Сведения о сражении лезгин с внуком Дергах-Кули-бе
«Таким образом, персы были посрамлены и обманулись в своих ожиданиях, а хазары [лезгины], забрав добычу, радостные возвратились к себе. Это случилось осенью 1170 г. [1721 г.]. Когда кончилось страшное зимнее замерзание реки [Хачен-чай — река в Карабахе. — прим. А.А.] и приблизилось приятное дуновение весны, показавшееся нам очень тяжелым, в марте, при приближении великой пасхи господней, они [лезгины] опять вооружились своим злым намерением, собрались более чем в двойном количестве, составили отряды и, как саранча, тысячами и десятками тысяч, пройдя через Врата Железные [Дербент. — прим. А.А.], дошли до Шемаха.
Двинувшись оттуда, они прибыли и остановились лагерем у плодородной равнины Муганской, на том месте, где соединяются реки Кура и Аракс. Один из персидских полководцев, по имени Чардахжи, также с большим войском стоял лагерем около Баркушата [в настоящее время ныне село Баргюшад [азерб. B;rg;;ad/Ucar] в Уджарском районе современного Азербайджана. Кроме того, село «Баргушат» существует и в муниципалитете Капан Сюникской области современной Армении. — прим. А.А.] на берегу того же Аракса. При одном только слухе о них этот безбожный муж бежал и исчез из своего лагеря. А воинственные и кровожадные хоны [лезгины], поднявшись по реке до пределов Баркушата, вступили в страну Тизака [Дизак — совр. Гадрутский район Карабаха. — прим. А.А.], заняв его горы и равнины.
По своему обыкновению они, как опытные жнецы, начали наступать на них [на жителей]. В той стране обитало много христиан и магометан, и вот, в день великой субботы [4-го апреля 1722 г. — прим. А.А.], напав на них, они [лезгины] в течение трех дней резней и уводом в плен населения превратили в пустыню, густонаселенную и изобилующую скотом ту область. Отсюда [из Дизака] они прошли в область Варандинскую [позже Варанд — Степанакертский район Карабаха. — прим. А.А.]. То же они совершили и здесь. Но местный мелик Пагир [мелик Багир Шахназаров. — прим. А.А.] спешно послал к ним навстречу некоторых из своих мужей с подарками и освободил часть пленных и свою область. Оттуда [из Варандинской области] они без страха, смело пришли в область Хачен, так как никто к ним не вышел навстречу ни с дружбой, ни с оружием. Вообще все показали им спину. Поэтому им и удалось так легко вступить сюда, и они совершили все, что пожелали, чего я не в состоянии и описать.
В течение одного дня, начиная от реки Каркара [Каркар-чай в Шушинском районе. — прим. А.А.] до реки Дрдувакан [р. Тертер-чай. — прим. А.А.] и до реки Чараберта [приток Тертер-чая. — прим. А.А.], в горах и на равнинах они [лезгины] произвели сплошное опустошение. Сначала они сожгли деревянные дома и жилища сельчан, потом напали на жителей, спускали их с горных вершин, вытаскивали из пещер, из лесных чащ и зарослей кустарника и забирали в плен. Забрав при них же домашнюю утварь, погнали их вместе со стадами скота, табунами, гуртами овец и других четвероногих вниз по р. Хачен. Перемешанные вместе пленные и скот быстро передвигались подобно стремительному потоку, напоминая своим шествием великую армию. Это мы видели своими глазами, ибо мы, спасшись бегством, добрались до вершины горы, что выше святого престола Гандзасарского [Гандзасарский престол — местопребывание албанских католикосов. — прим. А.А.], и нога их [лезгин] не смогла добраться до нас, оттуда мы и наблюдали все происходящее. Это случилось 20-го апреля 1171 г. [1722 г.], в день первого воскресенья после Пасхи [Ошибка в рукописи. В 1722 г. пасха была 25-го марта. Первое воскресенье после пасхи приходится на 1-го апреля. 20 же апреля [2-го марта] была пятница. — прим. А.А.].
