Подарочки волхвов. Запись в дневнике 7. 12. 25
Сегодня утром я в полусне вспомнил одну женщину, которая настоятельно мне рекомендовала есть всякий жир, хрящи, прожилки, не вырезать их из мяса, из которого я себе что-то готовлю, обязательно всё жарить только на растительном масле, и постоянно есть куриные ноги, обгладывая кости. Я ей объяснил, что всё это я не выношу, что мне противно это употреблять, от одной мысли передёргивает, но она настаивала на том, что я должен себя заставить полюбить растительное масло, сало, хрящи, прожилки, начать готовить себе холодец, и курочку. И я не понимаю, зачем она мне всё это говорила. Она хотела, чтобы мне было плохо? А может она решила, что она эксперт по здоровому питанию? Или просто хотела как-то продемонстрировать мою зависимость от неё? Впрочем, теперь это не важно. В итоге кончилось всё тем, что я её заблокировал, и теперь сожалею, что вообще начал с ней общаться, не заблокировал её после первого хамского послания, совершенно неадекватного.
В силу того, что вчера я рассматривал тяжёлую для меня тему, сегодня я решил препарировать нечто попроще, хотя для меня эта тема уже заезжена. Подниму я вопрос о подарках! Ранее я неоднократно заявлял, что все подарки по сути являются дарами волхвов сыну божьему, которые оказались ему совершенно не нужны. Я говорил о том, что люди сами толком не в состоянии разобраться в том, что им надо, а другой человек точно не может знать, что надо ближнему его, а что не надо. Большинство людей радует ни сколько сама вещь, которую ему подарили, сколько сам факт того, что ему кто-то что-то подарил, пытаясь продемонстрировать этим жестом свою лояльность, почтение, уважение, страх. Таким образом, люди, получая подарки, чувствуют себя более значимыми, востребованными, уверенными в своём положении, которое они занимают в социуме. Женщинам, к примеру, не особо нужны цветы, но если им их кто-то подарил или не подарил, то они радуются или злятся. Хотя тут же не знают, куда бы эти цветы засунуть, чтобы не таскать их на протяжении свидания. И я бы не сказал, что их особо интересуют цветы с эстетической точки зрения, больше, стоимость букета, чтобы оценить ухажёра. А то, что цветы завянут на следующий день их не особо беспокоит. И если подарить женщине цветок в горшке, который останется с ней надолго, то большая часть женщин довольна не будет.
На этот раз я хотел бы больше поковырять психологию дарящих подарки. Я знал людей, которые были патологически жадными, но при этом обожали дарить подарки, и их особо не интересовало, кому они дарят подарки. Мне стало интересно, как они могут при всей своей жадности, то есть страхе остаться без ничего, могут решиться на то, чтобы преподнести дорогой подарок даже тем, кого они ненавидят, без какой-то выгоды для них и принуждения со стороны получателей этих подарков. Мне сразу бросилось в глаза то, что эти люди дарят совсем не то, чего хотел бы получатель подарка, а то, что нравится им. То есть человек, таким образом навязывал свою волю тому, кому дарит подарок. Я помню, когда одна женщина получила в подарок диск с музыкой, которую она не понимала совершенно, потому не хотела слушать, но мужчина, возомнивший себя экспертом в музыке, подарил ей именно ту музыку, которую считал стоящей, да ещё и потребовал, чтобы она эту музыку включила и погромче. И ей было неудобно ему отказывать, и пришлось слушать эту музыку и хранить диск, потому что духу у неё не хватало послать этого мужика с его музыкой подальше.
Однако, в последнее время, уже как-то не принято дарить что-то конкретное, и дарят деньги в конверте или подарочные карты, чтобы получатель подарка мог всё-таки выбрать то, что нужно ему и не подвергался изощрённому насилию со стороны дарящего. Но и в таком случае я наблюдал, как жадные люди, устраивали аттракционы невиданной щедрости даже для тех, к кому они особых симпатий не испытывали. И дело тут в том, что страх остаться в нищете у них замещался страхом прослыть скупердяями. Некогда и я, благодаря первой жене обнаружил в себе эту боязнь, с горечью понял, что не чисты мои мотивы, когда я бываю щедрым. Жена, конечно, тут же начала меня стыдить и потребовала купить ей побольше дешёвого алкоголя в качестве компенсации за то, что она живёт с таким безнравственным человеком, как я. А я всё думал дальше, о своих мотивах для щедрости и попутно разбирался с мотивами окружающих людей.
В принципе, подарок может быть оскорбительным, в том случае, если посмотреть на него, как на попытку быстро и просто добиться чьего-то расположения, демонстративно избегая общения с этим человеком, не проявляя интереса к нему. Подарок может быть некой покупкой лояльности, взяткой, и даже если размеры этой взятки внушительны, и она будет принята, то потом, этот человек может неожиданно подгадить своему благодетелю вопреки первобытным понятиям о справедливости. И тут может быть уместным вспомнить буддийскую притчу о настоятеле монастыря, которому один состоятельный чиновник на протяжении долгого времени делал внушительные пожертвования. И как-то этот чиновник пригласил настоятеля монастыря к себе в гости на обед и очень тонко при всей своей семье намекнул ему на то, что не мешало бы ему от имени всех монахов хоть раз поблагодарить его за пожертвования. А настоятель возмутился и заявил, что это чиновник должен его благодарить за то, что он берёт его деньги и тратит их на монастырь, и таким простым способом хоть как-то приобщается к культуре, духовности, философии.
