Лети в мой край, голубка...

Макар Максимович Донской.
ЛЕТИ В МОЙ КРАЙ, ГОЛУБКА.
Этимологическое исследование.


Краевед Голубев приводит следующую версию происхождения названия Тербуны. "Основали село служилые люди из-под Смоленска, теребившие лен. Тербуны — от "теребити". Версия многоуважаемого Голубева состоит из пары утверждений, ни на чем не основанных, фактически краевед распространял свое предположение, не подкрепленное никаким фактами. К сожалению, эта версия была принята за основу при утверждении герба и флага Тербунского района…

Давайте посмотрим, насколько это безобидно…

Отметим, что село Тербуны является стратегическим пунктом. Да сие особенно важно сегодня, когда некоторые всерьез обсуждают вторжение войсковых подразделений группировок Северно-Атлантического Альянса на нашу землю. Голубев, как известно, усиленно доказывал всем свою правду, ездил и выступал с лекциями... Что странно выглядит, коли взять во внимание, ведь он участник войны, великой отечественной. Краевед настаивает, выходит, там где может пойти потенциальный противник, на этой стратегической дороге к Москве, — жили всегда крестьяне, аж с начала 16 столетия...

И, действительно, многих жителей я опрашивал, никто из них не понимает, что они казаки… Вот село Урицкое, бывшее Царево, — в нем осталось деление на сотни, что обычно принято в казачьих станицах: сотни вместо улиц. Рожденные там, в семидесятые, — время когда проповедовал Голубев, — уже не знают, что они казачьего роду. А между тем “Царево”, назывались те села, из которых служили казаки в царском конвое. Не случайно все Царево большевики переименовали в Урицкое, по фамилии убийцы Николая Второго и его семьи. Печально, что до сих пор, несмотря на канонизацию царской семьи, с никого и спроса, получается, нет, что мы по-прежнему живем в стране большевиков: без рода своего и племени, не воины, а косари…

Кому же это выгодно? Я собираюсь привлекать на свою сторону местную администрацию и население Тербунов, — именно в этом деле. И хочется поставить вопрос шире: по всей России — искажением истории, жители превращены в людишек, принявших свое бесславие как норму.

Кому нужен край рабов? Очевидно, что рабовладельцам. А превращение в рабов происходит всегда при обнулении всех заслуг твоего народа, при модном переодевании в джинсы, при вставлянии жевачки в рот, алчно, даже вместе с фантиком! При непамятовании о победах. При равнодушии к героям. Это оскотинивание русских и есть цель Нато. Им как раз боязно встретить сопротивление там, где на него попадали, и обжигались не однажды, оккупанты. Вспомним: “Тербунский Рубеж”.

А сегодня законтрактированные вояки из сел Тербунского района бегут с зоны боевых действий, а их родственники пытаются получить за сих пристреленных дезертиров, еще и компенсацию в суде. Где же ум? Где порядочность? Как можно верить таким гражданам, не имеющим корней. А ведь здесь находились настоящие пограничные заставы в 1700 году, и есть архивные данные, что начало селам положили казаки-однодворцы.

Я проживаю в Казинке, Тербунского района. Прежнее ее название: Запольный Тербунец. В начале 18-го столетия все ее население переписано: это воины, жившие на своей земле. Солдаты… Городовые казаки… Драгуны… О каких крестьянах речь, появившихся здесь — по сказкам Голубева — еще в 16 веке, из служивых смоленских людей, теребивших лен?

Да, заселение постепенно происходило, но не ради крестьянства, а для охраны земель. Итак, налицо ошибка у краеведа более чем в двести лет. И отравленные сей дезинформацией природные казаки, запустованные душой, превращенные в быдло, не знающие куда направить свой гонор, который весьма, заметен, надо сказать, бессмысленно снуют, как бродяги, туда и сюда, приученные своими генами к жизни в пограничье, к защите Родины своей призванные, капризничают... Приезжают и просят, чтобы я их отмаливал от службы. Отмаливаю.

Обратим внимание еще на ряд несоответствий у Голубева.

