Беседа 18. Пасха. Воспоминание. Прохождение мимо

Религиозно-философская школа Е.А.Авдеенко               
 А.Е.Иванов

Господь продолжает говорить о Пасхе. Гл.12:13 –

---«И будет кровь вам знамением на домах там, где вы. И увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет у вас казни губительной, когда буду поражать в земле Египта».---

Божественное действие: «пасах ал» - проходить мимо, дало название празднику – «Песах» - прохождение.

---«И будет день этот вам воспоминанием, и празднуйте его, праздник Господа, поколениями вашими, как предписание на век, празднуйте его».---

Воспоминание, по-еврейски – «зикарон». В книге Исход воспоминанием должен быть праздник Песах. В воспоминаниях должно было семь дней есть опресноки. Воспоминанием, также, должна была быть некая запись о победе над амаликитянами, когда Моисей поднимал руки и когда держал, то одолевал Израиль. Здесь необходимо напомнить, что такое есть время Священной истории, в отличие от времени в его земном, психологическом восприятии. Восприятие времени в обычном смысле подразумевает, что оно течёт из прошлого, через настоящее в будущее. Время Священной истории имеет как бы двойную направленность, двойственную природу. Время течёт от настоящего к будущему, но таким образом, что будущее уже присутствует в настоящем. Присутствие божественного промысла и замысла о спасении человека передаётся выражением – «Бог вспомнил». Это означает весть из будущего и что Бог из вечности вошёл во время всемирной истории, которое для человека есть будущее. Если Бог вспомнил Ноя, Авраама, свой Завет с праотцами, то именно так предваряются новые пути ко спасению. Это движение к будущему с поддержкой от Бога, помнящего человека. Движение божественного промысла из будущего в настоящее – «Бог вспомнил», должно быть встречено ответным человеческим действием из настоящего в будущее, которое называется – воспоминание. Оно, как религиозный акт, есть вместилище для спасительного действия, и имеет исключительно духовную природу, и должно каждый раз в Церкви возобновляться. А как воспоминания возобновляются в Церкви? Через ежегодные праздники и через чтения Писаний. Праздник Пасхи должен праздноваться каждый год, как и ежедневное вкушение опресноков, как  воспоминание о центральном событии истории спасения Ветхого завета. Иное, это воспоминания о победе Израиля, добытой по молитвам пророка с поднятием рук. Оно не возобновлялось ежегодно, но должно было быть записано в книгу, чтобы это воспоминание оживлялось для каждого, читающего историю Израиля, как часть Священной истории. Празднование Пасхи не было воспоминанием о прошедшем событии, каковым оно является в современном иудаизме с его линейным восприятием исторического времени, когда прошедшее есть уже прошедшее, а будущее только должно наступить. Ежегодное празднование Пасхи в Ветхом завете заключалось в совершении событий памяти, и оно простиралось к будущему события, удостоверяющему то, что Бог нас помнит. И в таком значении оно открылось в Новом завете. Смысл новозаветной Пасхи был открыт на Тайной вечери, когда впервые совершилось таинство причащения Тела и Крови Господней. Это событие произошло один раз в историческом времени, но как таинство это единократное событие происходит на каждой божественной Литургии. О чём же молятся верующие?.. - «Днесь, Сыне Божий, причастника мя прими». Полное совпадение разнонаправленных потоков, когда Бог человека вспоминает, а человек нечто совершает в воспоминание, происходит на Тайной вечери. В таинстве причастия память о совершённом событии приводится как само событие, о чём и сказал Иисус на Тайной вечери: «Сие творите в Моё воспоминание».

 Господь повелевает о Пасхе – «Празднуйте праздник» - оборот усиления смысла. Пасха и есть главнейший праздник народа Божьего – праздников праздник и торжество из торжеств. Как все месяцы года соотносятся с первым месяцем, в который совершается Пасха, так и сама Пасха есть такое событие, в котором должны соотноситься все праздники сакрального церковного года, все события спасения в жизни человека и Церкви. Все виды жертвоприношений кровавые и бескровные, каждое по-своему говорят о центральной жертве всеприношения на Гогофе. Точно так же и жертвоприношение агнца в праздник Песах указывает на его ключевое значение для всех иных жертв. Далее Исход Гл. 12:15 объясняется, что творить воспоминание о Пасхе должно было через вкушение опресноков в течение седмицы. Это повеление было таким же строгим, как и завет обрезания.

