Священные и обычные войны в Ветхом Завете

               
     Тора или Пятикнижие Моисеево- это фундамент всей христианской постройки.  В описаниях ветхозаветных войн иногда видят причину и оправдание  войн в последующие тысячелетия, вплоть до настоящего времени. В связи с этим необходим тщательный анализ истоков этого образа действий .

     В Ветхом Завете война, хотя и рассматривается в целом как отрицательное явление, все же воспринимается как неотъемлемая часть исторического бытия народа, а иногда и как необходимое деяние, имеющее два назначения. С одной стороны, военные действия могут иметь наступательный характер; в этом случае они ведутся с целью завоевания земли Обетованной, обещанной Господом патриархам (войны во времена Моисея и Иисуса Навина), или для  расширения территории, занимаемой израильским народом (кампании Давида, Иеровоама II и некоторых других израильских царей). С другой стороны, довольно часто Израиль ведет войны оборонительные (многие сражения эпохи судей, а также большинство войн после разделения монархии). Целью таких войн была защита народа Божия от врагов, желающих принести ему гибель и порабощение.

    Священное Писание Ветхого Завета в целом и книга Второзаконие в частности различают два типа войны: обычную и священную. Конечно, далеко не всегда это различие проводится четко и однозначно, ибо в древние времена все войны между народами рассматривались как сражения между богами, и израильтяне в домонархический и монархический периоды также верили, что Господь принимает участие в каждой военной операции. Потому даже войны, не имевшие никакой религиозной составляющей, в сознании людей воспринимались как священные деяния и некоторые из них имели признаки войны священной, не будучи таковыми в собственном смысле. Тем не менее, имеющиеся в священных книгах детали позволяют библеистам разграничивать два указанных типа войны. Более того, различия предписаний Второзакония о методах ведения войн дают критикам основание говорить о том, что тексты, повествующие об «обычной» войне и войне священной, восходят к разным источникам.
     Согласно Писанию, если Израиль будет вести войну против городов и народов, «которые … весьма далеко»  (Втор;20:15), то такая война может быть названа «обычной» и относящиеся к ней предписания содержатся во Втор;20:10–15. Принципиальным отличием такого рода войны является сравнительно гуманное отношение к противнику (после взятия города разрешается уничтожить только мужчин, а в случае добровольной сдачи карательные меры по отношению к населению исключаются вовсе). Кроме того, необязательными становятся требование от воинов ритуальной чистоты и участие священников и священных предметов в военных операциях.
    Совсем иной характер приобретает война, имеющая статус священной. Тема священной войны во Второзаконии раскрывается в довольно значительном количестве фрагментов: Втор.2:30–36,;3:1–7,; и др. С точки зрения библейского богословия война может быть названа «священной» при соблюдении  следующих  обязательных условий.
1) Эта война направлена против принципиальных врагов народа Божия (в основном это народы, населявшие Ханаан и его окрестности), тех, которые сами претендуют на владение землей обетованной и угрожают жизни Израиля на этой земле.
2) В расположении армии должны находиться священники (Втор.20:2–4) и священные предметы (чаще всего ковчег Завета), о чем неоднократно засвидетельствовано в Библии . Их роль в основном  заключалась в том, чтобы убеждать израильтян быть верными Богу, не бояться врага и неукоснительно соблюдать заповеди.
3) Требование, которое предъявляется воинам, имеет нравственный характер :  они должны твердо и непреложно верить Господу. Вера абсолютно неотделима от концепции священной войны . Это состояние духа человека было гораздо важнее, чем качество вооружения или наличие военного опыта. Именно поэтому повеление «не бояться» врага (ведь отсутствие страха возможно только при наличии совершенной веры в Бога) трижды повторяется в Втор.20:1–8 и в других местах книги . Только при соблюдении этого условия актуализируется следующая, главная  составляющая священной войны: Сам Бог присутствует среди воинов (Втор.23:14),
4)Бог  принимает участие в сражениях и дарует победу чудесным образом , напр. , падение стен Иерихона и знамение с солнцем при Гаваоне (Нав.6 и Нав.10). При этом количество воинов не имеет решающего значения ; напротив, нередко священные авторы делают акцент на том, что армия избранного народа существенно уступала противнику в численном отношении, отдавая тем самым честь победы исключительно Богу. Кульминационным моментом в описании священной войны часто является свидетельство о том, что Господь ввергает врага в сверхъестественный ужас и панику (Нав.10:10; Суд.4:15 и др.). Господь может помочь Своему народу в любой войне, то есть необязательно война должна иметь статус священной, чтобы Он явным образом вмешался  в ее ход , разве что во время священной войны эти действия Божии будут более очевидными и впечатляющими.

