Правитель Мира

              Часть 2
     В 1962 году, папу перевели на прииск Ударник, главным инженером. Теперь мы живём в отдельном доме с верандой. Воду по прежнему возят, но уже на автомобиле.
    В посёлке, рабочие стройцеха возводят сразу несколько домов. Они не огорожены и мы с пацанами играем там целыми днями.
     В начальной школе помещения для занятий физкультурой нет. Хорошо, что наша учительница спортсменка, лыжница, поэтому летом - бег, зимой -  лыжи. Иногда сдвигаем парты и занимаемся гимнастикой.
     Когда пошёл в пятый класс, стали возить в среднюю школу посёлка Широкий. Наверное забавно было на меня смотреть, когда на уроке физкультуры я впервые вошёл в новенький, теплый, сияющий разноцветными красками спортивный зал. Восторг, благодарность и много других добрых чувств вихрем деформировали мою физиономию.
    В школе нас учили работать на пилораме, токарных, сверлильных, строгальных станках. Знакомили с работой техники на полигонах, цехов ремонта горного оборудования.
   Папе выделили железного коня, мотоцикл ИЖ Планета. И он "Стройный, красивый, с густой чёрной шевелюрой, в кожаных крагах мотается по горным участкам днём и ночью". Так, описывал его горный мастер прииска, Шаболтас Д.
    Деревянные промывочные приборы отошли в прошлое. На Колыме построили заводы и стали производить серийные стальные установки для добычи золота.
     Отца уважали за профессионализм, порядочность и принципиальность. Знали как изобретателя.
     Однажды на прииск приехал секретарь райкома Смирнов. Он предложил убрать с обводненного полигона гидроэлеваторный прибор и установить скрубберный. Отец не мог согласится и попал в опалу. Его вычеркнули из списка представленных к  награде орденом Ленина, а вскоре пришлось перебраться в другой район. Благо в области он был известен как хороший горный инженер.
     "Не долго музыка играла... " На новогодних каникулах, я обнял Седика, Хрусталика, Николу... своих недавно обретенных друзей и автобус, нагруженный домашним скарбом, повёз нас в Золотую Теньку.
     По центральной трассе, ехать вдвое дольше, поэтому дядя Миша Сафонов, отец моего друга Володи, решил ехать через перевалы Гаврюшка, Лачкалах, Кулинский. А мороз минус пятьдесят. У всех трёх перевалов очень плохая репутация. Круто, скользко, смертельно опасно. Но, это Колыма, брат. Здесь сама жизнь, риск.
      Нам повезло. За двое суток мы добрались до места, где начался новый  этап моей жизни. В январе 1965 года, я увидел посёлок Ветреный, на берегу реки Колымы.
      Это было моё место под Солнцем! Огромная река, красивый прибрежный лес, голубые сопки и величественные скалистые горы, увенчаные пиками Властный, Абориген ...
     Спящий каменный гигант подпирает аметистовое небо. Суровый лик, огромная борода, крутые плечи... Абориген, Колдун. Могучая река Колыма омывает его изумрудное ложе. Он стережёт прекрасную жемчужину Творца, озеро Джека Лондона с хрустальной водой и танцующими хариусами. Все кто прикоснулись душой к этим сказочным местам чувствуют, это и есть легендарное Место Силы.
     Папе выделили двухкомнатную квартиру и мы сразу обрели тёплый дом. Но извините, все удобства на улице, в сколоченных из досок "М-Ж".   В это время, обычно мороз около трёх недель давит до - 60 градусов.
    Нам пацанам проще и сложнее, подъём на два часа раньше всех жителей посёлка. И почётное право первым протоптать тропинку в первозданных сугробах, в темноте, до гаража, где школьников ждал транспорт. Потом, час, иногда несколько, преодоления беспросветной белой мглы, сквозь пургу по зимнику на автобусе. И мы в тёплой школе с буфетом. Обычно на большой перемене, я на 15 копеек покупал пару пирожков с брусникой и чай.
    Да, сколько той зимы? Всего то девять месяцев. Правда, лета несколько дней. Колымчане шутят: "Июнь - ещё не лето, август - уже не лето". Поэтому всё делают заранее.
     Ещё по ночам мороз, а жители посёлка уже строили парники и затапливали печи в теплицах. Выращивали в них огурцы, помидоры, другие овощи. А картофель, капуста, редис и морковь росли в открытом грунте. На прииске было своё подсобное хозяйство, где держали коров и лошадей. Детей обеспечивали свежим молоком. Люди обустраивали свою жизнь всерьёз и надолго.
