Красота - страшная сила
Не повальное большинство, но их всё больше.
Они как куклы. Идеальная кожа, идеальные губы, кричащие о своей сексуальности на невербальном языке подсознательных сигналов. Идеальная форма лица, подчеркнутые скулы без брылей. И глаза … стеклянные бусины, соответствующие тренду на стерильный манекенный взгляд, холодный и непроницаемый.
Это не брюзжание про скальпель и "уколы красоты".
Это про что-то другое.
Смотришь на такое лицо и в лучшем случае ничего не чувствуешь. Только легкий холодок, вызывающий желание отстраниться. Оно не просто не цепляет. Оно не заставляет задержать взгляд. Оно просто есть — как красивая картинка на билборде.
Мимо прошел — и забыл.
А теперь вспомни самое красивое лицо, которое ты видел.
Не компьютерную модель, а реального человека.
В этом лице наверняка была какая-то странность. Глаза чуть разного разреза. Родинка не «там», где надо. Морщинки не симметричные. Немного по-разному изогнутые брови. Улыбка кривоватая, зато настоящая, до глаз. Шрамчик на брови…
Эти мелочи — не брак. Это автограф. Подпись, которую жизнь поставила на этом конкретном лице. Ты смотришь на них и видишь не картинку, а историю. Или хотя бы ее намек. Личную загадку.
Мы так и устроены — стремимся к идеалу, но нам смертельно скучно от идеальной симметрии. Инстинктивно мы его же сами и "портим", чтобы оживить, влить в него немного жизни. Новый телефон — и сразу чехол, стикер. Прямая дорожка в парке — скучно, хочется свернуть на тропинку. Царапина на новой машине – Слава Богу, обновил, теперь это не царапина, а оберег, теперь машина по-настоящему моя… а будет мало - появится наклейка на кузове…
Мы инстинктивно вносим в мир легкий беспорядок, «шум», чтобы мир стал «нашим». Чтобы в нем появилась жизнь, а не просто функция.
Природа — та вообще гениальный источник бардака. Нет двух одинаковых камней, листьев, облаков. Её красота — в этом бесконечном и щедром разнообразии, а не в штамповке. Симметрия — для простых форм. Для кристаллов. Как только начинается сложность — жизнь, рост, борьба — симметрия ломается. И в этом изломе — вся соль.
Поэтому хирургически вылизанная симметрия лица и отталкивает. Мозг кричит: «Манекен! Не живой!». Цепляет по-настоящему лишь наличие какой-нибудь «неправильности». Она делает лицо человечным. Узнаваемым. Памятным. Она превращает его из глянцевой обложки в книгу, которую хочется если не прочитать, то хотя бы пролистать.
А они берут и стирают эти автографы. Замазывают «штукатуркой», выравнивают, полируют до глянца. Как будто стыдятся своей биографии. И тогда происходит самая жуткая метаморфоза.
Идеальная симметрия превращает живое лицо в нечто, попадающее в ту самую «зловещую долину», основа которой впервые сформулирована в работах японских психологов и робототехников. Ту "долину", где "почти человеческое" вызывает не восхищение, а смутный ужас. И дело не просто в фальши. Наш мозг, обученный эволюцией, настораживается: почти пластиковая, неживая кожа, пустой взгляд — древние сигналы опасности, признаки болезни или нежити. Мозг впадает в ступор, не может решить — перед ним человек или кукла. Этот внутренний сбой, этот подсознательный разлад и рождает леденящее отвращение.
Будто из этого тюнингованного человека вынули душу и оставили лишь идеальную оболочку. Правильность становится зловещей, потому что обнажает пустоту. Это маска, за которой никого нет.
Получается страшная штука: человек тратит кучу сил, чтобы из живого, дышащего, уникального существа превратиться в идеальный, но безжизненный продукт. В товар. И забывает, что товар — это всегда расходный материал. Его можно заменить на такой же. А человека — нет.
Красота не в том, чтобы соответствовать шаблону. Красота — это смелость быть неровной, шершавой, неидеальной. Быть не обложкой книги, а её текстом, её содержанием. Не статуэткой, а историей. В конце концов, единственное, что по-настоящему отличает тебя от куклы — это твоя неидеальность.
Свидетельство о публикации №225120701830