       Каждое из вышеперечисленных условий частично может иметь место и в войне, которая не является священной, учитывая  тесную связь, которая в сознании древнего человека существовала между религиозной жизнью народа и военными действиями. Потому и во время ведения «обычных» войн в войске могли находиться священники, воины соблюдали ритуальную чистоту, а победа рассматривалась как дар Божий. Вследствие этого все указанные признаки для священной войны являлись второстепенными, тогда как самой характерной ее чертой было требование физического уничтожения побежденного противника.
      Самый главный компонент священной войны – наложение заклятия ( херема) на людей и имущество противника. Первой священной войной является сражение с амаликитянами (Исх.17:8–15), случившееся сразу после исхода из Египта. Второзаконие, имея в виду этот инцидент, называет Амалика одним из заклятых врагов Израиля и требует «изгладить память Амалика из поднебесной» (Втор.25:19), т.е. полностью уничтожить этот народ, формулируя тем самым указанный важнейший принцип священной войны. В другом месте Второзакония Господь также открыто требует предать заклятию и не щадить никого из семи ханаанских народов (Втор.7:1–2). В библейском учении требование «предать заклятию» человека означает его умерщвление (Лев.27:29). Именно потому Иисус Навин при взятии каждого хананейского города истреблял местное население.
     Принимая во внимание все перечисленные признаки, можно придти  к заключению, что термин «священная война»  применим ко всем войнам Израиля при Моисее и Иисусе Навине, а также к некоторым военным операциям периода судей (Суд.1:17–25) и походу Саула против амаликитян (1Цар.15). Кроме того, в исторических книгах описываются войны, в которых нашли отражение многие из указанных признаков, но в них не была воплощена концепция херема и потому священными их можно считать лишь отчасти.
Если в случае обычной войны следовало уничтожить только военную силу противника, т.е. убивать разрешалось исключительно мужчин, то во время священной войны требуется предавать смерти всех представителей враждебного народа, как мужчин, так и женщин, и детей. С чем связано такое суровое требование и почему так важна последовательность и абсолютное послушание Богу в исполнении этой заповеди (вспомним, что Саул, пощадивший царя амаликитян Агага, был отвержен Богом)? Есть  три важнейшие идеи, в совокупности составляющие смысл и назначение херема.
1. Так как войну ведет Сам Господь и именно Он дарует победу Израилю, то вся добыча должна быть посвящена (отдана) Богу. Израиль не имеет права самостоятельно распоряжаться военной добычей, так как он одержал победу не собственными силами, а с помощью Яхве. Именно поэтому Ахан, присвоивший часть захваченных ценностей при взятии Иерихона, наказывается смертью как злостный преступник (Нав.7:24–25). Но как посвящение жертвы Богу предполагает ее сожжение, т.е. уничтожение, так и посвящение нечестивого связано с его умерщвлением, тем более что Библия четко говорит о том, что заклятых людей следует предавать смерти (Лев.27:29). В древности побежденных в основном обращали или продавали в рабство, но Господь исключает для Израиля такую возможность получить выгоду от победы над хананеями, требуя их истребления. Что же касается их имущества, то иногда Господь требует и эту часть добычи посвятить Ему полностью (в этом случае драгоценности следует отдать в «сокровищницу Господню», а все остальное уничтожить,  а иногда делит эту добычу с народом, разрешая израильтянам взять скот или материальные ценности, захваченные у противника .