       Мы тоже стали заядлыми огородниками. На столе появились вкусные свежие овощи. Река Колыма, щедро кормила нас рыбой.
      В густых зарослях ивняка летают табуны куропаток, на островах рябчики, в тайге глухари. Всё свободное время я проводил на природе, на реке, на сопках. Ружьё, удочка, рюкзак и бесконечная свобода. А когда родители купили мотоцикл "Урал", стал реже бывать дома.
     ... Время шло. Постепенно стало ясно, что Китай уже не наш брат. Это огорчало. Я старался узнать о нём как можно больше. Читал, слушал радио. Выяснилось, что ещё в 1953 году, когда мне был один год. Создатель и руководитель Китайской Народной Республики Мао Цзэдун писал:
    "После смерти Ленина, Советский народ под руководством товарища Сталина построил светлое, лучезарное Социалистическое общество".
     А позднее предупредил:
     "К власти пришли националисты и карьеристы... "
     Мой детский мозг кипел, почему братская страна с древнейшей культурой вдруг стала врагом СССР. Но при этом с глубочайшим почтением относится к создателям нашей страны  Ленину В. И и Сталину И. В.
     Сейчас я не уверен, что это были китайские радиопередачи, но страшные слова обрушивались на советских людей: "Разобьем собачьи головы... ".
     Позже разразился военный конфликт на острове Даманский. Мои старшие друзья, стали свидетелями этой жестокой схватки.
     Ночами я фантазировал, зарывшись в холодную постель, под завывания колымской пурги. И "придумал", как должно быть устроено справедливое общество. Все мои самые смелые преобразования требовали строгой дисциплины и учёта. Если в семье, при наличии здравого смысла, что-то получалось, то в государстве гармонии не было. Ведь контроль осуществлял человек. А у него, куча пороков, личные интересы, разное образование и воспитание.
     Руководитель, контролёр должен быть идеальным, а таких в природе просто нет.
    Достижения цивилизации, быстро продвигались в наш труднодоступный край. После запуска спутника "Экран", на сопке "Корабль" установили ретранслятор и  телевидение пришло в посёлок.
     И как вовремя! Нам с другом Генкой "Великаном" посчастливилось посмотреть по телевизору исторический матч Советских хоккеистов и канадских профессионалов.
     Даже в спорте, подтвердилось утверждение нашего замечательного учителя "Гыр Гыра" Ковардина:
     "Советское - значит отличное".
     На прииск поступили новые, мощные отечественные бульдозеры ДЭТ  - 250.
     У папы в распоряжении автомобиль ГАЗ-69, а летом водометный катер.
    А вскоре он купил автомобиль Москвич 412. Трудно описать восторг, когда я впервые сел за руль. Тепло, уютно, не пыльно. Ни дождь, ни ветер, ни снег, ничто не мешает любоваться живописной дорогой. Устал, откинул кресло и отдыхай, спи. Фантастика!
     ... Закончив школу, я поступил в Московский геологоразведочный институт. Здесь мне стали доступны все блага Советского государства.
     Сначала нас осмотрели врачи. Я до сих пор с теплом вспоминаю девушку стамотолога.  Она поставила мне серебряную пломбу, которая прослужила 45 лет. И ведь это бесплатно и от души.
    Нас  учили уникальные, жизнерадостные, талантливые преподаватели. Они были разные по возрасту, но молодые душой.
    Начертив, как по лекалам сложные геометрические конструкции, исписав доску формулами, профессор, вдруг спрашивал другого:
     - Шурик. Конфетцу хочешь?
     - Конечно хочу, Костик -
    Один пожилой человек, бросал другому конфету. Неожиданные шутки преподавателей, рождали добрые чувства студентов.
    Жили в хорошем общежитии рядом с метро Студенческая, с нами учились студенты из Вьетнама, Египта, Ирана, Сирии и других стран. Однажды на танцах я повздорил, аж с целым принцем с острова Святой Маврикии.
    Уже на первом курсе, нас обучили вождению автомобиля. Экзамен я сдал на Садовом кольце.
    Верховая езда, плавание на лодке...
    Нас учили строить, создавать и сражаться.
    Занимался спортом, в бассейнах и на стадионах в Лужниках, манеже братьев Знаменских, спортзалах института.
     Наслаждался игрой талантливых актёров в спектаклях: "Двое" в театре Сатиры, "А зори здесь тихие"  на Таганке, "Игра в каникулы" в Вахтангова...