Надо было видеть бедствие оставшихся после них, плач убиваемых, рыдания пленных, печаль матерей, гибель взятых в плен детей, грабеж имущества, голос рыданий и ужасный вид рассеченных пополам мужей. Изменив свойство гор и суровых скал, [люди] превратили их в соучастников своей печали [n. е. даже горы и суровые скалы оплакивали их. — прим. А.А.]. Войско же неприятельское, забрав добычу и пленных, смешало их со своим лагерем и, отправившись из Аканакерта [крепость в Хачен. — прим. А.А.], стало лагерем у моста, называемого Гары-керпи [Кары-керпи [«мост старухи»] — мост через р. Тертер-чай. — прим. А.А.] на берегу р. Дрду, называемой теперь по-персидски Тхарткар [Тертер]. Оно там оставалось недолго и не смогло причинить особенного вреда области Чараперт и Партав, так как те [жители Чараберта и Партава], предупрежденные, успели укрепиться в неприступных горных местах, а молодые оказали сопротивление и убили многих вражеских воинов. Поэтому они [лезгины] спешно переправили через великую реку Кура добычу и пленных и увели в свои области, а сами поспешили напасть на город Гянджу.
Сюда к ним явились владетель Чараберта, великий парон [титул средневекового владетеля. — прим. А.А.] Калпали-бек [Калб-‘Али-бек] и Гайнаги [Гусейн-ага/Хусайн-ага. — прим. А.А.], внук Дергах-Кули Султана [внука Бакинского султана Дергах-Кули звали ал-Хусайн-Кули. Дергах-Кули погиб предположительно в 1738 г. в Зенджане], которые, растерявшись и испугавшись ожидаемых насилий, бежали в область Цар [Область Цар находилась на ю.-в. побережье оз. Гокча, ныне Севан. — прим. А.А.]. Спустя несколько дней он [Калб-‘Али-бек], отдав своего сына в заложники, тайно опять возвратился к себе. А они [лезгины] обложили гор. Гянджа и держали его в осаде 12 дней или около этого, но ничего не смогли сделать: горожане оказали им сопротивление, а заранее осведомленные об их приходе богачи и состоятельные люди ушли в гор. Тпхис [город Тифлис. — прим. А.А.] к иберскому царю Вахтангу [речь идет о картлийском царе Вахтанге VI. — прим. А.А.] и просили его прийти к ним на помощь. Он обещал прийти. И действительно, когда стали один за другим прибывать к нему посланные [из Гянджа], он двинулся на лезгин с сорокатысячным войском, и как только он приблизился к Шамхорской области, они стали отступать к реке Кура, а потом один за другим исчезли в течение трех дней, уйдя в свои места. Царь же иберский Вахтанг с многочисленным, более чем сорокатысячным войском, пришёл и стал лагерем на южной окраине гор. Гянджа...».
Подготовил с примечаниями: ‘Али Албанви
Примечания:
№1. С учётом того обстоятельства что сын Дергах-Кули-бека, Мирза Мухаммад-хан родился в 1727 году, т. н. «внук» Дергах-Кули-бека, ал-Хусайн-Кули, в 1722 году никак не может быть совершеннолетним. Вероятно в источнике речь идёт о каком другом родственнике Дергах-Кули;
№2. После взятия Баку русскими здесь было создано командное управление, а комендантом Баку был назначен князь Барятинский. Управляющим городом был назначен Дергах-Кули-бек. По сведениям южнодагестанского историка А.-К. Бакиханова [1794–1849], «Дергах-Кули-бек, сын Хайбат-бека, происходил от нуркуджурских [в издании за 1991 год: «муркурджурских». — прим. А.А.] владетелей, потомков Табасаранских [Табаристанских/Мазендеранских. — прим. А.А.] испахбадов [пехл. сипахпад/спахбед/испахбед. — персидский титул Гилянских и Табаристанских правителей, означающий букв. «главнокомандующий»]. Предки его, во время прибытия в Ширван при Ахмад-хане Гилянском, в 1000 [1592 г.] переселились в Баку, где, имея свой удел, были старшими над юз-баши [сотенные — начальники земского войска]. Остатки их укреплённого дворца ещё и поныне существуют в деревне Рамана. В одной из народных песен говорится, что деревни Эмир-Хаджан [Амираджаны], Бюль-бюля и Раманы хан кандидюр [т. е. ханские]» [см. «Аббас-Кули-ага Кудси Бакиханов. Гюлистан-и Ирам», 1991 г.]. По сведениям А.-К. Бакиханова ещё до прибытия царских войск Дергах-Кули-бек убил Бакинского султана и присвоил себе титул хана [здесь cобщение А.-К. Бакиханова о том, что Дергах-Кули-бек до прибытия русских убил Бакинского султана и присвоил себе титул хана, не соответствует действительности]. Шах ал-Хусайн по просьбе Дергах-Кули-бека и жителей утвердил его правителем всего Апшерона. Таким образом, Султан Мухаммад-Хусайн-бек ведал только одной крепостью.
