МАМА

   Мама – на древнеславянском означает «рождающая рождающее», т.е. рождающая ребенка, который вырастет и продолжит твой род.

   У тебя, мой родной человек, наверняка сложилось впечатление о содержании нашей семьи, о внутреннем наполнении каждого члена нашей большой «ячейки общества».

   Батя был дубовым стволом семейного древа, его мощным телом, могучим каркасом, физическим исполнителем наших планов и мечтаний. Душой же семьи была мамочка – Пономарёва (Грановская) Лидия Ивановна, 09.09.37 г.р., рожденная в городе Красный Лиман Донецкой области.
 
   Мама – это прежде всего верность долгу: Отеческому, профессиональному, семейному, дочернему, материнскому, супружескому, сестринскому. Ещё в школе, будучи шестнадцатилетними, они с одноклассниками решили ехать в Москву на похороны Сталина. Мама была одним из организаторов поездки. Хорошо, что бдительная ж/д милиция сняла патриотичных школьников на какой-то большой станции.

   Лидия была закулисный режиссёр, есть сценические, публичные, выступающие, призывающие. Наша Лида была всегда спокойной, уравновешенной, умеющей интуитивно вычленить главное в сложившейся ситуации на данный момент. Прежде всего, она очень чтила и искренне любила свою Родину. Если от бати с детства я слышала отрывки из Пушкина, Чуковского, Маршака, то от мамы звучали цитаты Ленина, Шевченко, Коцюбинского.
 
   «Надо прожить жизнь так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Эту фразу Павки Корчагина я слышала очень часто от своей мамочки.

   Она закончила украинскую школу, но русский класс. Ее одноклассники вспоминали: «Наша Лида всегда была у нас в классе самая идейная и одухотворенная ученица.»

   Как можно было воспитать свою семилетнюю дочь Татьяну, чтобы она, находясь в областной клинике в Донецке больше месяца, после выписки, на мамино предложение выбрать любую игрушку в центральном Детском мире, с уверенностью сразу попросила маленьких, с мизинчик, пластмассовых куколок – 15 мальчиков и 15 девочек – представителей всех республик СССР. Куклята (так называла их мама), были одеты в свои национальные костюмы, яркие головные уборы, в руках у них были свои символы, характерные для республики. У россиян – берёзовая веточка, у украинцев – колосок и серп, у грузин – кинжал и платочек и т. д.

   Я долго изучала по библиотечным книгам всё, что могла найти о всех сестрах-республиках Советского Союза. Могла часами играть этими кукляшками на полу – они ездили друг к другу в гости, знакомились, играли, дружили. Всё происходило так, как в жизни.

   Мама часто приходила с тяжелой ночной смены (в очередной раз спасали жизнь тяжелобольного ребенка) и ей надо было поспать хотя бы несколько часов. Мне папа в раннем детстве прочел, и потом мы с ним выучили стихи Елены Благининой:

«Мама спит, она устала,
Ну и я играть не стала,
Я волчка не завожу,
а уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой,
а по маминой подушке
Луч крадётся золотой.
И сказала я лучу:
-  Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
вслух читать и мяч катать.
Я бы песенку пропела.
Я б могла похохотать!
Да мало ль я чего хочу,
но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
а потом скользнул ко мне:
– Ничего, – шепнул он будто,–
посидим и в тишине.»

   Вот какими строками прививались у нас, советских детишек, взаимопонимание в семье, сострадание, сочувствие. В этих ситуациях меня и выручали дорогие моему сердцу 15 республик. Они тоже знали, что нужно вести себя тихохонько, пока уставшая мама спит…

   У нас дома часто создавались стенгазеты для детского отделения городской больницы, подготавливались политинформации для сотрудников, обсуждались мировые и общесоюзные проблемы. Мама была очень неравнодушным и обязательным человеком.
 
   Одежду и обувь мы с сестрой должны были носить аккуратно, потому что это всё передавалось в больницу нуждающимся детям – многодетным, сиротам, больным. К игрушкам и книгам прививалось такой же отношение:

   – В детское отделение снова поступил Толик. У него никогда не было таких кубиков, мяча, книг....

   – К нам привезли Сашу, у него был такой тяжёлый приступ...

