Царицынская переволока, где ты? Царицынский канал3

Вот общий план юго-западной части Царицынской переволоки. Слева, вверху – исток речки Яблоновой и окруженное прудами дачное садоводство Яблочное (почему-то не подписано). От истоков речки Яблоновой, красной стрелкой указан волок к древнему Волго-Донскому каналу. Ещё две стрелки направлены к окончанию канала от истоков речки Песчаной. Тот, что слева – балка Песочная. От неё, к каналу, волок точно был. А второй волок возможен был чисто теоретически. Это был крюк! Надо было, выше, бичевой тащить по мелководью чёлн, в направлении современного посёлка Песчанка. Затем, по балке к её истоку. А потом ещё волоком к каналу. Внешне эта балка кажется более глубокой, чем Песочная. Но, это не факт. Вода-то в ней откуда? От весеннего таяния снегов и дождей. Горных ледников тут не наблюдается, чтобы наполняли доверху балки летом. Поэтому, глубина оврага, не определяет глубины проточного водоёма.  А тянуть лодочку, лишние пять километров, кому захочется? А теперь, обратите внимание на нагромождение автомобильных и железных дорог на водоразделе. Они пересекают Яблоновую и Царицу прямо по истокам. А истоки Песчаной и Ельшанки, отсечены от Царицы автострадой Р-260 и железной дорогой Волгоград-Калач на Дону.  Канал, отмеченный на спутниковой карте измерительной линейкой, так вообще – попал не только под автомобильные и железные дороги, но и под автодорожную развязку, и под мусорный полигон «Сингам». А не слишком ли сурово обошлись с историческим водно-транспортным наследием страны? Зачем наглухо отрезать волоки от возможности их эксплуатировать? Ну, во-первых – после строительства железной дороги в 1862 году, волоки классифицировались как «прошлый век». Ведь, требовалась «перевалка» грузов и пересаживание пассажиров на гужевой транспорт, на время волока судна. Во-вторых – на каждом волоке нужно было обслуживать инфраструктуру, при помощи которой судно изымалось из водоёма, ставилось на колёса, или грузилось на повозки, а то и неслось на плечах носильщиков, обслуживающих переволоку. Но, главное – это борьба с контрабандой, браконьерством и бандитизмом. Нарушители закона на водоёмах, потеряли возможность бесконтрольно передвигаться по притокам Волги и Дона и непредсказуемо менять направление движения во время преследования. Времена Стенька Разина закончились… Я согласен – бороться с преступностью необходимо! Но, если это настоящий Волго-Донской канал, а не мои выдумки, то сообщить об этом людям необходимо. Пётр Первый, был первым из правителей российских, законодательно закрепивший обязанность государственных служб требовать от населения и чиновников сохранности исторических объектов. И, даже, наказание за халатность, в этой области, предусматривалось законом.


Рецензии