Природа и место языка в человеческом бытии
1. Язык и логика
Из анализа статьи В.И. Моисеева «К возможным направлениям работы ИИН» я заключаю:
Суть любого из видов логики (хоть «формальной» аристотелевской, хоть всякой из неклассических логик) – это формальное выражение по логическим правилам эмпирического (фактологического) содержания мира.
Разница между «формальной» и неклассическими видами логики не в формальности первой и якобы неформальности второй, а в том что формальные/логические правила первой и вторых логик разнятся по степени формального (абстрактного, отвлеченного от содержательности в их/логик знаковой-языковой семиотической природе) выражения неформального эмпирического содержания предмета исследования (рассмотрения-познания). Если «формальная» классическая логика выражает через свои формальные правила (логические законы) грубую структуру эмпирической реальности мира, то неклассические логики (образующие «тело» диалектической логики) проникают вглубь тонкой природы конкретных эмпирических предметов мира, выражая эту глубинную природу фактологических явлений эмпирического мира с помощью своей развитой логической формальной знаковой структуры (математического аппарата неклассических логик).
Вот этот логико-математический аппарат неклассических логик позволяет человеку вскрывать в эмпирии явленности (фактологии) предметов мира глубинную природу-сущность в знаковой форме логических языковых (семиотических) структур. Вскрывается сущность предметов мира в логической форме знаковой системы – языка (как словесно-речевого или текстового, так и символьного математического).
Эту природу языка как средства логической формы описания глубинной природы-сущности предметов мира выразил советский философ-математик В.В. Налимов в термине понятия «семантическая вселенная», или «семантический универсум».
В этом понятии выражается совокупность-тотальность (плерональность) всего Знания человечества, «свернутого» в языковую форму его изложения с помощью знаковой природы языка, позволяющей приватное знание человеческих субъектов-индивидов (юнитов), пребывающее (в форме понятийно-смысловой) в приватном сознании юнита, перевести в форму интерсубъектного (общечеловеческого) Знания, или форму «семантического универсума» В.В. Налимова.
Обзор позиций разных философских течений с использованием материала, предоставляемого ИИ (через гигачат):
"Связь языка и логики в философских направлениях.
1.Логический позитивизм
Представители этого направления утверждали, что язык имеет четкую структуру, соответствующую законам формальной логики. Они считали, что каждое предложение должно иметь ясное значение и логическую проверку на непротиворечивость изложения.
2. Философия обыденного языка
Этот подход подчеркивает важность контекста и практики использования языка. Философы, такие как Людвиг Витгенштейн, подчеркивали, что значение слова определяется его использованием в конкретной ситуации, а не абстрактными правилами логики. То есть такая позиция делает акцент на контекстную природу языка как выразителя умозрительного смысла.
3. Семантический реализм.
Сторонники этого подхода утверждают, что язык отражает объективную реальность, и что значения слов соответствуют объектам и явлениям внешнего мира. Логика помогает нам правильно понимать и интерпретировать эти соответствия.
Иначе говоря, в этом философском направлении упор делается на понимание языка в традиции корреспондентной теории истины. Здесь языковые построения, совершаемые по правилам логики, есть адекватное отражение самой объективной реальности. Или язык в союзе с логикой верно отражает саму-по-себе (самосущую) объективную реальность.
4. Постструктурализм.
Постструктуралисты, такие как Жак Деррида, критикуют идею фиксированного значения слов и предлагают концепцию "деконструкции", согласно которой смысл текста постоянно меняется в зависимости от контекста и читателя. Или это концепция контекстной природы понятийного смысла.
Способы взаимодействия языка и логики
• Парадоксы: Например, парадокс лжеца ("Это утверждение ложно") демонстрирует сложность взаимосвязи языка и логики. Формально логическое решение (в бинарной логике) невозможно, поскольку любое утверждение ведет к противоречию. Для снятия логического противоречия требуется более широкий логический аппарат, когда оба утверждения разводятся по разным отношениям, либо по разному месту и времени одного тотального языкового и логического объекта рассмотрения.
Так, утверждение об истинности или ложности относится к объекту, на который направлено утверждение. Без объекта интенции утверждения оно просто лишено логического смысла истинности или ложности. И только в приложении к объекту рассмотрения утверждение обретает смысл истинности или ложности. И тут всё зависит от сложности или простоты применяемых к объекту логических правил. В классической бинарой логике либо одно утверждение об объекте истинно, либо второе, либо ни одно не истинно. В более сложных логических системах объект по своим признакам не односложен, а многосложен, многосторонен. Вот тут оба полярных утверждения могут быть истинными, когда мы их разводим по разным сторонам одного и того же объекта рассмотрения.
