Монастырь святой Екатерины
Три дня в Шарм-Эль-Шейхе завершали наш вояж. Перелет из Асуана был коротким и не утомительным. Спустя 20 минут после приземления все уже пили холодный рубиновый напиток кракаде в просторном холле отеля Пирамиса.
На следующий день с утра, мои попутчики заинтересованно обсуждали в холле объявления об однодневных экскурсиях. Подарки родным я купила ещё в Асуане, и у меня осталась некоторая сумма, как раз на одну поездку. По горячему совету незнакомой мне женщины из нашей группы я решила отправиться в монастырь святой Екатерины, ровным счетом ничего не зная об этом месте. Мой рассказ подтверждение того, что случайностей не бывает.
Экскурсия должна была отправляться в семь утра из холла главного корпуса отеля. С вечера я оставила на ресепшен заявку, чтобы меня разбудили в шесть. Множество небольших гостевых домиков раскинулись сетью вдоль морского побережья, моя резиденция располагалась почти на самой окраине обширной территории.
Утром я открыла глаза внезапно, как от толчка. Часы показывали ровно семь. Меня забыли разбудить. Рывком вскочив с кровати, в мгновение ока я оделась и выбежала из номера. В хорошем, возможном для меня, темпе я помчалась по пустынным дорожкам, мимо спящих домиков, стараясь не думать о том, что экскурсионный автобус, возможно, уже где-то на пути в пустыню. Вся в мыле я вбежала в прохладный холл. Маленькая одинокая группка «паломников», та самая женщина и трое её коллег мужчин, безмятежно отдыхала, не выказывая признаков беспокойства. Оказывается, им сообщили, что отправление задерживается на 20 минут. Когда микроавтобус подрулил, я только-только успела отдышаться.
Сразу за воротами отеля взору открывалась безжизненная пустыня. Желто-коричневые угловатые груды глины, песка и камней, причудливо сцементированные самой природой, и так до горизонта. Микроавтобус уверенно двигался по шоссейной дороге вглубь пустыни. Проводник раздал нам пластиковые коробки с сухим пайком, сообщив, что по обычаю туристы делятся едой с детьми бедуинов-кочевников, которые встречают проезжающие машины где-то на середине маршрута. Мы единодушно решили, что можем обойтись без завтрака. И когда автобус остановился, наши пластиковые коробки уплыли в маленькие крепкие руки набежавших ребятишек. Вдали виднелись жилища бедуинов, напоминающие навесы на деревянных шестах.
Через некоторое время мы проехали стационарный военный пост. Было немного не по себе, но не более того. Вооруженные посты встречались и раньше, например, в Асуане один ощетинился орудиями прямо напротив Нубийского музея. Да и передвижение туристических автобусов между населенными пунктами, как правило, сопровождали военные.
И снова дорога по пустыне, каменистой пустыне. Трудно представить, как Моисей вел через эту пустыню свой народ. Лишь один раз за всю дорогу я заметила вдалеке одинокое деревце с плоской вершиной.
В русских сказках есть такое замечательное выражение «вдруг, откуда ни возьмись», так и вышло. Вдали появилось из ниоткуда огромное зеленое дерево, за ним группа кипарисов на фоне ясного безоблачного неба, и только тогда мы заметили очертания рукотворных стен и строений.
Автобус остановился на транспортной площадке. А мы, влившись в разноплеменный поток туристов, не спеша продолжили путь вверх по дороге к монастырю. Утренний прохладный воздух бодрил, будил задремавшие в пути чувства, приказывая включиться на все сто, и без раздумий пить изумительную свежесть красок и величавую красоту, открывшуюся глазу. Рефлексировать будете позже.
По мере приближения к месту, где дорога огибала каменную монастырскую стену, ряды паломников уплотнялись, местные торговцы с нехитрым сувенирным добром жались ближе к стене, над ними высокомерно покачивались роскошные всадники на богато украшенных одногорбых верблюдах, переступающих тонкими ногами. Высота отвесной монастырской стены такая, что, взглянув вверх от её основания, можно увидеть только небо. Монастырь находится у самого подножия горы Хорив, но и горы отсюда не видно.
И, наконец, мы проходим через тесные ворота монастыря, и оказываемся в узком проулке пред входом в храм. Наш провожатый отлучается и, отыскав экскурсию с русскоязычным гидом, перепоручает нас ему. Вместе с другими заходим в боковой коридор, в полутемный притвор храма. На стенах висят иконы, замирая останавливаюсь перед небольшой иконой Господа Иисуса Христа. Ничего не слышу, все чувства обращены в одно – зрение. Группа проходит в среднюю часть храма и останавливается перед ограждающей его пространство лентой. Поражает сияющее богатство убранства, обилие люстр и лампад, подвешенных к потолку. Гид коротко сообщает историю обители, и экскурсанты отправляются на выход.
На месте остается в оцепенении только наша маленькая группка. Из глубины освященного пространства неожиданно выходит монах, подходит к нам и спрашивает на родном русском языке не паломники ли мы из России. Да. И неожиданно он приглашает нас пройти за ограждение, и подводит поклониться гробу Святой Екатерины. Опускаемся торжественно на колени, теперь я думаю, что со страхом Божиим. И что-то незнаемое касается моей души. Трепет, высокое присутствие.
Остальные впечатления ярки, но фрагментарны. Сознание не успевает за сменой кадров, только складывает увиденное в закрома памяти. На прощание монах протягивает нам в подарок пластиковую бутылку с каплями освященного масла на дне.
А проводник уже ждет нас у выхода, чтобы отвезти в отель. В проходе между стеной и храмом, столпились туристы, выхватываю слова «неопалимая купина», взмах руки экскурсовода указывает налево. Иду в этом направлении и замираю перед шапкой темно-зеленых веток на каменном возвышении. Тот самый древний куст. «Сними обувь свою». Можно дотянуться. Фотографирую с почтительного расстояния. Вместе с попутчиками идем на выход, и задерживаемся в маленькой монастырской лавке. Выхожу оттуда с книжкой о монастыре на русском языке, купить её помог провожатый, даже добавил недостающую купюру. Совсем немного времени остается для того, чтобы успеть забраться повыше на камни и охватить монастырь взглядом целиком. И монастырь, и горы за ним, и небо синее. Делаю несколько снимков. Увожу с собой оттиск святого места, и путевку в другую жизнь.
Свидетельство о публикации №225120702068