Математика чувств Эдгара По
По — аристократ от мещанства. Его новеллы блещут юмором и стилем, они тонки как скальпель хирурга или нож убийцы. Но юмор и стиль — ещё не всё, в чём нуждается поэзия, чтобы стать великой. Тысячелетия доказали, что из поэм наиболее запоминаются те, что повествуют о Духе, о Подвиге, о Вечном и Прекрасном. Для По эти материи не существуют. Он был буен, как обычный ирландский пьянчужка-забияка. Поэтому в его жизни и возник алкоголь, и даже этому он предавался по-мещански, бросив на полпути и обратившись в завзятого трезвенника. Не иссушал себя гашишем, не травился абсентом. Устраивал скандалы, но не дуэли. По — антиромантик. Он — поэт мещанства, вдохновенный материалист. По пугает не загадочными явлениями, а непонятными и временными обстоятельствами, из которых теоретически всегда можно выпутаться. Загадочное и чудесное появляется у него лишь как элемент человеческого восприятия. A priori ему ясно, что их нет и быть не может. Своими героями По следовало бы делать не путешественников, не европейских дворян, а коммивояжёров, перевозящих ходовой товар и озабоченных лишь тем, как бы подороже его двинуть. Цинизм По был призван ознаменовать торжество рассудка вместо «мнимого» духа. Так он стал певцом новой эпохи, сменяющей отступающий романтизм. Научные опыты, географические открытия. Казалось, человеческому разуму нет предела. Вера отступала в область предрассудков. Только вместо торжества разума восторжествовала плоть, прогресс обернулся деградацией, в том числе интеллектуальной. Этот тупик вызвал к жизни «не от мира сего» художников: Уайльда, Метерлинка, Майринка, Кафку. Даже насмешник Франс, хоть и восставал на сами Небеса, но и он не разуверялся. Он только поменял добро и зло местами и поклонялся одному вместо другого. Безрадостность и бесперспективность существования в рамках господствовавшего скепсиса вызвала потребность в проповедниках иного мира: так и появились Штайнер и Блаватская. Человеку нужно запредельное — то, что ни измерить, ни понять нельзя, то, что уравновешивает его положение в мире.
Свидетельство о публикации №225120701549