Ограниченные пределы этики
Начну с того, что проблемы этического характера и этической конгруэнтности проистекают из самой природы этики, которая необоснованно утрачивает свою силу, и за последние несколько лет недостаточно активно обсуждается. Что конкретно мы должны считать «этичным» в разных проявлениях жизненных впечатлений и для разных заинтересованных сторон, по обыкновению, часто становится предметом полемики. Это разногласие, в свою очередь, затрудняет соотношение убеждений, ценностей и действий с неким «этическим стандартом» и обращается к автономии.
Когда обыватель видит некие поступки другого, он моментально оценивает другого человека с точки зрения «плохо» или «хорошо» — разумеется, лишь поверхностно, без понимания всей полноты картины. Замечу, что в этом заключается некоторая односторонность, которая по сути обращается к категориям таких оценок, как «плохо» или «хорошо».
Некоторое из того, что большинство считает хорошим или плохим, оказывается совсем диаметрально противоположным или условным суждением, при этом присвоение ложной характеристики происходит из-за фрагментарности увиденного или услышанного.
Область этики не рассматривает мотивы поступков — этим занимается психология; этика же рассматривает вопрос о вреде и благе для социума, которое формирует каждый отдельно взятый человек. Сверх того, нетрудно догадаться, что именно эта область тесно переплетается с моралью как косичка из пряди волос.
Другая сложность заключается в субъективности моральных суждений. То, что один человек считает морально допустимым, другой может считать морально неприемлемым. Эти индивидуальные различия в моральных границах возникают из-за культурных, религиозных, индивидуальных элементов. Когда мы пытаемся достичь понимания, необходимо в первую очередь учитывать и рассматривать чужую интерпретацию, избегая принуждения или навязывания универсальной системы убеждений той группе, ценности которой могут зависеть от географического расположения, как, например, описано в книге «Тотем и табу» Зигмунда Фрейда об истоках этики и морали древних племен, так и традиционных мировоззрений.
Следовательно этическая природа сталкивается с трудностями в сложных, многогранных ситуациях. Действительные дилеммы редко бывают черно-белыми, вместо этого они часто включают следующие относительные показатели: компромиссы, противоречивые ценности и непредсказуемые последствия. В таких случаях стремление к идеальной этической конгруэнтности может привести к заблуждению или к непрактичным решениям, которые игнорируют ситуацию и моральные пределы этического предмета.
Структура этических норм может создавать проблемы для конгруэнтности. Разные этические теории (например, утилитаризм, деонтология, этика добродетели) предлагают разные критерии для оценки «правильности» или «неправильности» действий. Пытаясь согласовать действия с одной конкретной этической теорией, можно столкнуться с конфликтами с другими, потенциально столь же обоснованными принципами в угоду построения амбивалентной этической стороны.
Свидетельство о публикации №225120700871