Осенью 1720 года повстанческие отряды во главе с ал-Хаджжи Да’удом и Сурхай-ханом начали наступление на Баку для освобождения этого города от кызылбашей. Дергах-Кули-хан, встретив их войска близ небольшой горы в полумиле от города, разбил их, и место — это стало носить название «Канлы-тепе», т. е. «Кровавый холм» [«тепе» — от тюрк. «t;p;» — холм, обычно искусственного происхождения, высотой до 30–40 м.]. В этом сражении был убит брат Дергах-Кули-хана, ал-Хусайн-джан-бек. Обезопасив себя от нашествий дагестанских феодалов, Дергах-Кули-хан с целью распространить свою власть и на другие земли стал нападать на соседние магалы, Шабаран и Кобыстан [Гобустан]. С прибытием в город русских он по-прежнему управлял Апшероном, жил в своей резиденции в селении Маштага, где у него был дворец и сад [власть Дергах-Кули-бека в Баку была ограниченной и на весь город не распространялась, т. к. в Баку уже действовал русский комендант Барятинский]. Из грамот Дергах-хана, особенно из той, по силе которой ‘Абд Аллах-бек, сын ал-Хаджжи Салим-бека, назначался меликом Бакинского магала, видно, что Дергах-хан ещё управлял Баку в 1143/1731 г., но неизвестно, в котором году он отстал от русских и, разорив некоторые окрестности Баку и Ширвана, удалился в Персию, где был назначен начальником части персидского войска. В 1151 [1738] г., в сражении в Джарском округе, где пал Ибрахим-хан — брат Надир-шаха, он был ранен, и умер в городе Зенджан [ныне, город на северо-западе современного Ирана, административный центр провинции Зенджан]. У И. Лерха говорится, что Дергах-Кули-бек был убит в сражении против турок близ Эривани, а в примечании к сочинению И.Г. Гербера сообщается, что в 1735 г. он был выдан Тахмасп-Кули-хану [Надир-шаху], который его «как храброго воина использовал в войне, и что он был ранен в ногу в сражении против лезгин при Шемаха» [см. «Ашурбейли С.Б. История города Баку: период средневековья», 1992 г.].
Литература
1. Есаи Хасан-Джалалян. Краткая история страны албанской. — Баку, 1989. С. 16–18; 27 [Электронный ресурс] Режим доступа: udi.az/wp-content..., свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 18.11.2025). — Яз. рус.
2. Исмаилов Э.Э. Родословные сюжеты. Бакихановы. Бекские линии рода // Генеалогия народов Кавказа. Традиции и современность. Выпуск VI: сборник статей. — Владикавказ: ИПЦ СОИГСИ ВНЦ РАН и РСО-А, 2014. С. 65–93. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://soigsi.com/books/genealog.pdf, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 18.11.2025). — Яз. рус.
3. Sara A;urb;yli. Bak; ;;h;rinin tarixi. — Bak;: «Avrasiya press», 2006. S. 156. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://elibrary.bsu.edu.az/files/books_aysel/N_339.pdf, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 01.12.2025). — Яз. азерб.
Свидетельство о публикации №225120701809