Самообман
Под ред. Zrn.
«Боюсь ли я ответственности? Не думаю, как вообще такое можно подумать с моим-то образованием. Может, у меня боязнь недостатков? Да нет, я их прекрасно осознаю и понимаю: лень и отсутствие в моментах какой-либо усидчивости, являющейся двигателем прогресса для меня, не дают мне развиваться. В чем же тогда проблема?» — рассуждая про себя, шел студент двадцати четырех лет. Он получал второе образование, при помощи которого надеялся в будущем открыть своё дело, могущее принести ему большую славу и прибыль (куда без последнего в современном-то веке?). Георгий, постоянно носивший строгий костюм черного цвета, не изменил себе и в жаркую погоду. В моменте казалось, что герой вот-вот зажариться, однако он чувствовал себя достаточно комфортно. Он уверено шёл на занятия, опаздывать на которые не имел права. Поставив себе такую задачу, Георгий ощущал, как его самодисциплина растёт с каждым днём (правда ли это?). В костюмах он признавал только лишь два цвета: черный и синий. Выработанный ещё с детства вкус к этим цветам мешал добавить разнообразия в его гардероб. Находившиеся там три костюма, третий, к слову, был тоже черным, будучи подаренным герою в день поступления в новый университет, костюм так и ни разу не был надет, чувствовали себя хозяевами шкафа. Георгий в принципе не был озабочен вопросами внешнего характера. Квартира его, больше похожая на склад вещей, обременяющих существование каждого человека, была небольшой. Она была его собственная, купленная на некоторые сбережения, которые удалось накопить во время обучения первой специальности. После армии герою удалось купить квартиру и начать получать второе высшее.
Внутреннее убранство представляло из себя две комнаты (первая являлась кухней, а вторая включала в себя ложе, на котором возлежал Георгий. На этом ложе беспорядочно валялись футболки, шорты, какие-то стопки бумаг, перевёрнутые и заложенные чем попало книги. Чаще всего, книги были прочитаны на половину от всего содержания. Это можно связать с тем, что Георгий не всегда заканчивал дела до конца. Стоило отвлечься лишь на секунду, как дело переходило в ведомство «отложенных» и валялось там без дела месяцами. Перед кроватью стоял черный как уголь стол, содержащий на себе ноутбук, который давно не протирали, книги, пыль, скопившаяся на них, образовывала отдельную микрофлору с поселившимися там организмами, какие-то черновики на бумаге, видимо, с домашним заданием или конспектом. В углу комнаты красовалась электрическая мусорка, тщательно протёртая на днях и с обновлёнными батарейками. Это была самая дорогая и бесполезная (на мой взгляд, конечно, кто я такой, чтобы сравниться с Георгием) покупка. Георгий очень гордился ей и считал, что таким образом вводит новые технологии к себе в дом. Ну-ну. На подоконнике располагалась пепельница и какие-то алюминиевые банки из-под сладкой газировки. Это было что-то в роде коллекции. Они тоже были протёрты и аккуратно расставлены. Странные приоритеты в чистоте. На балконе царила атмосфера расслабления. Да, он был утеплённый и обставленный лучшей мебелью. На полках имелись разного рода книги, а также джойстики для приставки, которая аккуратно располагалась в углу балкона. Телевизор висел напротив кресла-пуфа. Здесь герой проводил досуг и отдыхал. Перейти в кухню, стоит ли? Чаще всего, Георгий пользовался доставкой готовой еды, потому что готовить самому лень. На кухне был обычный новый ремонт. Чистотой она не отличалась, однако имелись замашки на то, чтобы стать таковой. Поверхности были вымыты, однако располагавшиеся за ними пространства наполнены пылью, живущей там несколько лет. Коридор содержал в себе небольшой шкаф для вещей и подставку для обуви, описывать оных не имеет смысла.
Вот в такой обстановке жил и работал тот, о ком я повествую. Нельзя назвать её худшей по чистоте, но и прилежной не назовёшь. Одним словом, студенческая холостая.