   Из маминой информации из роддома мы узнавали о рождении детей у наших воспитателей и учителей. И уже я организовывала их посещение со своими одноклассниками.

   Мама принимала активное участие в городских и больничных новогодних ёлках, праздновании 8 марта, дня медицинского работника и привлекала нас с Аленушкой к организации и проведению этих праздников.

   Маму очень ценили на работе за профессиональные качества, с ней часто советовались не только молодые педиатры. А зав. детским отделением Гусак Раиса Васильевна честно определила: «Родители у вас святые. Вы богом поцелованные дети».

   Мама всегда интересовалась всем передовым, новым и внедряла это в жизнь. Она всегда была активным читателем (с подчеркиванием, выписками) периодической печати и другой литературы – газет, журналов: «Семья и школа», «Медицинская сестра», «Здоровье», «Работница», «Крестьянка» ...У отца был другой арсенал: «Наука и жизнь», «За рулем», «Юный натуралист», «Техника молодёжи». Нас с сестрёнкой еженедельно радовали «Весёлые картинки», «Мурзилка», «Пионерия».

   Утро нашей семьи начиналось со звуков и манящих запахов, доносящихся с кухни – мамочка что-то готовила на всю семью на целый день или больше, если у мамы предстояла дневная смена. После школы мы всегда находили в холодильнике холодные, но такие вкусные котлеты, борщ, винегрет, полезные каши. Возле окна всегда источала чудесный фруктовый аромат кастрюля с компотом.

   Бесчисленная консервация фруктов и овощей, приготовленная мамиными заботливыми руками, не подлежит счету. Когда она еще успевала испечь волшебные, полные маминой любви, «Муравейники», «Сметанники», «Шарлотки», мне не понятно до сих пор.

   Главное наследство, которое мы передаем своим детям – это здоровые привычки. Терпеливая и кропотливая мамина работа над нашим с сестрой здоровьем. Подъём ровно в 6:30 утра. Обязательная заправка кроватей, умывашки и свидание с зубной щеткой. Если позволяла погода, мы обязательно совершали пробежку по грунтовой дороге в сторону Лисичанска. На первые дистанции с подругами вдохновлял нас папа. После возвращения – обязательное обтирание всего тела льняным полотенцем, обильно смоченным холодной водой.
 
   «В здоровом теле – здоровый дух», – твердила нам, иногда сопротивляющимся дочерям, мамочка. Дальше шла бодрая зарядка, мама обычно делала её с нами при открытом балконе в любое время года. Балкон у нас никогда не закрывался, даже зимой мы спали, дыша морозным воздухом. Утюг, который придерживал балконную дверь, не раз был засыпан снегом…

   Мама, работая медработником более 40 лет, сумела привить своим девочкам уважение к народной медицине и знания о ней. Они с бабушкой были знатными травницами. Знания и практику применения трав они черпали в основном от предков и из старинных и современных книг.  Подробно изучали состав и лечебные действия многих растений. В нашем доме была совсем маленькая коробочка с медикаментами, я помню только зеленку, йод, марганец и бинты. А вот мешочки с сушеными травами и корнями жили всегда на специально отведенной травяной полке.

   На кухне нас всегда ждал свежеприготовленный завтрак. В школу мама давала вымытые розовощекие яблоки из нашего сада и целую морковку. Сочная натертая морковь на блюдце часто появлялась прямо на моем письменном столе. Все эти важные рекомендации по воспитанию и оздоровлению детей мама читала в различной литературе и, главное – претворяла в жизнь.

   Уверена, если бы «ДЕТКА» Учителя встретилась ей в то время, мы бы жили по   советам Учителя прямо с детства. Ведь в 90-е годы вся наша большая семья легко приняла и стала выполнять «Детку».

   «Учись, мы сами поедем на виноградник, ты только учись!» – дружно повторяли мне родители. Важно было и то, что они всегда рассуждали и действовали в одном направлении. Единство и родительское согласие во всём дети чувствовали всегда. Важной составляющей детского ощущения счастья, уверенности в своих силах была защита и поддержка всей дружной семьи.
 
   Тетя Надя, двоюродная сестра-подружка. с любовью вспоминала мамин отзыв о своем супруге: «Миша у меня святой человек!» Во время нечастых семейных встреч она видела в отношениях моих родителей только мир, лад, любовь.

