Феофан Затворник. пр. 7
все страстные суть бесноватые.Всякая ст-
расть имеет своего беса,который чрез че-
ловека питает свою страсть,или себя.Вы-
гнать его,и опор страсти опадет.
Желали бы знать:какая главная у вас
страсть...На это припомню вам сказание об
одном подвижнике,который предложил старцу
своему подобный вопрос,а именно:с какою
страстью прежде бороться?Старец ответил:
борись с тою,которая сейчас тебя борет,и
некогда будет доискиваться,какая главная
у тебя.
Побеждение страстей есть самопроиз-
вольное мученичество духовное,невидимо в
сердце совершаемое...Мученичество сие до-
лжно было начаться с той минуты,как в се-
рдце вашем созрела решимость посвятить
себя Господу.
...Сперва пойдут дела против господст-
вующей страсти,далее против источных ст-
растей,а потом,когда стихнут та и эти,
доброделанию остаётся свобода добить ос-
татки враждебного полчища.
Вы одолели страсть в известном случае
но таких случаев она найдёт тысячи,и сно-
ва начнёт бороть и вызывать на брань.Это
значит,что христианину никогда не должно
слагать с себя всеоружия;он бессменный
воин,который всегда должен быть готовым
на брань.Мечтания страстные во сне...не
вменяются в грех,потому что сии мечтания
непроизвольные.Но сокрушаться о них и
скорбеть надо...Зачем исходят они из ду-
ши?Если согласие во сне дано...и это не
беда,но более отяжеляет совесть...потому
что,если можно,хорошо открыть о сем духо-
внику...Совесть покойнее будет.
Главнейший же подвиг есть хранение
сердца от страстных движений и ума от та-
ких же помыслов.Надо в сердце смотреть и
всё неправое оттуда гнать.
Как человек может очистить сердце
своё?Трудом в исполнении заповедей,про-
тивоположных страстям.Проси помощи,но и
сам трудись;без своего труда и помощь не
придёт:но и из труда,если помощь не при-
дет,ничего не выйдет.И то и другое нужно.
продолжение 8
Свидетельство о публикации №225120700435