• Категоризация: Язык позволяет нам с помощью логики (логических правил) категоризировать объекты и события, обозначая словами-терминами понятия и классы. Однако границы категорий часто бывают размытыми, что вызывает трудности в применении строгих логических правил.
• Интерпретизация текстов: Процесс понимания текста включает в себя не только знание грамматики и лексики, но и способность применять логику для выявления скрытых смыслов и связей между элементами текста при помощи такого аспекта языка как его семантика, апеллирующая к умозрению как фактору генерации смыслов через значения слов-терминов и словосочетаний (языковых предложений, или логических суждений), образующих контекстность языковой системы.
Как язык влияет на наше мышление?
Вопрос о влиянии языка на мышление является предметом дискуссий среди психологов, лингвистов и философов. Существует несколько основных подходов к этому вопросу:
Лингвистический релятивизм (Гипотеза Сепира-Уорфа)
Эта гипотеза утверждает, что структура языка определяет способ восприятия и осмысления реальности. Согласно этой теории, носители разных языков воспринимают мир по-разному, потому что каждый язык формирует свою уникальную картину мира. Например, языки, в которых отсутствуют точные названия цветов, могут затруднять различение оттенков цвета.
Однако эта теория подвергается критике, так как исследования показывают, что различия в восприятии незначительны и не определяют кардинально разные картины мира.
Универсализм
Противоположная точка зрения заключается в том, что человеческое мышление универсально и независимо от конкретного языка. Все люди обладают одинаковыми базовыми когнитивными механизмами, такими как восприятие пространства, времени и причинно-следственных связей. Языковые различия влияют лишь на поверхностные аспекты мышления, не меняя фундаментальных принципов познания.
Когнитивная наука
Современные исследования в области когнитивной науки подтверждают, что язык действительно оказывает влияние на мышление, но это влияние ограничено определенными аспектами. Например, язык может влиять на скорость обработки информации, точность запоминания деталей и даже эмоциональную реакцию на события.
Экспериментальные доказательства
Некоторые эксперименты показали, что билингвизм (способность говорить на двух языках) улучшает когнитивные способности, такие как переключаемость внимания и умение решать проблемы. Это связано с тем, что использование двух языков требует постоянного контроля субъекта над языком и выбором нужного слова, что развивает подвижность-лабильность ума.
Заключение
Язык безусловно влияет на наше мышление. Но это влияние двустороннее и насколько структура языка влияет на особенности мышления, настолько само мышление/умозрение формирует язык с его пластичностью по историческим эпохам развития культуры того или иного социума – носителя естественного языка.
Какую роль играет логика в понимании языка?
Логика играет важную роль в понимании языка, помогая нам анализировать и интерпретировать высказывания, выявлять связи между словами и предложениями, а также оценивать истинность утверждений. Рассмотрим подробнее, каким образом логика способствует пониманию языка:
Анализ структуры предложений
Логика помогает определить синтаксическую структуру предложения, выделяя субъекты, предикаты и объекты. Это важно для правильного понимания смысла высказывания. Например, рассмотрим предложение: "Собака кусает кошку." Здесь логика позволяет нам увидеть субъект ("собака"), предикат ("кусает") и объект ("кошку").
Интерпретация импликаций
Часто в речи используются подразумеваемые смыслы, которые не выражены прямо. Логика помогает выявить эти импликации. Например, если кто-то говорит: "Сегодня холодно," мы можем сделать вывод, что говорящему может понадобиться теплая одежда.
Оценка аргументов
Логика необходима для оценки убедительности аргументов. Мы используем логические правила, чтобы проверить, следуют ли выводы из предпосылок. Если аргументы построены некорректно, мы можем обнаружить ошибку в рассуждениях.
Понимание метафор и аналогий
Многие выражения в языке являются метафорическими или используют аналогии. Чтобы понять их, мы применяем логические операции сравнения и сопоставления. Например, фраза "Время — деньги" становится понятной благодаря сравнению временных ресурсов с материальными ценностями.
Решение проблем коммуникации
Иногда возникают ситуации недопонимания или двусмысленности. Применение логического анализа помогает устранить путаницу и прийти к общему согласию относительно значений высказываний.
Таким образом, логика служит инструментом, позволяющим глубже проникнуть в суть языковых явлений, обеспечивая более точное понимание и эффективное общение.
Как язык формирует нашу картину мира?
Язык играет ключевую роль в формировании нашей картины мира, определяя, как мы воспринимаем, понимаем и классифицируем окружающие нас предметы и явления. Вот несколько аспектов, иллюстрирующих, как именно язык влияет на формирование нашего мировоззрения:
Категоризация опыта
Язык создает категории, позволяющие нам группировать схожие объекты и явления. Эти категории помогают упорядочить наш опыт и облегчить его обработку. Например, слово "яблоко" объединяет множество фруктов с общими характеристиками, облегчая их идентификацию и обсуждение.