   Подростковый, всегда бодрящий всех родителей, возраст…У нас с Аленушкой почти 7 лет разница, имя сестренке выбирала я как старшая сестра. Очередная мудрость моих родителей, дабы избежать ревности в связи с появлением нового, не менее любимого всей семьей, члена нашей команды. Как еще мог шестилетний ребенок, ежедневно впитывающий в себя русские народные сказки, назвать сестру?

   Наша Аленушка росла послушной неконфликтной девчушкой, но мне, как ее наставнице все равно надо было что-то доказать, доходчиво объяснить младшенькой… Мой мудрый отец спокойно подходил ко мне и ровным голосом говорил:

   – Из двух спорящих умнее тот, кто «глупее».

   Позволить себе, чтобы я оказалась не умнее, я не могла. Потому замолкала первой, а когда один молчит, есть ли смысл другому что-то продолжать чирикать.

   Еще одна обезоруживающая меня фраза была у отца, она звучала всегда с подтрунивающей улыбкой:

– Кто спорит, тот ничего не стоит!
 
   Но мы же стоящие растем девчонки!

   Позже у Учителя я нашла Его мудрость на эту тему: «Чтобы стать умным, надо сначала побыть дураком».

   Когда я сдавала выпускные экзамены в школе, батечка привез мне целое ведро ароматной клубники с виноградника и сказал:

   – Ешь, дочка, и учи свою физику. В Москве ты такого не попробуешь.
   Действительно, вкус, цвет и аромат той клубники, выращенной родительской любовью, не забываем.

   Кстати, папа, начиная с 1-го класса и по 10-й, поощрял меня «Гулливерками» – сколько пятерок будет в четверти, столько и моих любимых «Гулливерок». Когда количество пятёрок превысило 10-15, мама шёпотом говорила папе:

   - Зачем же ты обещал дочке? Ведь это будет скоро невыполнимо!
 
   Отец ей в ответ:

   – Я же дал слово, Лида! Нам всё вернётся! Верь и поддерживай!

   Открытому, доброжелательному общению с людьми я тоже училась у родителей. Их отношения с соседями, коллегами, просто незнакомыми были лучшими уроками жизни. Меня часто посылали в магазин, аптеку, каждый раз увеличивая и усложняя задания. Однажды, уставшая продавщица нагрубила мне и неправильно дала сдачу. Папа своей большой ладонью вытер мне слезы и сказал:

   – Не обижайся на людей, Танюша, кто-то или что-то обидело человека, он не смог пролистнуть эту обиду, выплеснул на тебя. А ты же сильная у нас, я знаю, ты точно сможешь пропустить это мимо и просто улыбнуться человеку в ответ. И обязательно поблагодари человека за урок. Вслух или про себя, как получится. Покажи, как ты улыбаешься, дочка? Будь всегда источником света и тепла.
 
   В доме, во дворе, в школе, в спорт дворце, в городе в целом была удивительная атмосфера доброжелательности. Дети сами все вместе играли в одной песочнице, скакали через скакалку, играли в мяч, казаки-разбойники.

   Во дворе нас, детей, собиралось до 20-30 человек. Это только из двух четырехэтажных домов. Если затевалась серьезная игра, «17 мгновений весны» или театральная постановка какой-нибудь русской сказки, подтягивались ребята из соседних дворов. Мне обычно доставались слова автора.

   Что заставляло нас, ребятишек, играть в советских разведчиков? Срабатывал ген предков-победителей! Мы, подростки, учились строить планы, скрываться, шифровать, побеждать, наконец.

   Самая первая моя игра во дворе –это игра в школу. Дедушка подарил мне большие амбарные книги – это были школьные журналы.
   Зайкин Слава
   Медведев Владимир
   Уточкина Юля....
   Всем выставлялись оценки, для каждого ученика изготавливалась карточка с пропущенными буквами и словами, разучивались стихи… Меня, как магнитом, тянуло в школу.

   Моя будущая профессия была определена. Вот только в старших классах я поняла, что ученики мои будут постарше школьников. Потому и был выбран факультет инженерно-педагогический, готовящий преподавателей для лицеев, техникумов и вузов. Родители всегда только поддерживали и мудро направляли меня.