Герой наш, кажется, шёл в университет. Он оказался там довольно быстро. Через мгновение он уже был в аудитории. Аудитория, рассчитанная на пятьдесят человек, не была заполнена и на половину от этой суммы. Обычно Георгий сидел за третьей или второй партами. Сейчас он изменять своим привычкам не стал. Сев за вторую парту с левой стороны, он принялся листать конспекты в ноутбуке. К нему подсел Фёдор, одногруппник и хороший приятель. Это был среднего роста блондин с аккуратной причёской. Серые глаза смотри прямо в душу, они были какие-то бездонные и загадочные. Его отличало от Георгия то, что при всей своей излишней эмоциональности и вспыльчивости он никогда не принимал ничего близко к сердцу, считая это излишней тратой эмоций и сил. В свои двадцать пять Федор имел небольшой пассивный доход в виде сдаваемой им на краю города квартире. Его желанием было закончить учебу и открыть какое-то своё дело, которое могло бы обеспечивать его и его семью. Приближённые и знакомые многим желания делали Федора открытым и общительным человеком. На удивление всем, он легко нашёл общий язык с таким человеком как Георгий. Да, стоит отметить, что с героем в основном никто не общался. Многим Георгий казался странным и высокомерным, другие просто не интересовались им, а третьи уже просто не видели смысла заводить новые знакомства, ведь и так живётся нормально (действительно?). Обособленность людей друг от друга в нынешнем веке чревата серьезными последствиями. На индивидуальном уровне эта проблема уже проявляет себя во всю силу: депрессии, тревожные расстройства, панические атаки, нехватка социальной стимуляции, приводящая к снижению когнитивных функций. Хроническое, так сказать, одиночество приводит к повышению уровня кортизола в организме, а это ведёт к снижению иммунитета, давлению и к прочим проблемам. Человек здесь перестаёт делиться своим горем и своим счастьем с другими. Эмоциональное оскудение, коим наш мир сейчас кишит, или, наоборот, неконтролируемые всплески агрессии, приводящие к убийствам и насилию. Прекрасный мир, не правда ли? Только сейчас можно наблюдать глобальную связь (интернет и проч.) и глубочайшую разобщенность. Технологии, окружающие нас, дают нам ощущение того, что мы все находимся в контакте друг с другом, жаль, что это иллюзорное ощущение.
Федор всегда интересовался личностью нашего героя. Он любил заводить с ним беседы, длившиеся иной раз по два или три часа. И это не плохо, это замечательно. Живое общение двух умных и эрудированных людей даёт надежду, что в мире не всё потерянно. Георгий особо не горел желанием вести эти диалоги и диспуты. Он в принципе жил обособленно, но друга ценил и уважал. Не мог как-то дерзко ответить ему или нагрубить, хотя такое иногда проскальзывало, но в стиле шутки. Для Георгия такой человек как Федор был необходим. Он сам это чувствовал. Федя был отдушиной для героя. В университете их часто можно было заметить сидящими на подоконнике и общающимися на разные темы. На парах Георгий всегда печатал что-то в ноутбуке, особо не отвлекаясь. Федор же то писал, то листал телефон, то выходил из аудитории. Если быть кратким, на занятиях их поведение разнилось и это было заметно.
После учебного дня друзья шли в парк и гуляли там несколько часов. Их прогулки сопровождались разговорами о будущем. Обычно они обсуждали то, чем займутся в ближайшее будущее, какие перспективы каждый видит и как будет себя реализовывать. Конечно, Георгий и Федор касались более глубоких тем, чем хвастовство друг перед другом. Они уже нахвалились ещё в первые дни знакомства, поэтому знали друг друга наизусть. Обсуждение глубоких и сложных тем, зачастую, начинал Георгий, выражая это в утверждениях, оспаривать которые начинал (считал долгом) Федор. После это всё переходило в жаркий спор, доказывание друг другу собственной неправоты и правоты, иногда даже доходило до обид и прочей сентиментальной чепухи. Но в конце концов оба понимали, как дорого им обоюдное общение и переставали спорить, оставаясь при своём мнении. Конечно, были темы, где оба оставались единомышленниками, обычно, правда, если не о чем поспорить, то это скучно для обоих.
В этот день, когда друзья закончили учёбу, они пошли в парк. Погода стояла сказочная: яркое солнце, переливающиеся лужи на дороге, легкий ветер, создающий в листве деревьев приятный человеческому уху шум, голубое без единого облачка небо, приманивающее взгляд каждого человека, выходящего из здания. Если кратко, было очень и очень красиво. Выйдя из университета, друзья отправились по привычному маршруту: в парк через магазин. В магазине Георгий купил воды и сигарет (в последнее время он начал курить, интересно, с чем это связанно?), а Федор ограничился какими-то конфетами. Направившись в парк, они быстро нашли своё любимое место: одиноко стоящую лавочку у берега искусственного озера, на которой они проводили в беседах своё время. Парк был обыкновенным для городов России: посаженные деревья, кустарники, вымощенные тропинки и несимметрично посаженные цветы, давно не скошенный газон и множество мест для посиделок. Дойдя до лавочки, Георгий и Федор расположились на ней лицом к озерцу. Георгий вальяжно закурил сигарету и выдыхая спросил:
— Сколько тебе было лет, когда ты понял, что эта жизнь сложная и полна неожиданностей?
Друг посмотрел на него с вопросительным выражением лица.
— Даже не знаю, я не помню какого-то определённого момента, чтобы я такой, опа — он щёлкнул пальцами — всё, теперь я осознаю, что жизнь тлен, боль и разочарование. Не было такого, да я и сейчас так не считаю, если честно.
— А зря, ведь все события, происходящие в этом мире, нацелены на наше медленное уничтожение. Естественная среда, так скажем. Просто человек от неё огородился, но это не поможет нам, нет, мы всё равно умрем и канем в лету.
— Так и что? В чём проблема, не понимаю, к чему ты клонишь.