Концептуализация реальности
Через язык мы формулируем концепции, отражающие наши представления о мире. Эти концепции включают абстрактные идеи, такие как свобода, справедливость или красота. Без языка было бы трудно выразить и передать подобные концепты другим людям.
Фрейминг и фокусировка внимания
Язык направляет наше внимание на определенные аспекты действительности. Например, употребление определенных глаголов или прилагательных может подчеркнуть конкретные характеристики объектов или действий. Так, говоря "быстро бежит," мы привлекаем внимание к скорости движения, тогда как выражение "медленно идет" заставляет обратить внимание на противоположную характеристику.
Социальные нормы и ценности
Язык передает социальные нормы и ценности, закрепленные в культуре. Определенные выражения и формулировки могут указывать на одобрение или неодобрение тех или иных поступков. Например, похвала или критика, выраженная через язык, укрепляет соответствующие поведенческие модели.
Образование и обучение
Язык используется для передачи знаний и образования. Через речь и письменность передаются научные открытия, исторические факты и литературные произведения. Таким образом, язык обеспечивает доступ к накопленному человечеством опыту и мудрости в общечеловеческом Знании».
Итак, язык не просто инструмент общения, но и мощный фактор формирования нашего мировосприятия, оказывающий значительное влияние на то, как мы думаем, чувствуем и действуем в повседневной жизни"
2 Язык и ценность
Попытку выразить полярный портрет ценности предпринял философ Ю.Д. Бухаров в своей онтологической модели ценности.
Полярный портрет Ценности в предложенной Юрием онтологической модели Ценности представлен пока что одной базовой полярностью (с предположением некоторой совокупности базовых полярностей). Эта базовая полярность есть соотношение в предложенной модели субъективного и объективного смыслов в их (смыслов) смысловых полях-пространствах.
Если с субъективным смыслом понятно его смысловое поле-пространство – это индивидуальное относительно приватное сознание, или "внутренний мир" индивидуального субекта (оставим сейчас в скобках внутренний мир «субъектов более высокого иерархического уровня»), то что такое смысловое поле объективное (читай внешнее по отношению к внутреннему смысловому полю индивидуальных субъектов)? Что это за «семантический континуум» в терминологии В.В. Налимова?
Вероятно, здесь идет речь об объективации внутренних смыслов, пребывающих в индивидуальном сознании субъектов-юнитов во внешнее объективное выражение этих приватных смыслов юнитов в языковых текстах. Если соотношение внутреннего мира, внутреннего смыслового пространства субъектов человеческих юнитов и внешнего объективного смыслового пространства, в котором внутренние смыслы объективируются в знаковой форме языковых текстов таково, то тогда совершенно понятная суть базовой полярности внутреннего субъектного смыслового поля (пространства индивидуального сознания юнитов с его относительной приватностью) и внешнего объективного смыслового поля – «семантического континуума», заполненного текстовым языковым контентом таким образом (с такой семантической плотностью), что для извлечения смыслов из объективного семантического универсума требуются индивидуальные усилия субъектов-юнитов для так называемой «распаковки» (расшифровки знаковых текстов) объектного текстового семантического универсума в индивидуальное смысловое внутреннее понимание значения (семантики) объективных языковых текстов.
3. Язык и смысл.
Смысл как таковой и иллюзия «свой» и «чужой» смыслы
Смысл как таковой есть контентно обусловленное понимание того или иного предмета, явления, события мира. А способ выражения любого смыслового понимания человеком-юнитом предмета мира есть фиксация этого понимания в языковой форме-знаковой шифровке приватного понимания юнита в интерсубъектное общение-обмен языковыми смысловыми посланиями.
Теме связи смыслов с языком посвятил своё пристальное внимание В.Ю. Завьялов.
В его работе «Арете-терапия. Психотерапия высоким смыслом» он пишет:
«Если мы способны точно различать между собой само знание как результат нашей познавательной деятельности, и сам процесс познания, т. е. отделять процесс создания знания от самого знания, тогда мы сможем создавать знание о знании, или метазнание. Это, как мне представляется, и есть созерцание, о чём говорил Аристотель. Созерцание, по Аристотелю, есть настоящее счастье, высшая человеческая способность наслаждаться процессом познания. В созерцании человек предстаёт сам себе в роли Творца, у которого всё получается легко и с наивысшим качеством».