   Единственный раз в моей школьной жизни, мама замахнулась на меня-первоклашку пояском от своего платья. Пришлось ретироваться рысью вокруг обеденного стола, но ведь было, за что. Сразу после школы я умчалась к долго болеющей однокласснице Наде объяснять ей новый материал, и задержалась у нее до самого вечера. Воспитательный момент был просто необходим.

   Когда становилось холодно и морозно, менялись и наши игры. В подъезде прямо на площадке межэтажного перекрытия мы строили халабуды, шалаши, пели песни, рассказывали страшилки, сказки. Мама всегда заботливо готовила тормозок на всю компанию.

   Зимой нас ждал каток, ежегодно заливающийся на стадионе. Папа дарил мне сначала двухполосные конёчки, потом «Снегурки» с загнутыми концами, и только в старших классах были подарены настоящие спортивные коньки. Зима на Донбассе, к сожалению, недолговременна, но мы успевали насладиться зимними играми и путешествиями.

   На каждые каникулы мы с мамой составляли план – чему я должна была научиться и что для этого надо сделать. Обязательно прилагался список художественной литературы, которую необходимо было прочесть с тематическими выписками. Мама его брала в журнале «Семья и школа» и из специальных книг по воспитанию детей. Я была записана в четыре библиотеки города, книги «глотала» быстро и жадно.
 
   Встречались книги, чтение которых прервать было невозможно. Долгое время читала даже под одеялом с фонариком. Вся русская и советская классика, зарубежная литература были доступны каждому школьнику страны. У нас дома родители тоже организовали большую библиотеку. Это, в основном, заслуга отца – на книги у него всегда находились деньги из шахтерской «заначки».
Однажды я попала в дом своей одноклассницы и обомлела – у них прямо дома «жили»: большая советская энциклопедия, серия ЖЗЛ (жизнь замечательных людей), Чехов, Шолохов, Рождественский....

   Лев Толстой потряс меня и захватил надолго – читая «Войну и мир» в старших классах я не могла остановиться и впервые схитрила, и сказала маме, что плохо себя чувствую и не могу идти в школу. Мама мне поверила и принесла медицинскую справку. Непрерывное общение с Пьером Безуховым и Наташей Ростовой в течение нескольких дней, так необходимое мне в то время, было обеспечено...

   Два раза в год дома все книги вынимались из книжного шкафа, чистились щёткой, протирались и возвращались обратно.
   Вы спросите – чему я должна была научиться на каникулах? Пожалуйста, вот краткий список:
- вязать на спицах и крючком;
- вышивать крестиком и гладью;
- кроить, шить, и не только воротнички и манжеты для школьной формы;
- ухаживать за собой – маски для волос, самомассаж тела;
- лекарственные травы (сбор, хранение и употребление);
- приготовление украинского борща, голубцов, вареников, пельменей (наши семейные секреты);
- правила выживания в лесу, на воде (практика с папой);
- ПДД и вождение мотоцикла;
- чистка и штопка одежды, уход за обувью;
- выращивание цветов и уход за ними;
-  обмазывание глиной и побелка сарая у бабули;
- создание грядок и посев овощных культур и зелени;
- уход за книгами;
– оказание первой медицинской помощи себе и другу;
- выпечка всяких вкусностей;
- уход и содержание аквариума;
- поддержание порядка в шкафу и в письменном столе;
- составление и изготовление гардероба для куклы Лизы ...

   Мамочка, родная моя, ты всегда являлась двигателем прогресса нашей семьи. Все передовые идеи в любой сфере жизни – это твоя инициатива, и главное, – активное исполнение.

   Когда у мамы сильно воспалились вены на ножках, она перелопатила горы медицинской литературы и нашла статью о самом передовом в то время, методе лечения варикоза. Смело собралась и поехала в далекую Пензу, сделала там операцию и, слава богу, бегала еще на своих ногах долгие годы со своими козами.
 
   Маминого сердца хватало не только на близких, но и на просто нуждающихся в помощи людей. В свои нечастые выходные она вечно куда-то бежала делать уколы, кому-то помогать, кого-то спасать....

