Премьера оперы Анна Болейн в МАМТе

«АННА БОЛЕЙН». ТРИУМФ ПРЕМЬЕРЫ

В конце ноября 2025 года в Мариинском театре были торжественно объявлены имена победителей всероссийской оперной премии «Онегин». В номинации «Событие» премия присуждена постановке оперы Гаэтано Доницетти (1797 -1848) «Анна Болейн» в Московском музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (МАМТ). Причем, так замечательно совпало, что мероприятия, проводившиеся в рамках премии, захватили и 29 ноября – день рождения Доницетти, словно подарок композитору сквозь века.

Героями дня, а, точнее, года стали режиссер-постановщик «Анны Болейн»  Сергей Новиков, художник-постановщик и художник по костюмам Иван Складчиков, музыкальный руководитель и дирижёр Феликс Коробов. Причем, Сергей Новиков стал дважды лауреатом: он еще победил в номинации «Режиссер». В номинации «Роль второго плана» лауреатом стала молодая солистка МАМТа Маргарита Глазунова за партию пажа Сметона. И это тот нечастый случай, когда выбор победителей был практически единогласным!

Впервые опера «Анны Болейн» была представлена публике 26 декабря 1830 года в миланском театре Каркано. Либретто написал Феличе Романи на основе двух пьес: «Генрих VIII» М.-Ж. Шенье (1791) в переводе И. Пиндемонте и «Анна Болейн» А. Пеполи (1788).

Через полгода после миланской премьеры «Анну Болейн» поставили в Лондоне. С этого момента начался период европейской славы маэстро Доницетти. Как раз
в это время заканчивает свою композиторскую карьеру Джоаккино Россини,
и Доницетти становится одним из двух самых знаменитых мастеров итальянского бельканто, соревнуясь в популярности с Винченцо Беллини.

Одним из свидетелей триумфальной премьеры «Анны Болейн» был М.И. Глинка, высоко оценивший оперу и написавший два произведения на её темы – серенаду и септет.

Премьера «Анна Болейн» в МАМТе состоялась в июне 2025 года, затем серия премьерных спектаклей прошла в сентябре, и от спектакля к спектаклю зрительский интерес и последующий восторг усиливались, а слух о выдающейся постановке распространился по всей Руси великой со скоростью света.

Интерес к постановке МАМТа вызван еще и тем, что «Анна Болейн» в ХХ веке в России и СССР не ставилась. И даже гастрольный план театра «Ла Скала» в 1964 году, который первоначально предусматривал показ в Москве (в Большом театре)  «Анну Болейн» с Марией Каллас в главной партии, претерпел изменения: вместо «Болейн» привезли «Лючию ди Ламмермур» с Ренатой Скотто. В ХХI веке «Анна Болейн» несколько раз исполнялась в концертных версиях (в частности, силами Театра Санкт-Петербургской консерватории), но задачу создать полную сценическую версию до МАМТа не ставил перед собой ни один российский оперный театр.

Отрадно, что Сергей Новиков создал традиционную в лучшем смысле слова постановку, без смешения жанров, без выискивания в произведении смыслов, которых в нем не было и нет: ни скрытых, ни третьих, ни пятых и ни десятых. Он дал возможность певцам наполнить свои партии-роли максимальным психологизмом, драматизмом и естественностью поведения, которое персонажи оперы сочли верным (для себя) в непростой атмосфере английского королевского двора. Именно это, тем более, при жестоком, трагедийном сюжете «Анны Болейн» и трогает публику, даже не трогает, а пронзает насквозь.

Сотрудничество Сергея Новикова и Ивана Складчикова дало потрясающий результат: они создали спектакль такого масштаба, красоты и силы, что его, «сравненья все перебирая, не знаю, с кем сравнить» (в данном случае – с чем). Разве что с «Борисом Годуновым» в Большом театре в постановке Леонида Баратова и сценографии Федора Федоровского (1948 года) и, возможно, с «Хованщиной» в Кировском театре 1960 года, тоже в постановке Баратова и Федоровского. Этот спектакль и сейчас остается в репертуаре Мариинского театра, правда, в новой сценической версии Юрия Александрова и художника возобновления Вячеслава Окунева. Говорят, что на декорациях к «Борису Годунову» Баратова и Федоровского написано: «Хранить вечно». Написано ли подобное на декорациях к «Хованщине», мне неизвестно, но на декорациях и костюмах Складчикова я бы написала эти слова непременно.

Его декорации и особенно костюмы – историзм, вкус и стиль! Восторг и загляденье! Меня не оставляло чувство, что Иван не только досконально изучил портреты и картины в Английской Национальной галерее (The National Gallery) в Лондоне и в музее «Лондонская темница» (London Dungeon), но и что он жил при дворе короля Генриха VIII и сам носил некоторые из представленных в спектакле костюмов, настолько поразительно точны были их фасоны, роскошны правильно подобранные ткани, соответствующие историческим, головные уборы и украшения! А определенный стиль костюмов и особенности моделей диктуют правильные движения и жесты артистов на сцене, а это, безусловно, добавляет реалистичности и достоверности постановке. Как говорит сам Складчиков, «как художнику мне неинтересно одевать людей в костюмы из современных модных магазинов. Мне кажется, попытка осовременить спектакль должна начинаться со взаимоотношений героев, а не с того, чтобы переодеть их
в современные одежды. Отказываясь от историзма, мы убиваем ту эстетику, ради которой зритель идет в театр. Я имею в виду широкого зрителя, который хочет видеть на сцене Анну Болейн в эпоху Анны Болейн».