1. Служилые люди, мужчины, солдаты, выходцы из под Смоленска, приехали теребить лен на территории Дикого Поля? Не удивляйся, все ж здесь была: степь да степь кругом.

2. Тербуны и теребить. Если "тербуны" от "теребить", в таком случае приведите еще хотя бы один случай, когда от глагола произошли названия сел. Кроме того, глагол происходит от существительного, а не наоборот, если не имеется в виду действие глагола. [В данном случае, следуя логике словообразования, это слово "теребитьё" или "теребитие".] И в основе названия “Тербуны”, разумеется, находится существительное. Но что оно значит? Это важно.

3. Тербуны — происходит по моей версии, имеющей право быть, на основании проведенных мною исследований, — от слияния двух слов: терские бунтовщики. После восстания Степана Разина, часть донских казаков бежала на Терек, после чего поступило распоряжение казачьих полковников: с Терека мятежников вернуть обратно на Дон, потому как преследования им не велось. Вот так и явились миру терские бунтовщики, служивые повстанцы, осевшие на Тереке, — донские казаки, которых по возвращении с Терека, сгруппировав выставили кордонами в донских степях, и дали им в надел землю обрабатывать. Вот они, тербунцы. Об этом свидетельствуют архивные данные и прежнее название моего села, в котором я официально проживаю уже 15 лет: Запольный Тербунец. [Только речь идет о Вторых Тербунах, которые и были прежде селом Тербуны. А райцентр с одноименным названием появился позднее.]

4. Смоленск горел, дважды. Вы, стало быть, имели какое желание, помещая гамаюна со смоленского герба на тербунские золотые нивы и заливая их красным цветом, уважаемые товарищи из местной администрации, одобряя и принимая такой символ, в 2004 году, на тербунский флаг? Что же это такое? Как сие понимать? Куда все движется, вообще?!!

5. Чем объяснить, после выхода моих первых статей по данному топониму, правку на Википедии статьи “Тербуны”, как не обидою местных чиновников? Устранение голубевской даты заселения тербунских земель служивыми людьми из-под Смоленска, и появление нового термина “теребуны”, якобы так называли прежде на Смоленщине теребильщиков льна. Но существует ведь “Словарь смоленских говоров”, в 11 томах… И в нем кроме "теребилки" и "теребиловки" ничего относящегося к льну не содержится. [Словарь смоленских говоров, том 10, стр. 177.] Кроме того, сия профессия называется не теребун, а теребильщик.

Заглянем в другой, более фундаментальный труд, включающий в себя и другие говоры:

Теребьяне — то же, что теребляне. Приехали теребляне. Стали теребити.

Теребщик — тот кто теребит что-либо.

Теребщица — теребильщица льна, конопли.

Теребнуть — очистить ствол дерева от сучьев.

Терёба — теребление льна.

Тербь — связка льна.

Словарь русских народных говоров. Том 44. Институт лингвистических исследований РАН. Издательство "Наука", 2011

Вот по этому слову “тербь”, означающему связку льна, вполне можно сказать далее о нескольких или о всех связках льна на поле — "терби", а о самом таком поле — “тербуны”, ну а ежели принять в расчет больше чем одно поле, то скажется — "тербунье". А это уже куда ближе к истине, если принять во внимание год основания райцентра Тербуны: 1897, когда все занимались тут — уже пару столетий — сельскохозяйственным возделыванием конопли. И не нужно приплетать ничего. Самое существование в моем селе Казинка канатной фабрики, деятельность которой курировали задонские монахи, обеспечивающей при Петре Первом канатами воронежскую флотилию, и продававшей свои изделия ежегодно на ярмарке в Ревеле (совр. Таллин) — САМО СОБОЙ СЛАВНО.


Писатель Макар Донской, житель Тербунского района, награжденный за литературную деятельность медалями имени: Сергия Есенина (трижды), Феодора Достоевского, Марины Цветаевой, Николая Некрасова, “Просветители Кирилл и Мефодий”, Александра Пушкина, “Святая Русь” и двумя звездами “Наследие”.

Фото мое, снимок 2025 года.


Рецензии