   Когда мы с Аленой переходили из подросткового возраста в юношеский, мама ездила в Москву к своему младшему брату Володе и привозила нам самые интересные платья, не забывая и остальных членов семьи. Запомнился интересный комментарий расцветки отреза ткани для будущего бабушкиного выходного платья.

   – Какой необычно сочный цвет – болотистый, – довольным голосом говорит бабушка.
 
   – Да, цвет первой осенней листвы, – вторит ей мама.

    Бабушка снова свое видение:

   – Лида, я и говорю – болотистый...

   Мама закончила курсы кройки и шитья в ДК им.Ленина и шила для всей семьи наряды. Так что мы с сестренкой были в нашем дворе одеты личной портнихой, как, впрочем, почти все дети СССР. Моё первое платье было пошито из дедушкиной рубашки в мелкую бежевую клеточку, украшенное мини кружевами и беленькими пуговичками.
   Освоить работу швейной машинки помогла мне тоже мамочка. Комплекты необычных кружевных воротничков, манжет на школьную форму и прочие вещицы я всегда шила себе сама.

   Особые воспоминания о новогодних карнавальных костюмах, которые создавались родителями по ночам, каждый год разные. Первый мой образ в детском саду – это воздушная Снежинка. Осталось фото, где я, крошечная, смешная снежинка, на зимней поляне возле Деда Мороза с глазами нашей любимой воспитательницы Галины Павловны, читаю стихи:

«Ну и дедушка Мороз!
Что за щеки, что за нос,
Борода-то борода,
А на шапке-то – звезда,
На носу-то – крапины,
А глаза-то – папины...»

   На следующий год родилась Ромашка – папа в гараже из проволоки изготавливал изогнутые лепестки, прикрепляя их к изящному каркасу. Мама сшила на них белые накрахмаленные чехлы, на меня одевалась желтая блузочка с тычинками – это серединка ромашки и на головку – оригинальная зеленая шапочка - колпачок с задорным хвостиком. Юной Ромашке очень хотелось всех участников карнавала обнять, но цветочные лепестки особо не давали разгуляться, отпугивая проволочным шелестом косолапых медвежат и пугливых зайчат.
 
   На очередной Новый год был готов русский костюм – голубой сарафан с русским орнаментом, белая блуза и алая лента в волосах. В руках был белый кружевной платочек. Русский народный танец «Сударушка» исполнялся особенно выразительно.
Прежде чем приступить к изготовлению костюма, мы с мамой просматривали множество литературы.
   Шедевром маминого искусства был грузинский костюм – длинное платье со съёмной,   вставной кокеткой на груди, расшитой бисером. Точно помню, что вышивала мама бисером ночью, потому что утром ей надо было идти на смену…. На голову грузинки надевался голубой ободок, украшенный подвесками, бусинками и накрахмаленной марлей, обшитой кружевами.
 
   Позже, в подростковом возрасте, я создала себе костюм сама. Пират – протестант был в седьмом классе – первые советские джинсы, тельняшка, сверху ядовито-яркая цветная рубаха соседа, завязанная спереди узлом, а сзади на спине был пришит череп из бархатной бумаги. На голове северской пиратки – платок-повязка, на ногах – спортивные кеды. Это было очень смело, но мой костюм победил на школьном карнавале. Девчонки уже почти все приходили в красивых вечерних платьях....

   Максим Горький очень точно сказал: «Дети – это цветы жизни, а благодатная почва для их произрастания – это дом со здоровой, теплой атмосферой». Моя любовь и благодарность тебе, моя мамочка, ты сумела создать добрую семью и добросердечные условия в ней, в которых мы выросли счастливыми людьми. Не зря считается, что тот, кто счастлив у себя дома, действительно, по-настоящему счастлив в жизни.
 
   Природа-Матушка, Учитель дорогой! Помогите душе моей мамы, Грановской Лидии Ивановны, там, где она есть, обрести мир и любовь на светлом пути к Тебе.

   Нас воспитали родители 30-х годов и дедушки с бабушками, рожденные в начале прошлого века, пережившие не один голод и две мировые войны. Наше детство им удалось уберечь от звуков войны, и потому мы достойно переживем лихолетья войны на Донбассе.


Рецензии