Моррис и Савелий

       Двое писателей обедали в красивом месте с видом на реку. Кафе открылось недавно, но уже пользовалось популярностью. Они перешли от горячего к десерту, и беседа приняла неспешный характер.
       Одного звали Моррис. Это был его творческий псевдоним. Он так подходил этому спортивного вида мужчине без возраста, что никто и не пытался вспомнить его настоящее имя. В миру его звали Михаил Олегович Романов, а для близких еще с пометкой Рисковый парень. Сокращённо Моррис. И хотя голову украшала благородная седина, точно определить возраст было практически невозможно. Где-то за сорок.
       Второй был рыхлым молодым человеком с детскими щечками и большими солидными роговыми очками, которые, по его мнению, придавали ему солидности. Матерый, в некоторых кругах, писатель чувствовал себя на равных с собеседником, не смотря на заметную разницу в возрасте. Звали молодое дарование Савелием Петровичем Кукушкиным.

- Моррис, ты уже начал работу над новым романом? Твой последний вроде хорошо продаётся.
- Так и ты, Савелий, не в накладе. Твой сборник после Книжной ярмарки неплохо пошёл.
- Само собой. Там мои путевые рассказы после поездки за рубеж. Это благодатная тема. А ты сейчас над какой темой трудишься?
- Да, путешествия вдохновляют. Я написал пару циклов, но никак не соберусь это все издать.
- Ну, это уже дело техники. Собрать легче, чем написать. Хотя я бы на твоём месте не торопился с циклами о путешествии. У тебя же есть и другие темы. Вот какая сейчас у тебя в работе?

       Внезапно Моррис резко придвинулся к Савелию и пристально посмотрел ему в глаза. Даже тон мгновенно изменился: из светско-вальяжного он стал холодно-отточенным.
- И что тебя так волнует моя новая тема? И почему я не могу издать свой цикл? Не потому ли, что за свой ты уже получил награду, а сюжет удивительно напоминает рассказы из моих черновиков, которые я читал тебе в прошлую нашу встречу?
- Т-т-ты о чем? - слегка запинаясь отреагировал Савелий, одновременно отодвигаясь, но кресло уютно обхватывало его за талию и побег явно не имел успеха.
- О твоих греческих рассказах. Ты сам-то в Греции давно был?
- Я был в Греции три года назад. И все, что написал это мои впечатления и встречи...
- Вот тут ты, конечно, лукавишь, но изящно, надо признать. Да - впечатления и встречи твои. Но половина из них со мной. Уютными вечерами у камина в моем доме. А вот с фактами неувязочка вышла. Отель, в котором встречаются твои герои построен в прошлом году. И там был я, потому что мой знакомый - управляющий отелем - пригласил меня на открытие. Что с этим будем делать?

       Савелий шумно выдохнул, сглотнул пару раз, безмолвно открывая рот. Потом как-то приосанился и уже спокойным голосом наконец ответил.
- Это неважно. Теми вечерами, когда ты читал мне свои записки о путешествиях, я просто вдохновился темой. Я же художник. Ищу вдохновение во всем, что меня окружает. А название отеля - это неважно. Можешь считать творческой фантазией. Ведь нигде не написано, что это репортаж или основано на реальных событиях. Сборник называется "Коллекция моих впечатлений". Моих. Понимаешь?
-О как! Вдохновился, значит? А почему у главных героев твоих греческих рассказов имена как у моих?
- Простое совпадение. Видишь, какое сильное впечатление на меня произвели твои рассказы, что я даже все имена запомнил.
- Так значит! Отдаёшь должное силе моего таланта, но нещадно используешь моих героев.
- Если ты внимательно читал мою книгу, то мог заметить, что сюжет другой. Да и причины их поступков совсем не те, что у тебя.
- Вот тут ты прав. Романтика и благородство у тебя оказались не в чести. Не веришь ты в них. Хотя у меня как раз основано на реальных событиях. У тебя же основа основ - выгода и сохранение собственного благополучия.
- Не извращай мой рассказ...
- Твой рассказ и извращать не надо. Над этим ты сам хорошо постарался.

       Моррис отодвинулся от собеседника. Сделал несколько глотков остывшего чая и задумался.
- Мне всегда было интересно, где та тонкая грань, что отделяет вдохновение от плагиата. Много великих произведений написано по следам подсказанных кем-то тем или встреч, но авторы, как правило, в предисловии благодарят своих вдохновителей. Многим в голову приходят схожие идеи, вот только у каждого получается по-своему. Сила личности и таланта делает их творение индивидуальным и неповторимым.
- Хорошо тебе рассуждать. У тебя в голове - космос. А я - земной человек. Я вдохновляюсь от людей.
- Вдохновляешься? Берёшь готовое, присваиваешь себе, кроишь по своему усмотрению и - вуаля - новый шедевр готов. И гонорар неплохой при этом.
- Я творчески интерпретирую. И это уже моё произведение.

       Моррис вздохнул.
- Это хорошо я железобетонный. А ты когда-нибудь думал о том, что, отняв у человека его дорогое творение, ты можешь сделать ему, как минимум, больно. Или вообще нанести непоправимый вред. Не все такие несъедобные, как я. Ответственности не боишься?
- Какая ответственность? Я же пишу свое. Ну да, основа может быть и похожа. Но идеи витают в воздухе. Кто поймал, того и тапки.
- Сурово. Мне вот даже интересно стало, что ты можешь сделать с моей темой, скажи я тебе над чем сейчас работаю.
- А ты скажи. Или боишься?

       Глаза у Морриса загорелись.
- Дуэль? А что. В этом что-то есть. Одна тема, но разные Вселенные. Понимаешь какая штука - мы с тобой, Савелий, создаём разные Миры и в них же живём. То, что иногда пересекаемся - это просто траектория движения.
- Ну, это философский вопрос, - начал было Савелий, поправляя на переносице свою роговую оправу.
- Вот и давай, пофилософствуй, - прервал его Моррис. - Ты хотел тему. Считай, что сегодня у нас тоже были задушевные посиделки. Так что вдохновляйся. Моя рабочая тема: "Сила и цена Слова".

       Савелий молчал. Моррис спокойно подозвал официанта, неспешно расплатился по счету. Встал. Ещё раз посмотрел на притихшего Савелия и сказал:
- И да рассудит нас всеведущий читатель.

       Моррис вышел на улицу, с удовольствием вдохнул прохладный вечерний воздух. Над головой бесконечным ковром простиралось звёздное небо.
- У тебя в голове - космос. А ведь неплохо сказал. Ну что ж, отдохнули, теперь время и поработать. Возвращаемся в свою Вселенную. Пора и честь знать.


Рецензии