Два ведра не веяной ржи
Я это напутствие помнил и был в числе лучших выпускников. С братом, мы после приезда с кладбища и нескольких чарок водки, долго вспоминали этот период, а также жизнь в нашем селе. После отправки отца на войну, он, фактически, с 9 лет исполнял мужскую работу по дому и работу в колхозе. Точно не помню, но после третьего или четвертого класса, он школу бросил – на селе были нужны рабочие руки, в его возрасте – это работа на лошадях. У нашей матери с ним на руках было четверо детей, а он был старший. Это я послевоенный продукт после войны 1950 года рождения, а на их отца, очень скоро, пришло извещение, что пропал без вести, как и миллионы других. После окончания войны он уже полностью работал в колхозе, как я помню, без всяких выходных и нормированного рабочего времени. В колхозах, как таковой оплаты не было: все работали за трудодни, и оплата проводилась по осени по итогам собранного и сданного урожая государству, в основном зерном. Я сам помню этот период, когда работал на лошадях с 13 лет, заготавливая сено и солому вместе с другими на зиму для колхозных коров и овец, которых и мне приходилось пасти, подменяя мать. Вспоминая тот период, он все говорил: за один год работы в колхозе нам с мамой дали два ведра невеяной ржи. Это для семьи, где работала мать с сыном подростком, а на их иждивении трое малолетних детей. По сути, это корм для двух свиней на один день и годовая оплата труда. В моем сознании это не укладывается. Все, кто работал на селе жили в основном за счет подсобного своего хозяйства: огород – 25 соток, корова, овцы, куры, свиньи. По воспоминаньям матери, братьев, сестер – они много ели различной дикорастущей зелени, большей частью лебеды, коневника, которых собирали мешками. Просматривал недавно свои видеозаписи от 1993 года, когда сын Вадим, жил у моей матери, 1910 года рождения, и своей бабушки, учась в институте. Я их записал для истории, вот ее подлинные слова: «С одиннадцати лет ходила за бороной, в восемнадцать лет уже работала за плугом. В двадцать лет жила в семье евреев, в Самаре. Все говно убирала и мыла, зарабатывая на приданое и свою одежду. В двадцать лет вышла замуж. В 15-20 лет все молодые ходили в лес: играли и пели (привела слова Ленина, о том, что работу на завтра не откладывать). Когда началась война, всех повезли, как на мясозаготовку (этот термин популярен при анализе событий СВО). Ели лебеду, илим, хлеба не было, но картошку ели досыта. Сказала и про Сталина, о том, сколько он народу убил. Всем здоровья, чтобы хулиганами не были». Я спросил про себя и свои детские годы, как я был пастухом, заменяя её – вот эти слова: «Пасти стадо коров и овец будила в 4 часа, с собой на весь день давала два яйца, картошку, хлеб и бутылку молока». Всё это с видеозаписи, но продолжаем дальше. При этом еще надо было сдать в колхоз и магазин часть молока, яиц, шерсть. По сути, мы были крепостными, но под лозунгами марксизма-ленинизма. При первой же возможности все бежали в город, в том числе и я. Из нас пятерых на селе остался только один брат, но это отдельная история. Сейчас, когда я захожу в магазин и вижу обилие продуктов, всегда вспоминаю слова старшего брата, по оценке его труда с мамой за целый год. Мой брат один день не дожил до своих 88 лет, но у меня еще есть две старших сестры, в возрасте 89 и 86 лет. Мне ясно, что если бы они не ели столько травы полезной в детстве и постоянно работали, то жизнь их была бы короче. Учит оказывается и нужда. Общаясь с ними, всегда спрашиваю – как живете и здоровье. Не жалуется ни одна – у обоих пенсии, квартиры, дети, внуки и правнуки. Но они часто вспоминают, как жили без электрического света, при освещении одной керосиновой лампой. Уроки иногда учили и от света лучины, которую зажигали от трутня или фитиля. Решил проверить сколько электрических лампочек в своей квартире – около 50, понятно, что включаем по необходимости. Они пережили тяжелейший период своей жизни, они его помнят и всегда говорят: «Слава, Богу! Всё у нас есть». В их этой оценке есть оценка труда десятков миллионов крестьян, с их бесплатным трудом, которые и подняли мощь СССР и ее успехи. Приходится сожалеть, что мы эти достижения теряем и виноваты в этом новые поколения, в том числе, и моё. Моего брата нет уже пять лет, но я постоянно вспоминаю его слова.
Свидетельство о публикации №225120701529
Вы всё правильно написали о своём горьком житье-бытье в советской деревне.
Хочу подметить:
"Чтобы колхозники не посмели покинуть «колхозный рай», им не выдавали паспорта. И только через 57 лет в 1974 году советской власти «колхозное крепостничество» было отменено. Было принято «Положение о паспортной системе в СССР», согласно которому паспорта стали выдавать всем гражданам СССР включая колхозников. За шесть лет в сельской местности было выдано 50 миллионов паспортов.
Заслуги Сталина по преодолению послереволюционной и послевоенной разрухи неоспоримы, но надо учитывать, что подъём страны осуществлялся простым народом и сопровождался жесткими репрессиями. Миллионы граждан прошли через карательную систему советского режима. Промышленность выросла на костях заключённых и репрессированных, сельское хозяйство поднялось на плечах колхозников, которые вынуждены были работать с ненормированным рабочим днём бесплатно за жалкие трудодни".
Более подробно в моей статье "Что было и что есть?"
http://proza.ru/2021/07/18/1469
Любовь Шифнер1 07.12.2025 18:30 Заявить о нарушении
Николай Мишалов 08.12.2025 12:25 Заявить о нарушении