Случай в музее

При городском краеведческом музее была картинная галерея. В зале находилось несколько десятков картин 19 века, среди них -  даже две парсуны неизвестного художника.
Осмотр музея начинался с отдела Природы. Здесь под высоким потолком парил филин, а мастерски изготовленные макеты и фотопанно представляли ландшафт северокавказского края с горами-лакколитами и бурной растительностью.Затем следовал отдел советского периода. Ознакомившись с ним,  посетитель поднимался по старинной лестнице на третий этаж и попадал в храм искусства.

«Храм» вмещал два зала: малый – для сменных выставок и большой – для постоянной экспозиции. Поскольку я отвечала за выставочную деятельность, - оба находились в моём полном распоряжении. Деятельность требовала энергии, инициативы, широких культурных связей. Выставки прибывали из МОСХа, Ленинграда, Ставрополя, даже как-то приезжал художник Евенко из Ташкента. Работа увлекала, захватывала, казалась живой, интересной, к тому же мне было едва за двадцать.

Единственно, что не устраивало: дежурства, которые приходилось нести примерно раз в месяц. Надо было обойти и проверить все залы: не остался ли где запоздавший, медлительный посетитель, закрыть все двери и выключить рубильник в щитовой – маленькой каморке возле кабинета директора. Заходить туда мне было жутковато. Особенно зимой. Тишина. Тьма кромешная. В этой темноте и моём воображении экспонаты начинали жить своей потаённой жизнью, вспоминали о подвиге, вкладе в историю и трагической судьбе.

 Ни филин, ни динозавры отдела Природы меня не волновали. Воображение занимали исторические деятели, которым посвящалась экспозиция советской истории. Она рассказывала о революционных событиях, Гражданской войне, её героях, подвигах и трагедиях.  Размещались экспонаты, документы, связанные с деятельностью Сергея Мироновича Кирова, его загадочным убийством.В революционное лихолетье он был полномочным представителем Северокавказского края.

Когда я проходила через зал, казалось, меня провожал цепкий взгляд Григория Анджиевского, смотрящего с портрета. Революционер был жестоко казнён в Пятигорске агентами английской контрразведки.

Наконец, почти наощупь я добиралась до входной двери. Оставалось позвонить из телефонной будки и сдать объект под охрану.

Музейные экспонаты в советские времена практически не похищали.  Музеи, конечно, охраняли. Днём – смотрители залов, ночью – сторож. Наш музей сдавался на пульт охранной сигнализации.
Когда эта сигнализация срабатывала, приезжала милиция. Домой. Иногда среди ночи.

Ночные милицейские машины подъезжали и к моему дому. Сигнализация нередко срабатывала именно на датчиках окон картинной галереи. Мы поднимались туда с милиционером, осматривали пустые залы.  Было тихо, лишь иногда под нашими шагами слегка поскрипывал старый паркет.

С портрета Неврева так же безмятежно смотрел на зрителя молодой человек в синем халате, вальяжно раскинувшийся в кресле. Стражи гарема с картины Клэрена так же бесстрастно наблюдали за гаремными красавицами.  А переходный период русского искусства с царственным достоинством представляли парсунные портреты ПетраI и Екатерины I.

И всё-таки лица на портретах были другими. Наедине с самими собой они жили иной жизнью: без вопросов посетителей, объяснений и рассказов экскурсоводов, без сотрудников и смотрителей залов.  Они словно растворялись в тишине.

 Особенно тихо было в торцевом конце зала. Там стояли роскошные антикварные часы стиля Буль, названные так в честь французского мастера Андре-Шарля Буля. Нижнюю часть украшали изящные фигурки: две мужские, две женские. Поблёскивая в полумраке латунью, они, казалось, переглядывались между собой в ответ на неожиданное появление сотрудника музея и милиции.

Посетители на часы обращали внимание. Провинциальный музей не такой уж богатый, а часы выглядели эффектно. Андре Шарль знал толк в материалах: работал с красным деревом, бронзой, перламутром, даже черепаховым панцирем.

То, что для отделки часов были использованы ценные породы дерева, подтвердил наш плотник Сева.

Он в дереве разбирался. Картины его не интересовали, зато, проходя по залу,он всегда посматривал на часы. Сева занимался ремонтом подиумов, помогал оформлять экспозицию, знал планировку музея лучше всех, а главное: имел доступ к сигнализации и по должности, и по человеческому доверию: всё-таки свой сотрудник.

Но вернёмся к ночным визитам в музей.  Всякий раз оказывалось, что сигнализация срабатывала от ветра или по каким-то другим причинам, не имеющим отношения к ограблению.

Наступил декабрь.В преддверии Нового года  экскурсии участились. Участились и дежурства. После них давали отгулы. Мои совпали с праздничным Днём Конституции, и я появилась в музее лишь спустя три дня.
 
