе выражалась в том, что в столицу Советского Союза приезжали лучшие, в том числе и мастера 64 клеток. Командные чемпионаты страны, проводимые либо отдельно, либо в рамках летних Спартакиад народов СССР, демонстрировали этот временный спад, в 1975 году москвичи даже остались за чертой призеров.
Через два года на молодежном чемпионате мира для участников до 20 лет победу одержал москвич Артур Юсупов. Это звание шахматного принца было не более чем авансом, который сполна реализовали советские победители Борис Спасский и Анатолий Карпов, выигравшие звание чемпионов мира. С другой стороны: американец Уильям Ломбарди через десять лет после победы на молодежном чемпионате мира был рукоположен в сан священника римско-католической церкви, после чего участвовал еще в пяти шахматных Олимпиадах.
Но Юсупов начал сам ковать свое шахматное счастье, уже в 1979 году став вторым на чемпионате СССР. Тогда победил другой москвич, дождавшийся «осени патриарха» Ефим Геллер, ставший в 54 года самым пожилым чемпионом страны. На третьем месте финишировал Гарри Каспаров, но руководство сборной страны через год взяли на шахматную Олимпиаду только «стар» Геллера и «млад» Каспарова, проигнорировав вице-чемпиона Юсупова. Впрочем, победителей не судят, и сборая страны, победив на Олимпиаде, оправдала выбор тренерского штаба. С другой стороны, Юсупов в восьмидесятые стал твердым игроком сборной, выиграв с ней пять Олимпиад, два чемпионата Европы и один командный чемпионат мира.
Перед развалом СССР, Юсупов подвергся ограблению в собственной квартире, будучи ранен грабителями. Это привело к тому, что Юсупов с семьей перебрался в Германию, для которой Юсупов завоевал бронзу командного чемпионата Европы и серебро Олимпиады-2000.
Увы, но возможность помочь родине предков, а именно Татарстану, Юсуповым не была использована в полной мере. В 1997 году его пригласили в местную команду «Сбербанк Татарстан 1», которую он должен был усилить вместе с Владимиром Крамником. Но оба они проиграли в полуфинале турнира, и Петру Свидлеру, а Крамник — Евгению Барееву.

Два татарина в сборной Германии
В 1999 году Артур Юсупов стал третьим на командном чемпионате Европы, выступая вместе с другим немецким татарином Рустемом Даутовым, воспитанником уфимской школы шахмат. Через год, на Олимпиаде 2000 года победила сборная России, в составе которой выступал новоиспеченный казанец Сергей Рублевский. А второй снова финишировала Германия с Юсуповым и Даутовым, который, будучи призван в армию, попал по распределению в ГСВГ Группу советских войск в Германии, и выступал в конце 80-х преимущественно в турнирах в ГДР. Шахматы в ГСВГ были в особом почете. В этой группе войск служил Виктор Желятдинов, который, вернувшись на родину, воспитал Василия Иванчука, первого супруга казанского гроссмейстера Алисы Галлямовой. Кстати, его сборная Украины финишировала на той же Олимпиаде-2000 на третьем месте. Сейчас лидером сборной Германии стал Александр Донченко, чьи родители Ирина Липицкая и Анатолий Донченко, также отслуживший в ГСВГ. Там же служил казанский гроссмейстер Ильдар Ибрагимов, но об этом позже.
Еще один московский татарин Евгений Бареев
Евгений Бареев родился в Челябинской области, но достаточно быстро переехал в Москву, после того как выиграл чемпионат мира среди юниоров. Уже будучи москвичом, Бареев выиграл молодежный чемпионат мира, и когда Юсупова грабили в 1990-м, Бареев выигрывал шахматную Олимпиаду в составе сборной СССР, а через четыре года побеждал уже в составе сборной России. 
Поиграв долгое время за сборную, Бареев вскоре стал отзываться на Евгения Ильгизовича, став главным тренером сборной, но неудача в 2011 году привела его к отставке, а спустя четыре года Бареев переехал в Канаду.
Поближе к Гате Камскому, лидеру американских шахмат в период 90-нулевых годов. Молодого Гату Камского (Гатауллу Сабирова) руководство шахмат Татарии планировало пригласить в Казань в конце 80-х, чтобы создать здесь шахматную «империю». Но...

Камские сбежали в Америку.
Среди «новых американцев» следует особо отметить сбежавшего туда ранее экс-одессита Льва Альбурта, который ненавидел СССР с детства. Зачастую в своих книгах и интервью сбежавшие и эмигрировавшие шахматисты предстают такими борцами с советской системой, что «я вас умоляю». Хотя, одну историю поведаем, о которой вспоминал сам Альбурт. Наступил 56-й год, события в Венгрии, и все почему-то думали, а начальство распускало слухи, что начнется интервенция. И я с приятелями (нас было человек пять) готовились встретить этих самых «натовских интервентов» с картой города, где были отмечены здания милиции, КГБ, армейские казармы. Но «интервенты» не пришли, и это было мое первое разочарование в Америке. Ведь должна она была прийти нас освободить и не пришла в итоге.
Уточним, что мальчику на то время было 11 лет. Аркадий Гайдар, написав свою сказку о Мальчиш-Кибальчише в 1933 году, умертвил и увековечил своего героя. А вот Мальчиш-Плохиш остался жив, и в 1945 году реинкарнировался во Льва Альбурта.
Ильдар Ибрагимов
Но шахматных беженцев «альбуртов» было всего трое за 40 лет советского режима, который принято называть «железным занавесом». Альбурт, Виктор Корчной, и сбежавший в Канаду шахматист из Узбекистана Игорь Иванов. Его побег описан в книге Генны Сосонко, вспоминавшего, что «Команду прямо у трапа самолета встречал Виктор Батуринский, в то время – глава советских шахмат. Первым из самолета вышел гроссмейстер Владимир Багиров. «Володя, ну куда вы все смотрели, как можно было допустить такое?..» – «Виктор Давидович, ну почему вы так гневаетесь? Вот с нами музыканты летят, так у них вообще чуть ли не половина осталась. У нас же прекрасная явка», – оправдывался, разводя руками, Багиров.
Если Альбурт сбежал в Америку от хорошей жизни, иначе его пребывание на советской родине не охарактеризуешь, то все татарские шахматисты уезжали вынужденно. Юсупов уехал от страха за свою семью, Даутов там служил, потом женился на местной шахматистке Петре Шнайдер, Камские уезжали из разваливавшейся на 15 частей страны. Еще один татарин Ильдар Ибрагимов уехал в 2002-м, сразу после нашумевшего шахматного матча «Татарстан-Европа», прошедшего в столице Татарстана.
В 2006 году Ибрагимов и Камский стали третьими призерами Олимпиады. В составе американской сборной были местный японец Хикару Накамура, и такие же иммигранты Варужан Акопян, Григорий Кайданов, Александр Онищук.
Через два года Камский снова стал третьим в составе американской сборной, правда, вместо Ибрагимова в сборной был другой иммигрант Юрий Шульман. И в период, когда Бареев перебирался в Канаду, Ибрагимов успел вернуться в родную Казань, став исполнительным директором шахматной федерации республики, а Камский женился, переехав с супругой в Европу. Она они долгое время играли за казанскую клубную команду «Ладья», а Ибрагимов до сих пор продолжает возглавлять эту дружину.   


Рецензии