Феофан Затворник. пр. 7

     "Не употреблять ли отчитывание?" Ведь
  все страстные суть бесноватые.Всякая ст-
  расть имеет своего беса,который чрез че-
  ловека питает свою страсть,или себя.Вы-
  гнать его,и опор страсти опадет.

      Желали бы знать:какая главная у вас
  страсть...На это припомню вам сказание об
  одном подвижнике,который предложил старцу
  своему подобный вопрос,а именно:с какою
  страстью прежде бороться?Старец ответил:
  борись с тою,которая сейчас тебя борет,и
  некогда будет доискиваться,какая главная
  у тебя.

       Побеждение страстей есть самопроиз-
  вольное мученичество духовное,невидимо в
  сердце совершаемое...Мученичество сие до-
  лжно было начаться с той минуты,как в се-
  рдце вашем созрела решимость посвятить
  себя Господу.

     ...Сперва пойдут дела против господст-
  вующей страсти,далее против источных ст-
  растей,а потом,когда стихнут та и эти,
  доброделанию остаётся свобода добить ос-
  татки враждебного полчища.

      Вы одолели страсть в известном случае
  но таких случаев она найдёт тысячи,и сно-
  ва начнёт бороть и вызывать на брань.Это
  значит,что христианину никогда не должно
  слагать с себя всеоружия;он бессменный
  воин,который всегда должен быть готовым
  на брань.Мечтания страстные во сне...не
  вменяются в грех,потому что сии мечтания
  непроизвольные.Но сокрушаться о них и
  скорбеть надо...Зачем исходят они из ду-
  ши?Если согласие во сне дано...и это не
  беда,но более отяжеляет совесть...потому
  что,если можно,хорошо открыть о сем духо-
  внику...Совесть покойнее будет.

      Главнейший же подвиг есть хранение
  сердца от страстных движений и ума от та-
  ких же помыслов.Надо в сердце смотреть и
  всё неправое оттуда гнать.

     Как человек может очистить сердце
  своё?Трудом в исполнении заповедей,про-
  тивоположных страстям.Проси помощи,но и
  сам трудись;без своего труда и помощь не
  придёт:но и из труда,если помощь не при-
  дет,ничего не выйдет.И то и другое нужно.
     продолжение 8
 


Рецензии