Отправлял ли Дауд-хан к Тахмасибу II послание, в к
После оккупации Прикаспийских областей Русское командование при назначении правителей старалось опираться именно на местных феодалов. Таким образом, но просьбе шахсеванов и старшин Муганской степи, были назначены их султаном местный феодал Рамазан, а при нём на’аибом ‘Али-Кули [в другом источнике: «в Шахсеванской, Муганской, Мазаригской степях»]. В Сальянской же провинции оставался в должности прежний на’иб Хайдар-‘Али-бек [Гард-‘Али-бек/Гариб-‘Али-бек?].
Князь В.В. Долгоруков [1667–1746] сообщал в Коллегию иностранных дел [КИД] и Государственную военную коллегию, что он надеется с названных провинций [Уджарудской, Шахсеванской, Муганской, Мазаригской, Сальянской и Кызыл-Агачской] получать доход в императорскую казну около ста тысяч рублей в год. Ход дальнейших событий показал, что преданность Русскому государству Рамазана и Хайдар-‘Али-бека была весьма иллюзорной. Подстрекаемые иранским шахом Тахмасибом II [годы жизни: ок. 1704–1740] они сделали попытку установить связь с Да’уд-хаджжи ал-Мушкури. Весной 1727 г. шах Тахмасиб II отправил послание к Рамазан-султану, в котором призывал его вступить в союз с Да’уд-хаджжи ал-Мушкури против России. Рамазан-султан по получению указа шаха тут же отправил письмо Да’уд-хаджжи, в котором предлагал ему воспользоваться почти полным отсутствием русских войск и прийти со своими войсками. В письме Рамазан-султана говорилось:
«Счастливому командующему, нашему Аджи Давуд хану [ал-Хаджжи Да’уд-хану. — прим. А.А.], ныне указ Шахова величества Тахмасиба на имя моё [Рамазана. — прим. А.А.] и Муса-бека прислан, а особливо [особенно для] вашей милости, а как эти письма вы получите [получив], и в скорости, [вы] брата своего Мухаммад-хана в деревню Джават вышлите, чтоб мне с ним увидеться, а со мной ныне русских людей только [всего] десять человек, а другие [русские солдаты] с бригадиром, и вы себя содержите без опасения [т. е. вам ничего не будет угрожать. — прим. А.А.]; пожалуй времени не упускай [упущай] и скоро сюда приезжай» [см. «От Рамазан солтана писаное письмо Хаджи-Дауд хану» / АВПРИ. Ф. 77: Сношения России с Персией. Оп. 1. 1727. Д. 9. Л. 468б, 469а.].
Однако шах Тахмасиб II и его сторонники несколько просчитались в попытке привлечь Да’уд-хаджжи ал-Мушкури на свою сторону. Будучи тонким политиком, Да’уд-хаджжи ал-Мушкури очень дипломатично‚ ответил на письмо Рамазан-султана: «негодно [мне] чтобы прежде [я] вам присягал, а потом [мне] восставать против русских» [см. «От Хаджи Дауд хана к Рамазан Салтану» // АВПРИ. Ф. 77: Сношения России с Персией. Оп. 1. 1727. Д. 9. Л. 469а, 469б]. Вскоре Рамазан-султан был разоблачён Муганским на’аибом ‘Али-Кули, который в донесении русским властям по этому поводу писал:
«Рамазан-султан сего апреля месяца [1727 года. — прим. А.А.] обещал 200 лошадей отдать под драгун, и в своём слове не устоял [т. е. не сдержал своё обещание. — прим. А.А.], а я, нижайший, следил [усмотрел] за ним, что он неприятелем [нам] является, и я несколько людей своих по всем дорогам расставил, указ [тот] который, за печатью шаха Тахмасиба, и письма от ал-Хаджжи Да’уд-хана с [их] печатями [мне] достались, и[х] в мои руки отдали ... Да к прежнему на’ибу, который в Сальяны убил подполковника, Мухаммад-Хусайн-бек — писал Хайдар-‘Али-беку, и это письмо [также] попалось мне за печатью его, Хайдар-‘Али-бека, и отнёс [я это письмо] в крепость, и счастливому полковнику [его] отдал. Да, [и] ещё от ал-Хаджжи Да’уд-хана к Хайдар-‘Али-беку письмо [было], которое ему же, [этому] полковнику, [я] отдал ...» [см. АВПРИ. Ф. 77: Сношения России с Персией. Оп. 1. 1727. Д. 9. Л. 471 об.].
Генерал-майор П.М. Шипов [ум. 1727], с которым Муганский на’иб ‘Али-Кули держал связь, в донесении в Государственную коллегию иностранных дел [КИД] передал, что Рамазан-султан Муганский и Сальянский на’иб Хайдар-‘Али-бек имеют «злой умысел чинить над нашими людьми, и посылали [пересылали] за Да’уд-беком в Шемаха своих людей с письмом с печатью, которые в дороге были пойманы» [см. АВПРИ. Ф. 77: Сношения России с Персией. Оп. 1. 1727. Д. 9. Л. 463а.]
