Квантовую механику надо изучать в школе

Теория относительности, вероятностный подход в квантовой физике, загадка индивидуальной судьбы ядра атома при радиоактивном распаде, подчиняющаяся лишь статистическим методам - всё это должно стать предметом дум современного школьника. Изучение классической физики, занимающее в школе три года, с седьмого по девятый класс, не представляет загадки для современного школьника и не отвечает современному дню, как и изучение в течение тех же трёх лет геометрии на плоскости. Девиз вчерашнего дня при подходе к современной вероятностной физике "это противоречит здравому смыслу" должен быть преодолён, другой физики нет, вот физика настоящего дня. Если продолжать твердить о "здравом смысле", физике не видать гениев и настоящих открытий. При изучении физики Ньютона и геометрии Эвклида школьник не должен упускать из вида, что это наука семнадцатого века и третьего века до нашей эры соответственно. Влюбившись в ясность и здравый смысл механики Ньютона выпускник поступает в вуз и понимает, что ошибся как минимум на четыре века, потому что на третьем курсе и дальше его ждёт квантовая механика с соответствующей математикой, хорошо, если к третьему курсу он сможет это принять. Если нет, то быть ему инженером-физиком, но никак не физиком-исследователем. Перемножение нескольких множителей в формулах классической физики и формула Шрёдингера не должны вызывать у учащегося ощущение разрыва и невозможности осознания, надо только уменьшить количество лет для изучения классики в школе и отдать безусловное предпочтение физике сегодняшнего дня. Удивительно, что учебники по физике и временные рамки не меняются в течение пятидесяти лет, школьный курс должен же поменяться хотя бы спустя сто лет со времени возникновения квантовой механики! Сто лет отторжения новой физики, новой философии, может ли человечество позволить себе такую долгую любовь к ушедшим векам и такое нелюбопытство к тому, что идёт всего лишь вразрез с привычками обыденной жизни, верность которым лишает человека всех шансов стать исследователем природы в наши дни. Однако бонусов с передового края науки ждут все. Что же, наука отдаляется от обычного школьника и его родителей, становится уделом избранных? Но если школа согласна с этим, то разрыв между современными учёными и обычными людьми, которые лишь пользуются достижениями науки и спокойно относятся к содержанию школьной программы, будет лишь увеличиваться, а бонусов этих будет становиться всё меньше. За примерами далеко ходить не надо, можно лишь взглянуть на развитие космической программы, которая не получила возможного развития с 60-х победных годов прошлого века, остановившись в развитии, финансировании и любви в мировом масштабе, к удивлению всего человечества, когда сами же забросили, сами и удивились, а спустя 65 лет думают, не начать ли снова. О бережном отношении к науке не приходится говорить, даже когда она вызывает ощущение чуда.


Рецензии