Человек без паспорта
В ходе дальнейшей переписки мы узнали, что Алекс попал в Испанию совершенно случайно. Со временем мы поняли, что он жил и работал в Кёниге, где имел приличную работу, у где него живет семья, там у него есть своя квартира и что он, как и многие другие жители Янтарного края имел загранпаспорт и иногда ездил в соседнюю Польшу «за сосисками и сыром». Потом мы поняли, что наши дети учатся в университете, только на разных факультетах и на разных курсах.
А дальше он рассказал мне о себе… и о том, как и почему он оказался за границей… И вот как это произошло. Вызывает его, однажды, к себе в кабинет директор организации, где он работал главным бухгалтером и говорит ему о том, что было бы неплохо во время предстоящего капитального ремонта здания, в котором их организация находилась, заработать хорошие деньги. Директор был новым человеком в их организации и его назначили на эту должность совсем недавно… Был он шустрым и предприимчивым. И как многие современные руководители хотел добиться успеха быстро не столько в виде карьерного роста, но прежде всего в виде солидного финансового приобретения. А попав на работу в бюджетную организацию молодой руководитель начал искать варианты. Жесткие оклады, тарифные сетки и всё такое прочее его мало интересовали. Человек хотел заработать «хорошие» деньги и побыстрее. Но как это можно было сделать, работая в бюджетной организации? «Да очень просто», - заявил тогда ему директор, - «Мы принимаем у подрядчиков работы, которые никто и никогда выполнять не будет, подписываем Акты выполненных работ, а подрядчики (свои, надежные и проверенные люди) – платят нам за это откаты. Наличными… И никто об этом никогда не узнает… И все будут довольны»…
Но было одно «но»… Алекс был честным человеком. И от заманчивого предложения директора - быстро разбогатеть - отказался. И хотя ремонт здания и служебных помещений уже шел вовсю, подписывать какие-либо липовые документы, Алекс не собирался. Поэтому жил и работал спокойно и уверенно, понимая, что правда и Закон на его стороне.
Но вскоре ситуация изменилась кардинально. Неожиданно с ним решил встретиться один местный «силовик», сотрудник из так называемых правоохранительных органов… Который в весьма доступной форме и понятными словами объяснил Алексу, что от него теперь мало что зависит. Что в дело замешаны интересны «важных» людей, что все намеченные работы уже «выполнены», Акты выполненных работ подготовлены и оформлены, и что ему так или иначе, но придется подписать все необходимые в таких случаях документы…
«А если я не подпишу вашу липу? Что будет в этом случае?», - пытался возражать «силовику» наш герой. «Тогда у тебя возникнут очень большие неприятности, о которых ты потом пожалеешь, но уже ничего исправить не сможешь», - возразил ему силовик.
Алекс был честным человеком и решил не сдаваться ни при каких обстоятельствах. Он думал, что двадцать лет хорошего трудового стажа в этой организации помогут ему сохранить свои честь и достоинство. Но всё вышло как-то иначе.
Вскоре, Алекс получил повестку явиться к следователю… Во время дружеской беседы с которым, он выяснил, что дело у него «дрянь», что против него начал – «копать» - его непосредственный начальник – директор организации, в которой он работал долгие годы. И что уже накоплен обширный материал о его «нехороших делишках», что ему уже «всё» известно и о финансовых «нарушениях», и о «подлогах», и о том, что именно он – главбух организации – давно является организатором всего этого «безобразия», за которое ему уже «светит» наказание в виде лишения свободы, как минимум лет на пять или шесть, как карты лягут…. А, пока, ему – следователю – видно, что карты ложатся явно не в пользу Алекса. «Иди и подумай», - посоветовал ему следователь, - «До понедельника у тебя есть время».
Алекс вышел на улицу… на деревьях чирикали воробьи… Солнце светло ярко, но никакой радости окружающая обстановка Алексу не приносила. Была пятница… Рабочий день у многих людей уже подходил к концу.
Алекс не хотел отправляться за решетку … ни на год, ни на пять. ни на шесть лет. И он решил сбежать. Скрыться, переждать сложное время. Приехал домой, собрал сумку, и сообщив жене о неожиданно возникшей проблеме, начал готовиться к отъезду из города за границу.Вскоре он снял все деньги с «книжки» в отделении банка, обменял их на евро – получилась солидная сумма - почти пять тысяч европейских рублей. Вечером он позвонил своему другу детства Арвидасу, который уже несколько лет жил и работал в Испании и спросил, мог бы он – Алекс – пожить у него пару недель, в связи с тем, что у него здесь в России возникли небольшие проблемы. Арвидас заверил его, что всё будет хорошо и что он будет рад его приезду и готов встретить в Мадриде в любое время.
Рано утром Алекс уже мчался из Калининграда в Гданьск на рейсовом автобусе. Границу - пограничный и таможенный контроль - он прошел быстро и без проблем. Прибыв в аэропорт, и, созвонившись со своим другом детства Арвидасом, он купил билет до Мадрида и через несколько часов уже летел в столицу Испании.