В последствии выяснился ещё один факт. К генералу П.М. Шипову прибыли старшины других шахсеванских племён Нийаз-бек и Мухаммад-‘Али-бек, сообщившие, что после присяги русским властям к Рамазан-султану Муганскому прибыл с письмом от турок некий Мухаммад-Кули-хан, который затем отправился в Шемаха [см. АВПРИ. Ф. 77: Сношения России с Персией. Оп. 1. 1727. Д. 9. Л. 464а.]. Этот факт подтвердил также один из Муганских старшин Мухаммад-Дийар-бек [см. АВПРИ. Ф. 77: Сношения России с Персией. Оп. 1. 1727. Д. 9. Л. 464а.]. О чём беседовал Рамазан-султан с представителем Турции, неизвестно. Однако можно полагать, что эта беседа была направлена против России, тем более что после переговоров с Рамазан-султаном, турок Мухаммад-Кули-хан отправился к Да’уд-хаджжи ал-Мушкури в Шемаха. Когда Рамазан-султан и Хайдар-‘Али-бек были разоблачены русской оккупационной администрацией, они попытались оправдаться, утверждая, что их письмо и печати поддельные [см. АВПРИ. Ф. 77: Сношения России с Персией. Оп. 1. 1727. Д. 9. Л. 463б.]. Однако, как скоро выяснилось, родной брат Рамазан-султана состоял на службе шаха Ирана, который с его помощью решил привлечь на свою сторону ширванских феодалов, находящихся в русском подданстве.
Противоположную картину описывает азербайджанский исследователь Т.Т. Мустафазаде [род. 1949] который впервые в своей работе, приводит сведения о том, что «племянник его [Да’уд-хана ал-Мушкури], являвшийся юз-баши [сотником] в Шемаха, тайно сообщил Румянцеву, что если при разграничении владения Гаджи Давуда и его братьев окажутся в русской оккупационной зоне, то они не покинут своих жилищ и попросят принять их в русское подданство. Имеется свидетельство и о том, что Гаджи Давуд отправил к Тахмасибу II послание, в котором выражал готовность служить ему. В ответном фирмане Тахмасиб указал, что после изгнания своих врагов из Шабранской и Мушкурской провинций он отдаст их «навечно» Гаджи Давуду» [см. АВПРИ. Ф. 77. Сношение России с Персией. Оп. 77/1. 1728. Д. 4. Л. 89.]. Эти же сведения приводят группа дагестанских авторов в своей работе за 2011 год [см. Мусаев С.А. Эпоха Сурхай-хана I], где авторы ссылаются как на работу Т.Т. Мустафазаде так на и его первоисточник [см. АВПРИ. Ф. 77. Сношение России с Персией. Оп. 77/1. 1728. Д. 4. Л. 89.]. Эту же схему мы можем наблюдать в статье Э.М. Оздамировой за 2024 год [см. Оздамирова Э.М. Северный Азербайджан под управлением Османской империи [1723–1735 гг.]], она ссылается как на Т.Т. Мустафазаде, так и на его первоисточник.
Таким образом анализ источников выявил следующую картину. Источником противоречивых сведений впервые выступил азербайджанский автор Т.Т. Мустафазаде в своей работе за 1993 год, все же остальные упомянутые авторы перепечатали эти сведения в том виде как их впервые обнародовал Т.Т. Мустафазаде. Также эти авторы параллельно указали в списке литературы и первоисточник азербайджанского историка, на который тот ссылался. Отметим также что эти противоречивые сведения не встречаются ни у одного авторитетного исследователя по Кавказу петровского периода.
Автор: ‘Али Албанви
Примечания
№1. Пётр Михайлович Шипов [ум. 1727] — генерал-майор, участник Персидского похода Петра Великого. Участник осады Решта, одного из сражений Персидского похода [1722–1723]. Полковник [1722], генерал-майор [произведён в генералы 6-го мая 1726 года]. В своей работе военный историк П.Г. Бутков указывает дату смерти генерала 12-го сентября 1727 года, «в Сальяны» [см. «Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 год», 1869 г.].
№2. Василий Владимирович Долгоруков [1667–1746] — российский генерал-фельдмаршал, брат известного полковника Ю.В. Долгорукова [1664–1707], начальника карательного отряда на Дону. После убийства Ю.В. Долгорукого казаками-повстанцами в 1707 году, летом 1708 г. на Дон были посланы регулярные войска во главе, с майором В.В. Долгоруковым, который, подавив восстание, приказал казнить 200 булавинцев.
Литература
1. ‘Али Албанви. Да’уд-бек ал-Мушкури: новые сведения из биографии правителя Ширвана, Лезгистана и Дагестана: сборник документов, статей и переводов. Книга первая — Махачкала: ООО «Издательство «Лотос», 2024. С. 343.
2. ‘Али Албанви. Да’уд-бек ал-Мушкури: новые сведения из биографии правителя Ширвана, Лезгистана и Дагестана: сборник документов, статей и переводов. Книга третья — Махачкала: ООО «Издательство «Лотос», 2026. С. 296.
3. Алиев Ф.М. Антииранские выступления и борьба против турецкой оккупации в Азербайджане в первой половине XVIII в. — Баку: «Элм». 1975. С. 81–83. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://gclnk.com/4GANm3Bs, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 22.11.2025). — Яз. рус.
4. Курукин И.В. Персидский поход Петра Великого. Низовой корпус на берегах Каспия [1722–1735] / И.В. Курукин. — М.: Квадрига; Объединенная редакция МВД России, 2010. С. 233. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/34jHxL, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 22.11.2025). — Яз. рус.
5. Мустафазаде Т.Т. Азербайджан и русско-турецкие отношения в первой трети XVIII в. — Баку: «Элм», 1993. С. 53; 57. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/3QTGZs, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 22.11.2025). — Яз. рус.
6. Мусаев С.А. Эпоха Сурхай-хана I / Мусаев С.А., Курбанов А.Д., Каяев И.А. — Махачкала: ДИНЭМ, 2011. С. 199. [Электронный ресурс] Режим доступа: clck.ru/3QPRtE, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 22.11.2025). — Яз. рус.
7. Оздамирова Э.М. Северный Азербайджан под управлением Османской империи [1723–1735 гг.] // Вестник гуманитарного образования. №3[35]. 2024. С. 56; 57. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://gclnk.com/YSw2JWn5, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 22.11.2025). — Яз. рус.
Свидетельство о публикации №225120701812