    Читал редкие книги в тихих залах библиотеки имени Ленина.
    С восторгом смотрел "Красную палатку", "Бег", "Ромео и Джульетта" в поекрасных кинотеатрах Октябрь, Россия, Художественный.
    На первых летних каникулах мы с другом, Игорем Макаровым работали на Урале, на руднике имени Третьего Интернационала, недалеко от Нижнего Тагила.
    Вы спускались в клети в недра земной коры? А на 1300 метров? Вот! Именно на этой глубине мы добывали медную руду. Горные удары, жара и влажность. Но больше всего меня восхищали люди, их слаженная работа в экстримальных условиях. Спуск в клети это как прыжок в бездну. Несколько десятков секунд в состоянии невесомости, а потом плавная остановка. Сначала на 800 метров, потом по второму стволу ещё полкилометра. И уже потом шесть часов изнурительного труда в прорезиненной одежде.
   Всё работает как часы. Я не мог представить, что у нас в стране, есть такие технологии и оборудование. Одно дело читать об этом, и совсем другое работать.
    Зато, когда поднимаешся  к Солнцу, голубому небу, тебя встречают тёплый душ и чудесные улыбки работниц столовой. Ни один ресторан не готовил такую вкусную еду, а кормили практически даром. Молоко бесплатно, пей сколько захочешь.
     Следующие три года, на каникулах, я работал на прииске 40 лет Октября, на Колыме.
      На зимних каникулах, мы ходили по Карпатам, Памиру, Уральским горам, охотились и рыбачили.
      В выходные катались на коньках, лыжах, купались и парились в легендарных московских банях.
     При этом я четыре года возглавлял студенческий оперотряд. Как в детстве, обеспечивал спокойный быт и отдых студентов. А ещё, рейды и оцепления, чтобы дружелюбно встретить гостей столицы, дать верующим с молитвой пройти крестным ходом...
     В конкурсе общежитий в 1972 году, мы заняли первое место. В награду меня, других активистов пригласили в Колонный зал Дома Союзов. Я сидел на третьем ряду и лучшие артисты страны до 3 часов ночи, радовали нас своим талантом.
    А ещё нам подарили советской цветной телевизор. Его установили в Красном уголке общежития.
    Мне простому студенту, жителю Колымы, было доступно всё, в моей свободной, справедливой и любимой стране.
     ... Окончив институт, с друзьями Стариком и Здоровым, отправились в девственную тайгу Хабаровского края. Путь наш лежал через Благовещенск. Мы прошли вместе много лесных и таёжных троп, плавали по десяткам рек. Как же не поклониться Амуру-  батюшке, которого люблю с детства, познавал по книгам Николая Задорнова.
     Не долго думая, мы потопали к берегу реки. На набережной продают горячие пирожки, их аромат дразнит не только нас. Сотни мух пытаются отведать вкусненького. Но марля в несколько слоёв, не даёт им добраться до вожделенной еды. Молодая продавщица улыбнувшись посетовала:
     - Соседи, други китайские, выловили  всех воробьев, теперь с мухами борются -
     Прикупив пирожков, мы стали любоваться величием Амура. Ближе нас не пустили пограничники. На противоположном берегу, сизые дымки над фанзами, снуют маленькие лодочки, джонки.
     Вспомнив о пророчестве, я грустно улыбнулся. Наша страна создала мощную промышленность. Строит космические корабли,   атомные  и гидроэлектростанции, трактора, автомобили, комбайны...всё что нужно для жизни.
     А что произошло с нашим  древним и мудрым соседом. Они возводят маленькие домны во дворах, чтобы больше других выплавить чугуна.
     Сегодня мы на десятки лет опередили их. Меня это удивляет, я уважаю трудолюбивый народ Китая.
     Осенью 1974 года, прибыл на Колыму. Мне предлагали остаться в Москве, приглашали во Владивосток.
     Пускай в Москве "теплей, но родина милей, милей запомни, журавлёнок это слово". Эту песню пела на праздничном концерте, ученица 7 класса Лариса Борисова.
     В те времена, каждому давали возможность делать то, что он умел лучше всех. Играть в футбол, хоккей, петь, танцевать, бегать, прыгать, рисовать. Всех замечали и привлекали к занятиям, ненавязчиво заставляли совершенствовать свой талант. Устраивали выездные концерты, соревнования, конкурсы, выставки.
     На всё хватало и людей и денег.


Рецензии