О первом псалме Давида
«Псалом первый является началом и основанием всех псалмов. Воспевается в нем блаженный, единый, сильный новый Адам, сильный Муж делом и словом – Христос Господь, сказавший: «Снидох с Небесе, не да творю волю Мою, но волю пославшего Мя Отца» (Ин. 6:38).
Здесь наставление сынам человеческим к творению Господних добродетелей, приближение к Богу, дабы стяжать блаженство жизни вечной. Ибо Христос – древо жизни при воде святого крещения, а веровавшие в Него будут телом Его, как ветви и листья на древе жизни» (архимандр. Наум Байбородин).
* * *
«Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей»
"Блаженство человеческое есть уподобление Божеству. «Блажен и един сильный Царь царствующих и Господь господствующих (1 Тим. 6,15)» «Псалтирь в святоотеческом изъяснении»"
* * *
«Не ходит на совет нечестивых» значит не живёт по подсказке страстей, которые ставят человека на путь греха и делают его губитетем своей души. «Совет нечестивых» это помыслы, советы лукавых духов, через которые эти страсти всеваются в нас. «не стоит на пути грешных» не принимает эти помыслы. «не сидит в собрании развратителей» своей души не укоренился в губительных страстях. То есть предпочёл спасительную свободу от страстей губительной свободе страстей. Самые опасные страсти в их греховном проявлении это «вражда, возношение и осуждение».
Благодаря чему удаётся ему не принимать эти помыслы, и не впадать в рабство страстям?
«Но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет (поучается) он день и ночь!»
«Поучаться» в нём можно только исполняя его, причём не по букве, а по духу. В чём исполнение закона по духу?
Иисус Христос даёт нам ответ: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:37- 40)
Как «поучаться» в этом законе любви? Прежде всего молитвой:
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного. ( любовь к Богу)
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас.(любовь к ближнему или ближним, за которых мы молимся Богу).
Потому что прежде всего в молитве мы мы можем возлюбить Бога и прилепиться к нему своим любящим сердцем. И стать блаженными, потому что блаженство это божественное свойство.
То, благо, которое мы доставляем в молитве себе и ближним, мы не можем заменить ничем другим (никакими другими добрыми делами). Это главное, потому что только «Бог начало середина и конец всякого Блага», в котором нуждаемтся мы и ближние более всего,. Молитва - царица всех добродетелей.
Смиренный не надеется на себя, а надеется на одного Бога, поэтому молитва для него первостепенна. Он знает её цену: Прилепившись сердцем к Богу и попросив у Него, он сам и те, о ком он молится, получат больше полезного для себя, чем они могут получить от всего мира.
А как же добрые дела, в которых нуждаются наши ближние? Тому, кто в молитве подарил своё сердце ближнему, уже ничего не жалко для него (ни времени, ни денег, ни сил).
* * *
Что после молитвы важенее всего, для тех кто день и ночь поучается в законе любви? Хранение трёх маленьких правил любви. Их мы получили от самых опытных в этом деле святых отцов. Ради любви к Богу и ближним
1. Следи за своими недостатками, а не за чужими.
Наблюдение за своим сердцем есть начало трезвения. Главное условие его: «Т о л ь к о с е б е должен ты внимать по силе своей» (прп. Варсонофий Великий).
«Если будешь следить за собою, а не за другими, конечно, найдётся у тебя очень много разных грехов: от самовоззрения и мысли не прийдёт осуждать других, но увидишь их даже святыми» (схиигум. Иоанн Алексеев).
Следить за собой следует «построже и повнимательнее». И не так, чтобы подошёл ко внутреннемому своему зеркалу, посмотерел на себя, отошёл и забыл. В наблюдении за своим сердцем необходима постоянность.
Со временем этот навык приведёт к глубокому смиренному чувству, что ты хуже всех. (Это не понимание, а именно внутреннее чувство):
«Надо стараться, с Божией помощию, развить в ч у в с т в е смиренный дух, чтобы увидеть себя хуже всех. На опыте так и будет, если будешь следить за собой и не обращать внимания на недостатки других» (схиигумен Иоанн Алексеев).
