Софистика СМД-методологии

Советский философ Георгий Щедровицкий создал мирового уровня интеллектуальное учение, учредив для его широкого практического освоения   массовое движение адептов известное как «системно-мыследеятельностная методология» или просто «методология». В советские годы это движение для решения возникавших в различного уровня управленческих структурах комплексных социально-экономических проблем практиковало  «организационно-деятельностные» деловые игры (ОДИ), которые в связи со своей эффективной результативностью обрели значительную популярность в среде интеллигенции.

Не чуждый ничему из сферы научно-практических разработок Сергей Владиленович Кириенко, ныне первый замглавы администрации президента России, начал контактировать с методологами еще в 1989-1990 годах во время «Сургутской инициативы» (объединение самых активных комсомольских лидеров из секретарей комитетов комсомола разного уровня, начиная от обкомов и заканчивая небольшими комсомольскими организациями), в деятельности которой он принимал самое непосредственное участие. Методологи, лидером которых после смерти Георгия Щедровицкого в 1994 году стал его сын Пётр, консультировали участников «Сургутской инициативы», в результате чего была учреждена политическая организаций «Новая сила», впоследствии ставшая одним из учредителей «Союза правых сил», под флагом которого Сергей Кириенко вместе с самыми успешными «сургутовцами»  стали депутатами Госдумы.

Некоторые из членов Московского методологического кружка, в их числе –   Петр Щедровицкий и «гуманитарный технолог» Ефим Островский, вошли в число людей, особо близких Сергею Кириенко. Так, в 1999 году под авторством Щедровицкого-младшего, Островского и Кириенко была опубликована статья «Россия. Страна, которой не было». «Мир новой России – это не наступающий мир, ищущий новых земель. Мир России – это мир восходящий и развертывающий новые образы будущего», – пишут в этой статье Щедровицкий, Островский и Кириенко. В тексте статьи также утверждалось, что для последователей учения Георгия Щедровицкого сами по себе территории страны не важны, поскольку в соответствии с глобальной концепцией единого мирового государства, постепенно приходящего на смену конгломерату национальных государств мирового сообщества наций,  государственные границы – это  отмирающее явление. Россия, по их представлению, должна стать не только и не столько экономическим лидером, сколько показать пример в развитии «мышления» и «гуманитарных технологий», в том числе и технологий управления обществом. При этом авторы-методологи категорически утверждают, что не занимаются манипулированием общественным сознанием. «Гуманитарные технологии не управляют людьми, но управляют правилами и рамками их сообщения и взаимоотношений», – пишут они далее.

О влиятельности методологов в современной России говорит факт того, что  идея «Русского мира», чьи плоды можно видеть не только в Новороссии, но и в целом по стране, была придумана Петром Щедровицким и Сергеем Переслегиным ещё в 2002 году, после чего для методологов начала 2000-х годов одним из главных направлений работы стало теоретическое развитие концепции «русского мира». Однако после присоединения Крыма и событий в Донбассе это словосочетание приобрело другое значение: Россия пытается вернуть себе территории царских времен, причем в основном силовым путем. «Там, где говорят по-русски, там и Россия, а значит, эта земля должна войти в состав государства» – такой была суть воззрений адептов новой интерпретации идеи «Русского мира». Методологи же имеют в виду совершенно другое понимание этой концепции. Их «русский мир» тоже группируется вокруг языка, но на этом сходство и заканчивается.

Они не сомневаются, что чем большему числу отдельных граждан других государств нужна Россия, тем устойчивее позиции России в мире. Основы своей устойчивости и нужности формирующаяся русская государственность может и должна искать в пределах Русского Мира, в политике конструктивного развития его мировых сетей. Фактически предлагается при переустройстве российской государственности опираться не на собственных граждан, а на иностранцев, пусть и представителей русско-говорящей диаспоры, что важнее континентальной России в её государственных границах. Другими словами, речь идёт о космополитическом государстве, которое должно соответствовать исключительно диаспоральному способу существования русской культуры. По мнению методологов получается, что подобное передовое космополитическое государство сегодня во всех аспектах  более эффективно, чем национальное. При этом утверждается, что построение постнациональной государственности в России должно опираться на ресурсы Русского мира, профессиональные и транспрофессиональные школы и сети и т.п. Короче говоря, современные методологи уверены, что российское многонациональное государство слишком национальное, и поэтому его надо перестроить в постнациональный формат.

При подобном багаже знаний Сергея Кириенко нельзя относить к обычным технократам, которые просто выполняют поставленные перед ними задачи. Ортодоксальный методолог всегда стремится изменить окружающую реальность в соответствии со своими представлениями о мироустройстве, ибо ощущает в себе для такой миссии достаточные силы, знания и возможности. Он даже может проверить создаваемую им социальную конструкцию на прочность, спровоцировав некий искусственный кризис, или придумает для этого специфическую общественную программу развития.

Одна из софистических догм методологии состоит в том, что: методолог – это не исполнитель воли заказчика, а скорее сам заказчик является объектом воздействия методолога. Скорее всего, нынче перед Сергеем Кириенко, выдающимся последователем идей Георгия Щедровицкого, стоит весьма серьёзная задача, к примеру, касающаяся кардинального пересмотра структуры государственной власти в условиях экономического кризиса. В этом плане можно уверенно утверждать, что шаблонного  подхода к решению такой задачи от оригинально мыслящего щедровитянина ждать не приходится – итог поискового процесса наверняка станет абсолютно  неожиданным для всего российского общества.


26.08.2025



Сергей БОРОДИН


Рецензии