Декорации тоже реалистичные. Серые каменные стены Виндзорского замка, узкие готические окна, роскошная королевская спальня, изумительной красоты «старинные» гобелены, в одной из картин – сад за окном. Что интересно, деревья у Складчикова очень высокие, но абсолютно голые – ни листика. Необычный момент спектакля: во время смены декораций эти деревья-исполины вдруг мгновенно спустились с небес (с колосников), заменив собой дворцовые покои на старинный сад. И всё же, почему деревья голые? Может быть, потому, что когда поведение героев спектакля не украшено дворцовым этикетом, они остаются один на один со своими обнаженными душами?

Дамир Исмагилов, мастерски играя светом, и подчеркивал достоинства сценографии, и усиливал впечатление от всего происходящего в спектакле.

Для исполнения сложнейшей белькантовой музыки «Анны Болейн» требуются певцы высочайшего уровня, владеющие стилем бельканто. Гаэтано Доницетти создавал партию Анны для знаменитой певицы Джудитты Паста (1797 – 1867), а в ХХ веке в партии Анны Болейн блистали великие оперные дивы своего времени: Джоан Сазерленд, Мария Каллас, Лейла Генчер, Монсеррат Кабалье. Российская дива наших дней, примадонна МАМТа Хибла Герзмава до постановки Сергея Новикова исполнила Анну Болейн в театре «Ла Скала», и, конечно, пела в премьерных спектаклях родного театра.

Однако, в «моем» спектакле Анну Болейн исполняла другая солистка МАМТа Наталья Петрожицкая. Партия Анны, требующая огромного диапазона - от драмсопрано до колоратурного, да еще крайне протяженная и драматургически насыщенная: в четырехчасовом спектакле Анна почти всё время на сцене и почти всё время поёт, - оказалась певице по силам, причем, и вокальным, и актёрским. Петрожицкая продемонстрировала впечатляющий диапазон своего голоса, погружение в роль и то, что называется сценическим присутствием (stage presence) – на сцене была именно королева, именно Анна Болейн. Отлично прозвучала Петрожицкая и в дуэтах, и в ансамблях, и к концу оперы не проявила признаков усталости голоса.

Сцена казни Анны, уже сошедшей с ума от ужаса происходящего, – от коварства и предательства мужа Генриха VIII (Максим Даминов); от того, что её приближенная фрейлина Джейн Сеймур (Ирина Ващенко) в перспективе станет женой её мужа; от того, что лорд Перси (Давид Саникидзе) всё так же любит её, но любовь его осталась невостребованной, а теперь уже не будет возможности окунуться в неё; от того, что маленькая дочь Елизавета (Валерия Новикова) останется сиротой, - поставлена просто, но сильно: по пустой, высокой лестнице, ведущей в никуда, а точнее, в небо, поднимается Анна в своем королевском платье, а момент отсечения головы публика, к счастью, не видит: его символизирует и скрывает мгновенно слетающий с колосников занавес цвета свежей крови.

Высокий, фактурный мариинский бас Максим Даминов – еще одна большая удача постановки. Его крупный, звучный голос красивого тембра, владение стилем бельканто, погружение в образ одного из самых жестоких королей династии Тюдоров, умение носить костюм короля в сочетании с прекрасным исполнением роли и партии Натальей Петрожицкой усилили восприятие спектакля зрителями до степени проживания ими всего происходящего.

Маргарита Глазунова прекрасно исполнила роль пажа Марка Сметона и вокально, и актерски. Для молодой певицы – это серьезная заявка на будущее. Однако исполнителям других партий стоит еще поработать над стилем бельканто.

Музыкальный руководитель и дирижер Феликс Коробов провел спектакль «на нерве», мощно передавая заложенные в музыке страсти, но при этом соблюдал
баланс между оркестром и вокалистами, предоставляя певцам возможность продемонстрировать свои голоса и мастерство в полной мере.

А если выйти за временнЫе пределы оперы, то узнаем о подтверждении старой истины – о том, что на чужом несчастье своего счастья не построишь: Джейн Сеймур умерла после родов, успев побыть королевой чуть больше года (со дня коронации 30 мая 1536 года до 24 октября 1537 года). 


Рецензии
Какая замечательная рецензия! Читать ее чрезвычайно интересно! И об исполнении оперы в Московском музыкальном театре им.Станиславского, и об истории постановки оперы, и о замечательных костюмах, декорациях Ивана Складчикова, и о выдающейся работе режессера Сергея Новикова. Я видела только фотографии со спектакля, но и они впечатляют и завораживают. А после пррчтения рецензии захотелось увидеть этот выдающийся спектакль и в театре!

Мари Козлова   07.12.2025 20:17     Заявить о нарушении