Человек и социум. 7 Обиды

                Обидой захлебнувшись
                Вслед тебе смотрю я...         

При конфликте с окружающими
Людям самим трудно рассудить:
Кто прав,  кто виноват.
Рассудить конфликт может
Независимый сторонник.
К сожалению, мы вынуждены
Сами разбираться 
В наших проблемах,
Но из-за недостаточности опыта,
Не умеем расставить акценты,
И не всегда можем отстоять себя.
Поэтому...столько обид
И  разочарований.
Живёт в наших душах.  ? 

Бытовые и личные разногласия – неизбежная часть человеческого взаимодействия.    В основе часто лежат три ключевых фактора: трудность самостоятельного рассуждения (субъективность восприятия), недостаток опыта (эмоциональная некомпетентность) и обилие накопленных обид.
Как выбраться из этого лабиринта и наладить конструктивное общение.

а) Феномен субъективности восприятия: "У каждого своя правда".
В психологии это явление объясняется субъективностью восприятия и "фундаментальной ошибкой атрибуции" – склонностью людей объяснять поведение других их внутренними качествами ("он злой"), а свое собственное – внешними обстоятельствами ("меня вынудили").

б)Иллюзия объективности: Каждый участник конфликта искренне считает свою точку зрения единственно верной и объективной.
Каждый участник конфликта видит ситуацию через призму своего личного опыта, ценностей, страхов и текущего эмоционального состояния.
То, что для одного человека является необходимой защитой личных границ, для другого может выглядеть как беспричинная агрессия или эгоизм.

в) Искажение фактов: В состоянии эмоционального напряжения наше мышление становится туннельным. Мы фокусируемся исключительно на собственной боли, игнорируем или недооцениваем позицию оппонента и "удобно" искажаем факты, чтобы поддержать свою картину мира.
 
Фраза "из-за недостаточности опыта, не умеем расставить акценты, и не всегда можем отстоять себя" описывает проблему низкой эмоциональной компетентности и отсутствия навыков ассертивности (умения отстаивать свои права, не нарушая прав других).
Эмоциональный интеллект (EQ): Многие люди не умеют распознавать свои истинные чувства и потребности. Вместо того чтобы сказать: "Я чувствую себя одиноко и мне не хватает внимания", человек может инстинктивно реагировать агрессией ("Ты меня никогда не слушаешь!") или избеганием.
 
Накопление обид и разочарований: Цена невысказанного.
Когда проблема остается "непроговоренной" или "незакрытой", конфликт становится дисфункциональным , то есть проявляются ненормальности в поведении.

Эмоциональный груз: Невыраженные обиды, фрустрации и разочарования не исчезают. Они накапливаются как токсичный балласт, превращаясь в хроническое напряжение, тревогу, цинизм и глубокое недоверие к окружающим.
 
Большинство бытовых разногласий — это не битва за истину, а столкновение субъективных реальностей, усугубленное недостатком навыков общения и тяжелым грузом старых обид. Признание этих психологических механизмов – первый шаг к тому, чтобы разорвать порочный круг деструктивных ссор и перейти к взаимопониманию и сотрудничеству.

Изучаю эту тему проговаривая вслух.


 07.12.2025


Рецензии
Разбирая спорные вопросы, наш отец требовал от сторон глядеть друг другу в глаза и брать вину на себя. Обе стороны вынуждены были идти на уступки, если од даже одна из сторон казалось правой.
Уметь выслушать друг друга -очень ценное качеств. Недосказанность -причина обид и ссор.

Зура Итсмиолорд   07.12.2025 09:28     Заявить о нарушении
Благодарю за замечательную рецензию.
Ваш отец ещё и мудрый, внимательный наставник,
это Вы доказали в приведённом примере.
Всего Вам доброго!



Артемидия   07.12.2025 13:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.