По этой цитате можно сказать, что Завьялов признает за человеком способность творить знание, в котором выражается-открывается новое осмысленное понимание человеком мира. Это новое понимание (сотворенное человеком-познавателем приращенное знание) и есть акт творения новых смыслов, ранее отсутствовавших в старом знании.
Просто нужно понимать, что человек не Бог, творящий мир в статусе Всемира, но лишь подобие Бога-Творца. И потому знание мира, сотворенного не человеком, а Богом-Творцом человеку лишь открывается в понимании-осмыслении природы мира (сотворенного Богом, но не человеком), а вот смыслы-понимание собственно несовершенного (лишь подобия Бога) человека есть продукт человеческой познавательной активности (акта познания мира через достижение-творение смыслов человеком-познавателем), достигаемой в научном и философском поиске как суперпозиция крупиц Истины и массы заблуждения.
И это творение в процессе познания новых для человека смыслов фиксируется-выражается не иначе, чем в знаковой форме языка.
С.А. Борчиков задается вопросом: процесс познания – это творение человеком новых смыслов или человек в познании лишь открывает не им сотворенные смыслы (Богом сотворенные)?
Тут налицо двуединство в познании обнаружения того, что составляет «не им сотворенные смыслы» (частичное Знание человечества, составляющее лишь крупицы от Божественного Всезнания-Истины) и эти обнаруженное в познании Знание-«чужие смыслы» (усвоенные крупицы из Всезнания-Истины) сочетаются со «своими» элементами заблуждения, что и создает диспозицию смыслов как собственной «отсебятины», так и «чужих» смыслов - крупиц от Божественной Истины.
Это сочетание «своего» и «чужого» в осмыслении мира в научном творчестве подпадает под принцип-критерий научных теорий от К. Поппера: научная теория как должна быть верифицируема, так и должна быть фальсифицируема. Или на смену старым теориям с их диспозицией зерен Истины и массы заблуждений приходят новые научные теории, в диспозиции истины и заблуждения которых появляются новые зерна Истины, новые смыслы, движущие Науку и человеческое Знание вперед.
4. Язык и память человека
Язык, как средство-способ знаковой фиксации-обозначения приватного понимания-осмысления предметов мира в форму уже не приватную-замкнутую в индивидуальном сознании человека-юнита, а интерсубъектную – доступную другим субъектам человеческих юнитов, неразрывно связан с памятью человека.
Беда человека, потерявшего свою память (вследствие ли травмы или болезни Альцгеймера) в том, что он лишается возможности полноценного интерсубъектного общения и, более того, лишается возможности самоиндефикации.
5. Язык и познание совокупное с творческой деятельностью
Творчество человека по буквальному творению материальных предметов мира в актах (процессе) созидания предметов культуры и техносферы человека. Здесь человек в самом прямом смысле творец материального мира – второй искусственной природы. В этом творчестве человек переводит смыслы, открытые в процессе познания не им сотворенного мира в материальные предметы уже им сотворенного мира второй природы (человеческой культуры артефактов).
На основании научного прогресса человек способен в сотворческой Богу деятельности творить-созидать новационные предметы человеческой культуры, или второй (искусственной-артефактной) природы. Сейчас пример этого творения человеком второй природы – бурное развитие нейросетей ИИ.
6. Язык и интерсубъектность (Я-Ты), или внутренний и внешний миры
Уже выше показал, что Я и Ты, внутренний приватный и внешний интерсубъектный миры теснейшим образом связаны с языком как способом преодоления относительной замкнутости-приватности внутреннего мира человеческого юнита через взаимодействие субъектов человеческих юнитов с помощью языковых знаковых шифровок.
Сам язык в его форме письменных текстов (хоть на бумажном носителе, хоть на цифровом носителе) есть средство аккумуляции человеческих приватных пониманий мира в интерсубъектную форму Знания человечества.
Интегральная лингвистика.
Что же по своему предмету представляет собой интегральная лингвистика? Это организованная в логическую (сетевую или иерархическую) систему совокупность выше перечисленных аспектов, составляющих далеко не полный полярный портрет такого предмета исследования, который именуется лингвистикой.
А вот принцип описания сего предмета системного исследования сетевой или иерархический – зависит от целеполагания самих исследователей. Если задача описания интегральной лингвистики заключатся в широте описания её предмета, то предпочтение будет отдано сетевому методу описания лингвистики. Если же задача заключается в выявлении главной определяющей базовой полярности, а прочих полярностей как подчиненных аспектов этой базовой полярности природы лингвистики, то этот метод будет системно-иерархическим описанием предмета лингвистики.
В концепции неовсеединства такой ведущей базовой полярностью будет соотношение Единого и Многого в тотальной суперпозиции всеединого и многоединого.
Свидетельство о публикации №225120700436