Бывает так, что принятие подарка и последующее владение им налагают на принимающего обязанности и ответственность. Подарят человеку домашнее животное, не спросив его о том, хочет он заботиться об этом животном или нет, и человек потом мучается и вместе с животным. Иногда человек соглашается возложить на себя ответственность, толком не понимая, что она из себя представляет. И тут уместно вспомнить о том, как одни родители подарили любимому и единственному сыну на восемнадцатилетие автомобиль. И этот парень знал, что для того, чтобы пользоваться автомобилем нужны права, знал, что нужно платить за страховку и дорожный налог, проходить технический осмотр, знал, что автомобиль нужно чинить и ухаживать за ним, но он не знал, что за руль можно садиться трезвым, потому в свой же день рождения, он сел за руль в невменяемом после торжества состоянии и умудрился на стоянке, разбить два десятка дорогих автомобилей вместе со своим. Тюремного срока он не получил, но лишился водительских прав на пять лет, месяц пребывал на исправительных работах, где ему разбили лицо, примерно так же, как он разбил дорогие машины, и потом ему надо было в течении десяти лет выплачивать страховым компаниям компенсацию за разбитые авто, отдавая больше половины заработной платы.
Исходя из этого можно заключить, что человеку, конечно, можно что-то подарить, но невозможно подарить ему способность владеть этим. А если подарить человеку то, чем он владеть, не способен, то это будет или бесполезно или вредно для получателя подарка. Но может и послужить ему вызовом, благодаря которому он изменится, приобретёт полезные ему знания и навыки. Подарили одному мальчику аккордеон, и он, от нечего делать начал на нём учиться играть, а потом стал всемирно известным музыкантом и долгое время радовал миллионы своими выступлениями. Хотя отец, когда выбирал сыну подарок, даже и не подозревал, что его сын вообще научится на нём играть, ему просто хотелось побыстрее прекратить поиск подарка, и он остановился на музыкальном инструменте, который продавался со скидкой. С другой стороны, этот мальчик, возможно, и без аккордеона в подарок, увлёкся бы музыкой и стал тем, кем он стал, а возможно, стал бы писателем, если бы отец ему подарил печатную машинку, вместо аккордеона.
Бывает и так, что ребёнка интересует альпинизм, к примеру, или какой-то спорт, или ещё что-то, и окружающие могут дать ему денег для того, чтобы он мог заниматься тем, что его интересует, и это по идее может дать ему возможность проявить себя в полной мере, которой он был до этого лишён. Но, с другой стороны, если человеку что-то даётся даром, то это может обесценить для него этот дар и он может поступить с ним небрежно и потерять, а когда ему не дадут этот подарок повторно, охладеть к любимому делу, из-за трудностей, к которым он не привык. Это очень хорошо видно на примере знаний. Ведь если чего людям и не хватает, то это знаний и навыков, а не каких-то предметов. И очень часто бывает так, что людям предлагают знания в подарок, а они раздражённо их отвергают, говоря, что нечего их учить жить, лучше бы помогли деньгами. А потом получается, как в анекдоте с торговцем галстуками в пустыне, который предложил галстук умирающему от жажды путнику, тот попросил воды и отказался покупать галстук, что логично, но потом, путник дошёл до оазиса, зашёл там в заведение, заказал у официанта графин воды, а тот ему сказал, что в их заведении без галстуков не обслуживают и выгнал его.
Можно подарить голодному человеку рыбу, и он попросит её на следующий день, а потом начнёт требовать её постоянно и готов будет убить благодетеля, если он перестанет его кормить рыбой. Можно подарить голодному удочку, но нужно будет ещё научить его ловить рыбу, объяснить ему насколько ценна эта удочка и умение ею пользоваться. И в таких случаях люди часто удочки берут, но учиться ими пользоваться не хотят, и ценности удочек и умения рыбачить осознать не могут. Но на самом деле голодный нуждается не в рыбе, не в удочке, не в обучении рыболовству, а в желании научиться мастерить удочки и ловить рыбу. А можно ли передать подобное желание от одного человека к другому? Теоретически можно, если явиться к голодающему в образе призрака, например, напугать его до полусмерти, и велеть ему учиться ловить рыбу и мастерить удочки. И в таком случае, возможно, у голодающего появится желание чему-то научиться и что-то сделать, а возможно, что он напугается так, что решит лучше сразу умереть, чем чему-то учиться. И из этого видно, что одного желания научиться чему-то мало, нужна ещё некая уверенность в том, что это необходимо, что это возможно, а это обычно даётся в детстве, в процессе воспитания, или с пережитым опытом даже в зрелом возрасте.
Исходя из того, что люди нуждаются сугубо в желаниях чему-то научиться и чем-то заниматься, а не в предметах, не в деньгах, не в каком-то обучении, можно наконец понять, что всё, что люди переживают, чем бы это ни было, беды, горе, радость, удача, трудности — это всё несёт в себе какие-то желания, то есть подарки, самые ценны дары. Надо только эти подарки принимать с благодарностью за них к жизни. Надо бережно их распаковывать и рационально ими пользоваться, а не хныкать и не требовать от жизни, чтобы пришёл кто-то другой и сделал всё вместо тебя. Никто не может вместо кого-то прожить жизнь.
Свидетельство о публикации №225120701622