---«Семь дней опресноки ешьте. В самый день первый уберите закваску из домов ваших, ибо всякого, кто ест квасное от дня первого до дня седьмого, истребится душа та от Израиля».---

«Истребится душа» буквально – отрежется. О завете говорится, что он заключается и происходит от глагола – «карат». Как бы отрезается, отсекается от Израиля душа, которая нарушила божественное установление. Завет обрезания Ветхого завета и воспоминание о Пасхе, как образ Нового завета имело то общее, что нарушение одного предписания влекло за собой отсечение нарушителя от церковной общности.

---«И в день первый собрание священное, и в день седьмой собрание священное да будет у вас. Никакую работу не делайте в них. Только что съест всякая душа, это отдельно пусть делается у вас».---

Так, в связи с Пасхой устанавливаются два святых дня – день первый, Пасха, и день седьмой. Это граница священного цикла о семи днях. В недельном счёте дней «йом решом» - день первый, это день после субботы. Он у нас называется – воскресение, а в греческой церкви – Господень день. О субботе в книге Бытия сказано: «Завершил Бог в день седьмой труд свой, который делал». Аналогично в день святой Пасхи народу не полагается никакой работы не делать. В масаретском тексте полагается заботиться только о пище. В Септуагинте иной смысл – «никто дела служебного да не сотворит, кроме того, что делается для всякой души». Септуагинта допускает заботу о душе в священные дни, например – чтение Писаний.

---«И сохраняйте опресноки, ибо в тот самый день Я вывел воинство ваше из земли Египта. Сохраняйте день этот в поколениях ваших предписанием на век. В первый месяц, в 14-й день месяца в вечер ешьте опресноки до 21-го дня того месяца. Семь дне закваска да не находится в домах ваших, ибо всякий едящий заквашенное, да истребится душа та от общества Израиля, пришельца и коренного жителя земли. Ничего заквашенного не ешьте, во всех поселениях ваших ешьте опресноки».    «И призвал Моисей всякого старейшину Израиля и сказал им: извлеките из стада и возьмите себе агнца по семействам вашим и заколите Пасху. И возьмите пучок иссопа и обмакните в кровь, которая в сосуде и коснитесь перекладины и двух косяков от крови, которая в сосуде. И вы никто не выходите за дверь дома своего до утра».---

Здесь интерес представляет трава иссоп. В покаянном 50-м псалме Давид просит: «очисти меня иссопом». На греческий язык перевели как – окропи меня иссопом. Очисти – от глагола «хата». Он имеет значение – грешить, а в ином смысле – приносить жертву очищения от греха и нечистоты. Можно полагать, что через действие окропления можно было очищать от греха. Такую жертву очищения должен был приносить священник. А Давид просит, чтобы эту жертву очищения произвёл Сам Господь, ибо только этой Божией милостью, полагает Давид, он может очиститься.

---«И пройдёт Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на двух косяках, и пройдёт («пасах») Господь мимо двери и не даст истребляющему войти в дома ваши, чтобы поражать».---

Прохождение Господа по земле Египта передаётся двумя еврейскими глаголами: «авар» - проходить между, сквозь, через, и словом «пасах» - проходить мимо. Пасха, как прохождение через Египет, возвращает нас к обстоятельствам прежнего завета Бога и Авраама. Это был завет рассечённых жертв и он описан в книге Бытие в гл.15. Авраам приготовил жертву завета тем способом, что рассёк тела жертв вдоль, на симметричные половины. В Ветхом завете есть только один аналог подобной жертвы. Она произошла при царе Седекии и описана у пророка Иеремии – тельца рассекли на половины вдоль тела и весь народ прошёл между рассечёнными половинами. Но в завете с Авраамом не человек проходил между половинами жертвы, а сам Бог в виде особых светильников-лампад. Что же символизировало это рассечение жертвы Авраамом? Это было греховное, разорванное, не примирённое состояние души человека. А уврачевать эту разорванность может только Христос, Бог, который принял не повреждённое грехом естество человека. После прохождения Бога между частями жертвы Авраама, части жертв были взяты Богом в недра божественного естества: «Бог жертву поел». Тогда явилось понятие, что Бог наш – огнь поядающий, как сказано во Второзаконии, у пророка Исайи и в послании к евреям апостола Павла.