В Мадриде его никто не встретил. Слишком быстро Алекс приехал. Время перелета составило несколько часов, а другу Алекса необходимо было потратить сутки, чтобы добраться из Кадиса, где он жил, до Мадрида. В итоге Алекс, позвонив жене и рассказав ей о том, что самолет, на котором он вылетел из Гданьска, благополучно приземлился в испанском аэропорту, и что с ним всё хорошо, расслабился и решил прикорнуть на скамейке в сквере возле аэропорта.
Проснувшись через несколько часов, он обнаружил, что его обокрали. Из кармана куртки, которую он подложил под голову, исчез загранпаспорт и все его деньги в сумме 5000 евро. На следующий день он встретился со своим другом, которому и рассказал о своей беде. Вместе они пошли в ближайшее отделение полиции, где Алекс написал заявление о пропаже паспорта и денег. Испанские полицейские заверили его, что скорее всего денег обратно он не получит, и что воришек не найдут, а его паспорт, возможно, вскоре подкинут в полицию.
Через несколько дней Алекс понял, что никто его паспорт никому подкидывать не будет. И тогда он отправился в российское консульство, чтобы получить там хотя бы какие-нибудь документы. Случайно у него сохранился общегражданский российский паспорт. Но, как оказалось, этот документ удостоверял его личность только на территории России. А здесь ему был необходим загранпаспорт. В консульстве его заверили, что новый загранпаспорт ему оформят и надо только немного подождать, а пока вручили ему справку, с помощью которой он при желании мог бы вернуться обратно на Родину - в Россию.
А еще через пару дней в консульстве ему сообщили, что поскольку в России против него возбуждено уголовное дело, то никакой паспорт ему здесь оформлять не будут и вообще, в связи с этим, ему необходимо срочно вернуться домой, чтобы там уладить все свои проблемы.
Алекс не хотел отравляться за решетку и поэтому выбрал иной вариант. Он поехал со своим другом в тот город, где тот жил – на самый юг Иберийского полуострова. Так вскоре Алекс оказался в Кадисе.
Оставшись без денег, Алекс понял, что для того, чтобы как-то выжить в Испании, ему необходимо было устроиться на работу. Любую… Но тут возникли проблемы. Статус Алекса был не самым лучшим. По закону Испании он считался нелегалом и поэтому никакого права на работу у него не было. Но Алекс не отчаивался… Арвидас познакомил его с литовцами и украинцами, которые жили в Кадисе уже много лет, у которых также не было ВНЖ и которые жили в Испании на «птичьих правах» - т.е. нелегально. Но поскольку они были здоровыми и крепкими ребятами, и при этом обладали определенными знаниями и каким-то опытом работы в строительстве и домашнем ремонте, то их рабочие руки здесь были более чем востребованными. Вскоре Алекс уже работал в какой-то деревне, где один из местных жителей нанял их небольшую бригаду из трех человек для возведения каменного забора и сарая.
Потом Алекс чем только здесь не занимался, Он менял и устанавливал сантехнику, клал кирпичи и плитку, перестилал крыши, красил стены и потолки, подстригал растения и чистил бассейны… В месяц он зарабатывал деньги, которых ему хватало на еду, аренду комнаты, где он жил, а также оплату коммунальных услуг (электричество и воду) и мобильной связи… какие-то деньги ему удавалось переводами отправлять в Калининград – жене и детям. Вскоре они приехали к нему в гости. Алекс предлагал жене остаться в Испании, но она не решилась. Сказала, что сначала детям необходимо получить в России образование – закончить школу и университет. А потом они продадут свою квартиру и приедут к нему насовсем. Так они и жили… каждые полгода встречались в Испании, где проводили вместе зимние и часть летних школьных каникул. А Алекс тем временем работал и обеспечивал свою семью всем, чем мог.
Шли годы… Уголовное дело, возбужденное против него когда-то, никто приостанавливать не собирался. Алекс несколько раз созванивался со следователем и тот объяснял ему, что его «дело» плёвое, и что ему необходимо вернуться домой. И что максимум, что ему там теперь грозит, так это каких-нибудь два-три года, да и то условно. На все возражения Алекса, что он ни в чем не виноват, и что это дело возбуждено незаконно, следователь говорил одно и тоже, мол, возвращайся, всё порешаем, и всё будет хорошо.