Это значит уже не просто видеть свои грехи, но и чувствовать себя хуже всех, как это чувствовали мытарь, блудный сын, блудница, омывшая ноги Господа своими слезами, благоразумный разбойник и апостол Пётр после своего отречения. Чувствовал себя хуже всех и Иуда Искариот после своего предательства, однако вместо того, чтобы прибегнуть к милосердию Божию он отчаялся.
Поэтому Христос говорит всем тем, кто не имеет в себе этого навыка: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не ч у в с т в у е ш ь?
Итак, усвоивший навык строгого внимания к своему сердцу научился не только видеть, но и ч у в с т в о в а т ь бревно в своём глазе (то есть в сердце), вместо того чтобы замечать сучок в глазе ближнего. А с этим чувством молитва бывает смиренная.
2. Вини во в с ё м только себя, а не других или обстоятельства (но добродушно, то есть без ожесточения и самоедства).
Лучший пример такого самоукорения даёт нам благоразумный разбойник от сердца сказавший на кресте: «Достойное по делам нашим приемлем.» «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Первым своим словом оно во всём винит себя, а вторым, не теряя надежды, обращается за помощью к милосердию Божию.
3. Из любви ко Христу и к ближним старайся отсекать свою волю перед ними.
(Не торопись высказаться сам, а внимательно выслушай другого. Не любопытствуй. Не задавай лишних вопросов. Не давай советов, если тебя не попросили. Не настаивай на своём, будь уступчивым, если это не касается ключевых вопросов веры.) Не ради самосовершенствования, а ради любви, потому что в этих делах проявляется любовь к Богу и ближнему не на словах, а на деле.
В этих трёх "малых" навыках основа смиренномудрия (1-й и 2-й навыки) и смирения (3-й навык). Без усвоения их очень трудно, если не невозможно исполнить заповеди Нагорной проповеди. Потому что благодать даётся Господом за смирение. А без благодати Божией мы не можем исполнить заповеди.
* * *
Что бывает с теми, кото таким образом (то есть краткой, но частой молитвой о себе и о ближних и хранением трёх малых правил) поучается в законе любви?
«И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время своё и лист которого не вянет; и во всём, что он ни делает, успеет».
«Исходищи вод» питающие «корни» смиренных это благодатная молитва, даруемая Богом, частое Причащение и ежедневное чтение Священного Писания и размышления над его тайнами.
Благодаря этим «водам благодати» такой человек как хорошее «древо» «приносит плод свой во время своё» То есть ещё в земной жизни.
* * *
Что это за плод?
«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22)
«Корень же всех благ он полагает, во-первых, в любви, а потом в радости. Ибо любящий всегда радуется, даже и когда переносит зло, потому что на причиняющего зло он смотрит, как на благодетеля. Но радуется о Боге, так как все для Него делает и переносит, и вследствие этого веселится с благой совестью. А от любви и радости он пользуется и миром душевным, потому что не волнуется помыслами и со всеми посторонними. А если, казалось бы, он и оказывает вражду к кому-нибудь, то враждует не против самих людей, а против их пороков; он любит их как братьев, и эту вражду он проявляет к их пользе, чтобы они исправились.
"долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание"
Долготерпение по Писанию тем, по-видимому, отличается от кротости, что долготерпеливый после долгого размышления, не поспешно, но медлительно, полагает соответственное наказание на грешника; а кроткий совсем прощает. Как например, Моисей, простивший Мариам и Аарона, был назван кротким пред всеми живущими на земле. Благость же нечто более общее сравнительно с милосердием). Благ Господь ко всем вообще, но милосердие благодетельствует только достойным, по выражению: «ублажи, Господи, благия» (Пс. 124:4). И о вере говорит не о простой, но о той, которая двигает горами, которая несомненно верит, что невозможное у людей возможно для Бога. Но выше всего воздержание не от яств только, но и от всего дурного.» (Блж. Феофилакт Болгарский)
* * *
«Не так — нечестивые: но они — как прах, возметаемый ветром.»
А нечестивые не приносят духовного плода. Они как легковесная и бесплодная мякина носимая ветром страстей и сует, прежде всего враждой, возношением и осуждением. Или как безжизненный прах.
«Потому не устоят нечестивые на суде и грешники — в собрании праведных.»
Они не имеют прочного божественного осонования в себе, ибо полагались только на себя и свои страсти. Поэтому они и не устоят на суде ветер страстей унесёт их в погибель.
Свидетельство о публикации №225120701590