Обойдя по привычке зал, взглянув на картины, которые были на своих местах, я остановилась перед часами: не заметить, что из четырёх фигурок оставались лишь две мужские, было невозможно. Женские исчезли, а на их месте зияли пустые «гнёзда».

Тревога смешалась с надеждой. В конце концов, в моё отсутствие могло произойти какое-то перемещение: взяли в фонды или на реставрацию, а акт передачи ещё не оформили.
 
Однако часы в реставрации не нуждались, фигурки были гладкие, без единой царапины. Сигнализация ночью не сработала, а днём в присутствии смотрителей отвинтить фигурки было невозможно.

Многое было непонятно.
Но одно было ясно: исчезнувшие фигурки не вернуть, а экспонат в таком виде смотрелся неприглядно.

В советский период в городе существовало Специальное Художественно-Конструкторское Бюро (СХКБ). Оно специализировалось на выпуске сувениров: из керамики, металла, дерева, пластика, меха.
Сувениры пользовались большим спросом. Особенно кружки с «носиком» для минеральной воды: они были визитной карточкой для каждого гостя курорта.

Периодически в малом зале музея устраивались выставки сувенирных изделий этого бюро. Выставки пользовались успехом и были взаимовыгодным проектом. Для музея – посетители, для СХКБ – реклама.

Не обошлось без казусов. Как-то с выставки пропала одна небольшая статуэтка. Сообщили директору бюро, Григорию Петросяну. Бакинский армянин, он говорил по-русски мягко, растягивая гласные и цокая согласными. Русская фраза у него начиналась спокойно, а потом — бах! — выстреливало бакинское “ц”, как будто кто-то хлопал крышкой от кастрюли с пловом. Выслушав сообщение об исчезнувшем сувенире, он лишь покачал головой, удручённо поцокал и спокойно сказал: «Значит, будут брать.»

К нему-то и обратился музей после произошедшего. На сей раз инцидент был куда сложнее. Приехав в музей, Петросян деловито осмотрел часы, потрогал оставшиеся фигурки и вынес вердикт: «Отливать будем по этим формам. И прицокнув, добавил:  «Цэ…цэ…цэ…наверное, дамочки были».

Сотрудники испытывали смешанные чувства вины, догадки и бессилия.
Как-то я оказалась невольным свидетелем того, как плотник, проходя мимо пустых часов, тихо погладил края, где некогда стояли фигурки.
 
Впрочем, через пару месяцев отлитые латунные фигурки, гладкие, блестящие, - заняли свои места. Теперь декор часов представлял чисто мужскую компанию.

Расследовать инцидент не стали. В тот период временным руководителем музея была дама, у которой жизненная драма заключалась в отсутствии высшего образования. И хотя она писала в анкетных графах «незаконченное высшее», к тому же посещала школу молодого коммуниста, и её продвигали по профсоюзной линии - произошедший случай бонусов к её карьере явно бы не добавил. а потому и так хрупкая надежда перейти из статуса «временно исполняющий обязанности директора» в постоянный – становилась ещё более хрупкой. Практически обнулялась.

 Начальство сделало выговор смотрителям и решило во всём  «разобраться после праздников». Я получила замечание. От выговора или куда более строгого взыскания спасло моё физическое отсутствие. Оно случайно пришлось на день происшествия. Хотя, конечно, неслучайно именно в моё отсутствие произошла кража.
 
 На планёрках и собраниях случай не обсуждали. Однако пересуды в кулуарах были.  Кто-то вспомнил, что Сева в те дни задерживался в мастерской, работал молча, допоздна. Другие вспоминали, что к плотнику в то время частенько заходил его приятель, хромоногий сантехник Вася. Личность весьма сомнительная, а иной раз и под шафэ.

 Эмма, работница фондов, пытаясь закрыть тему, - тем более, что администрация слегка пожурила фондовиков за несвоевременную инвентаризацию, - полушутя, но с назиданием сказала: «Кончаем базар. Что мы можем? Наверняка фигурки давно проданы каким-то антикварам.»

 Но большинство молчали. Молчала и я о том, что, как-то, спустившись в цокольный этаж к плотнику, увидела у него на верстаке странную отливку, очень похожую на подставку для подсвечника.

С тех пор Севе никто больше не доверял работы с экспонатами.  Молчаливый, крепкий, работящий — он стал человеком, о котором все всё знали, но которого никто не решался прямо назвать виновным.

Расследовать не стали. В милицию не заявили. Советская система не любила лишнего шума. Анекдот о Брежневе, который советовал «закрыть занавески и создавать видимость движения» - был актуален.

 Музейная жизнь шла своим неспешным ходом, храня тайну, которую никто не расследовал, потому что всем было проще сделать вид, что ничего не произошло.


Картинка из интернета


Рецензии
Интригующий сюжет. Характеристика эпохи в миниатюре!

Виорика Пуриче   07.12.2025 23:47     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.