А тут началась война… Путин обратился к россиянам по телевизору, что он принял решение об отправке армии в Украину, где она должна будет защитить русскоязычное население Донбасса и одолеть каких- то укро-нацистов и бандеровцев. В России почему-то эту войну назвали специальной военной операцией (СВО)… А поскольку все операции считаются скоротечными, то многие люди тогда думали, что эта СВО должна будет закончиться через три-четыре дня…
Но почему-то всё пошло не так, как планировали кремлевские стратеги. То ли украинская армия оказалась сильной, то ли украинский народ оказался совсем не таким, каким его представляли российские аналитики. Но взять Киев за три обещанных генералами дня у российской армии не получилось. И возникли проблемы, о которых раньше никто и не думал. Западные страны начали вводить против России различные санкции… Отменялись прямые авиарейсы, блокировались банковские карты… А поскольку Алекс так и продолжал числиться в Испании нелегалом, то у него там не было ни документов, ни счета в банке, ни медицинской страховки. А вскоре замолчали и его российские сим-карты. Но Алекс не унывал… Он продолжал работать и верить в то, что вот-вот он сможет снова увидеть свою жену и детей… И наконец наступил такой день и час, когда его старший ребенок закончил учебу в университете, получил диплом и Алекс с женой начали обсуждать варианты скорого воссоединения. Поскольку обратно в Россию, в силу сложившихся обстоятельств, он вернуться не мог, то оставался второй вариант – жена с детьми стали готовиться к переезду в Испанию.
23 февраля они созвонились по ватсапу… Жена и дети поздравили своего мужа и папу с мужским праздником… А с 24 февраля Алекс перестал выходить на связь. Жена звонила ему каждый час. Гудки в телефоне были длинными, соединение было отличным, вот только на вызовы никто не отвечал. И только через два дня, наконец-таки, неизвестный человек ответил на звонок жены. Это был товарищ Алекса, с которым они вместе работали, и который приехал к нему в квартиру, где он снимал комнату, чтобы выяснить, почему он не выходит на работу.
Дверь в комнату была открытой. Алекс лежал на полу. Он был мертв… Как позже установили врачи, смерть наступила два дня назад. Сердце. Оторвался тромб. Поэтому Алекс умер без каких-либо страданий и мучений. Свидетельство о смерти сотрудники муниципалитета оформляли на основании Заключения врачебной комиссии, единственным документом, удостоверяющим личность покойного гражданина Российской Федерации, стал недействительный паспорт гражданина России, ведь после того, как Алексу два года назад исполнилось 45 лет, он был обязан сразу же поменять старый паспорт на новый, так как он автоматически стал недействительным. Но в Испании он сделать этого никак не мог. А для испанцев это обстоятельство не было принципиальным. Полицейских устроил любой документ, удостоверяющий личность умершего человека.
В комнате, где жил Алекс, во время осмотра были обнаружены наличные деньги, которых хватило для того, чтобы оплатить долг за аренду комнаты, услуги ЖКХ и оформление необходимых документов, а также кремацию тела и похороны. Жена, ставшая вдовой, не смогла быстро оформить шенгенскую визу, чтобы приехать в Испанию и проститься с внезапно умершим мужем. Естественно по этой же причине проститься с отцом не смогли и дети Алекса.
Жена, вернее уже вдова, пыталась выяснить, сможет ли она забрать какие-нибудь личные вещи своего мужа, оставшиеся после его смерти. С этим вопросом она обратилась к юристу. И вот, что он ей ответил. Для подачи заявления о принятии наследства в первую очередь необходимо запросить свидетельство о смерти. Такое свидетельство запрашивается в отделе мэрии по месту смерти наследодателя и отражено быть отражено в Гражданском реестре. Также это можно сделать посредством почтового сообщения или через интернет. Однако, во-первых, не во всех органах исполнительной власти это возможно, а во-вторых, процесс запроса часто связан с техническими сложностями, особенно если такой запрос делается из другого государства, т.е. из России. Тем не менее, теоретически его можно сделать на сайте Минюста и получить свидетельство в любой стране мира, в том числе и из Испании. Выдача свидетельства о смерти на настоящий момент является бесплатной.
Работникам консульства РФ в Испании ничего о жизни и смерти гражданина России не было известно, поэтому на запрос вдовы был получен стандартный ответ, суть которого сводилась к тому, что если вдова хочет выяснить подробности и обстоятельства смерти своего теперь покойного мужа, то ей будет необходимо приехать в Испанию самостоятельно и решить этот вопрос на месте, или направить в консульство официальный запрос, на который ей обязательно, в установленный срок, напишут ответ.
Следующим шагом вдовы, по словам юриста, могло стать получение справки из реестра завещаний. Такую справку можно запросить через пятнадцать дней после смерти в территориальном управлении Минюста или направив письмо в центральный реестр завещаний в Мадриде, а также по интернету, что с практической точки зрения сегодня является практически невозможным. Стоимость справки составляет несколько евро. Но, поскольку среди работников российского консульства в Испании и уж тем более в региональном управлении Минюста РФ, никто толком ничего не знал об этом скорбном событии, то единственной возможностью получить свидетельство о смерти Алекса стало обращение вдовы в муниципалитет, тот самый, где и жил Алекс последние годы…
Примерно через год после смерти Алекса, его вдова смогла-таки получить свидетельство о смерти своего мужа в Испании, а также справку о месте захоронения его праха.
Свидетельство о публикации №225120700388