Итак, в ночь Пасхи некто прошёл «авар» по Египту или сквозь Египет, как истребляющий. Всё человечество для истребляющего было поражено, рассечено грехом, и если бы не особая воля Господня, то оно подлежало бы истреблению. Всё население Египта было разделено на две разновеликие части. Те дома, которые были отмечены кровью пасхального агнца, были охранены от истребляющего, и он прошёл мимо – «пасах ал». Люди в домах Израиля были грешны, как и всё человечество, однако именно кровь агнца выделила их из общей массы, чтобы истребляющий ангел прошёл мимо. Как первый завет рассечённых жертв с Авраамом указывал на Христа, который исцелит человека, так и события Пасхи указывают на Христа, жертвой которого был спасён мир. Евреи, которые ныне не принимают Христа как главный смысл Песаха, и как исполнение пророчеств, думают, что они выделены из общей массы грешного человечества не по милости Божьей и его жертвенной любви к человеку, а потому, что назначены носить высшее качество самой человеческой природы и, следовательно, думают они, обладают наследственной праведностью. Между заветом рассечённых жертв и событиями Пасхи есть сходство в том, что действия происходят в ночи. Также между заветом с Авраамом и Пасхой есть прямая связь – завет с Авраамом сопровождался пророчеством об исходе евреев из Египта, о суде над народом, у которого  они были в рабстве и о том, что потомки Авраама выйдут из рабства с имуществом многим. Всё это осуществилось в событиях Исхода.

Имя – истребляющий «ха машхит» происходит от глагола – «шахат», который употреблялся при описании истребления в Великом Потопе. Имя – истребляющий или предающий истлению в водах Потопа, Господь относит к Себе. Сказано: «Я истлевающий их с землёю». Также истребляющими в Писании называются ангелы, которые уничтожили Содом. Истребляющим первенцев Египта тоже был ангел от Господа, которому Бог, однако, не дал войти в дома израильтян. Моисей продолжает говорить:

---«И храните слово это как предписание вам и сынам вашим на век».---

Еврейское – «давар» имеет основные смыслы как – слово, дело и нечто. Поэтому в Писаниях говорится, что хранить надо и слово Божье, и исполнение слов, и то, что есть Пасха.

---«И будет, когда войдёте в землю, которую даст Господь вам, как Он сказал, то сохраняйте служение это».---

Служение – по-еврейски «авода», что имеет значение – работа, рабство и религиозное служение. Египтяне поработили евреев работой, а Господь даёт евреям поработать, послужить Богу. В дальнейшем мы можем видеть, что если народ перестаёт работать Господу, то он попадает в тяжёлый земной труд.

---«И будет, когда скажут вам сыны ваши: что за служение это у вас? То скажете: жертва, Пасха Господу, который прошёл мимо сынов домов Израиля в Египте, когда Он поражал Египет, а дома наши избавил. И поклонился народ, и преклонился».---

Пасхальная жертва относится к жертве заклания и называется – «зевах Песах».

---«И пошли, и сделали сыны Израиля, как заповедал Господь Моисею и Аарону, так сделали. И было в полночь, и избил Господь всякого первородного в земле Египта, от первородного фараона, сидящего на троне своём, и первородного пленника в доме его, и да всякого первородного из скота».---

Событие произошло в полночь. Также и в евангельской притче о десяти девах Жених, образ Господа, приходит в полуночи.

---«И встал фараон ночью он, и все рабы его и египтяне, и был вопль великий в Египте, ибо нет дома, где нет мертвеца. И призвал фараон Моисея и Аарона ночью и сказал: встаньте, выйдите из среды народа моего, и вы, и сыны Израиля, и пойдите и послужите Господу, как говорили вы. И мелкий скот ваш, и крупный скот ваш возьмите, как вы говорили, и пойдите, и благословите также меня».---


Рецензии