— К тому, что жить бесполезно. Всё закончится одним — смертью. Зачем жить ради смерти?
Федор засмеялся.
— Ты немного уставший? Ха, ну, если я смотрю фильм, зачем? Он же закончится, можно вырубать.
Столь интересный ответ заставил Георгия впасть в некое затруднение, разрешить оное ему удалось переводом темы:
— Хорошо, тогда жизнь — самообман, который никогда не заканчивается.
— Да и что? Это же не означает, что не нужно жить. Жить вообще классно, кто ещё из мира, как не человек, осознаёт своё бытие и может контролировать себя, свои эмоции и инстинкты. Думается мне, ты, брат, в глубокой депрессии, раз не видишь смысла в жизни.
—Я имел в виду другое — докуривая, говорил Георгий — смотри, ты живёшь спокойно, никого не трогаешь… нет, не так. Живёшь ты определённое количество времени, а позже тебе приходит осознание, что ты жил не сам, жил по чьим-то реалиям и установкам, которые тебе навязал социум — он закуривал ещё одну сигарету, пепел медленно падал на землю — социум, который не настроен тебе помочь, наоборот, лишить тебя единственного, то есть свободы, и заточить в свои «прекрасные» рамки, из-за которых ты душишься и умираешь медленной мучительной смертью. Ты понимаешь, к тебе приходит осознание бесполезности и ненатуральности собственной жизни. Ощущение, а-а-а, ощущение некого обмана, твою личность обманули и всё. Это ощущается именно как обман личности. Без этого никуда. Этот мир воспитывает послушных и подчиняющихся граждан, живущих по заранее написанным сценариям, отнюдь не соотносящихся со свободой человека. Свобода в нынешние годы — красивое слово, не существующие в реальности. Это страшно, когда ты понимаешь, что большинство людей, окружающих тебя — сфабрикованные личности без собственных интересов и взглядов на жизнь.
Сказав это, Георгий резко замолчал и медленно затягивался сигаретой. Федор, немного подумав, решил ответить:
— Твои слова заключают некую долю истины, но ты обобщаешь, ведь в мире присутствуют свободные и самостоятельные люди. Я и ты, например. Кто-то из нашей группы в универе, тут всё не так однозначно, ведь много есть личностей, которые по-настоящему личности. Они думают, развиваются и прогрессируют. Ты не можешь обобщить на всех твои выводы, хотя они и не лишены здравого смысла, с долью шизофрении, конечно, ты без этого не можешь.
— А ведь… ладно, не важно…
—Что? Что такое?
— Это глупо, всё, мне пора.
—Да мы сидим только два часа, давай ещё отдохнем?
— Нет, мне надо спешить, прости, я пойду.
Георгий попрощался с товарищем и отправился домой. Диалог выбил его из себя и собственное откровение потрясло душу героя.
Оказавшись дома, он сбросил всю одежду в коридоре, наскоро поел и лег на кровать. Мысли обуревали его. Ведь в своей речи он осознал, что всё это время жил в самообмане. Когда-то он скрыл от себя какую-то мелочь, позже обманул себя, заверив, что всё нормально и отлично. Бывали моменты, когда он внушал себе что-то, понимая рассудком, что это неправильно, что это ложь и самообман. Самообман кишит везде, особенно в человеке. Человек такая сущность, требующая к себе чересчур много внимания. Стоит ему потерять его, как становится страшно и некомфортно. Когда-то Георгий мог не сделать работы по учебе или что-то забыть, но убеждал себя в ненужности данного мероприятия. Он довольствовался самообманом, он вкушал его каждый день, он упивался им до пьяни и падал без сознания из-за него. Самообман стал средством от всех недугов и болезней. Он прекрасно справлялся со всеми проблемами, окружавшими героя.
— Я лжец, я понял, я обманывал себя, сетуя на людей, живущих в обмане — стоял он перед зеркалом — обманом я навлёк на себя беду, которая и стала причиной моего отвращения от людей. Я стал жертвой того, на что сам сетовал. Данная ситуация великолепна, она настолько иронична, что сложно себе представить и вообразить что-то похожее. Я разоблачен… Когда человек разоблачает себя самого, он становится голым и беззащитным перед всеми остальными людьми. Они видят в нём калеку, убожество, слабака и бесполезного. Такой не может спокойно существовать в социуме.
Георгий резко встал и подошёл к компьютеру, он взглянул на часы, было десять часов вечера.
— Господи, я провалялся столько времени, у меня куча несделанных заданий. Надо работать, но я не успею, что делать? Я не могу.
Дрожь объяла его тело, оно всё тряслось. Он вышел на кухню, открыл окно, посмотрел уставшими и измученными глазами на мир.
— У меня нет смысла жизни…
Георгий закурил, подошёл к кухонному ящику, отодвинул его. Лезвие приятно скользнуло и охладило его кожу. Сигарета медленно истлела и упала на пол. На компьютер пришло новое сообщение…
Свидетельство о публикации №225120801251