2. Уничтожение хананеев необходимо было для того, чтобы спасти Израиль от соблазнов; их тлетворное влияние на слабый в духовном отношении израильский народ можно сравнить с раковой опухолью, которую нужно удалить, чтобы сберечь здоровые клетки организма. В книге Второзаконие неоднократно говорится о том, что если Израиль пощадит хананеев и позволит им жить в земле Обетованной, то ему угрожает серьезная опасность заразиться язычески ми суевериями. Сама частота повторения этого предостережения свидетельствует, что именно в опасности языческих соблазнов Моисей видел главное основание  херема.
3. Хананеи должны быть уничтожены еще и потому, что того требовал суд Божий. В Быт.15:16 Господь говорит Аврааму, что только через несколько сотен лет потомки его вступят в Обетованную землю, так как «мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась». Перед завоеванием Ханаана возвещается, что настало время суда над языческим населением Палестины (Втор.9:4–5), т.е. названная ранее «мера беззаконий» населявших Ханаан народов переполнила символическую чашу терпения Божия. В Библии указана только часть тех мерзостей, которые творили хананеи: принесение в жертву своим богам детей , чародейство, гадание, спиритизм , кровосмешение и другие многочисленные противоестественные грехи в половой сфере . Таким образом, Израиль, предавая заклятию своих врагов, является орудием Бога, посредством которого Он вершит Свой справедливый суд над беззаконниками. Здесь следует подчеркнуть, понятие о заклятии нечестивых в контексте суда над ними не имеет этнической окраски: хананеи подлежат уничтожению не потому, что не являются частью израильского народа, а исключительно за свои мерзости и преступления. Эта мысль подтверждается наличием в книге Второзаконие требования аналогичного образа действий в отношении израильтян, которые будут виновны в идолопоклонстве . Во Втор.13:15–17 содержится повеление полностью уничтожить имущество нечестивых, которое, вероятно, обусловлено представлением, что все предметы, с которыми соприкасались эти люди, заражены греховной скверной.
Во фрагментах Второзакония, посвященных правилам ведения священной войны, а также в исторических книгах, где описывается претворение в жизнь этих принципов, не говорится о возможности пощады населения городов в случае их добровольной сдачи ,в то время как на обычной войне это требуется. С другой стороны, неизвестно ни одного случая, когда кто-то из хананеев исповедал бы господство Бога Израилева, а впоследствии был бы предан смерти.

       В  чем сущность священной войны  и  что следует считать ее характерным признаком?

      Предлагаются два варианта ответа на этот вопрос. Священная война рассматривается преимущественно в духовном аспекте: ее отличительными чертами является участие Господа в сражении, даруемая именно Им победа и непоколебимая вера и твердость израильских воинов. Сторонники такой версии считают, что все предписания Второзакония о войне относятся к войне священной. Указанной точке зрения противопоставляется взгляд на священную войну как на предварительный суд Божий, в котором нечестивые язычники подлежат истреблению . В таком понимании важнейшим индикатором, позволяющим отличить священную войну от всех других конфликтов, является последовательное применение заклятия. Только та война, в которой израильтяне руководствуются принципом херема, является священной; все же другие войны, сопряженные с более гуманным отношением к противнику, воспринимаются как обычные. Требование  уничтожения одних мужчин (при условии оставления в живых женщин и детей) нельзя считать частичным отражением херема, ибо такой образ действий является обычным способом расправы с противником. Скорее всего, это предписание имеет не активный, а ограничительный характер:  мужчин, оказывающих сопротивление, израильтяне будут убивать после взятия города, однако Господь запрещает произвол по отношению к беззащитным группам его населения. Кроме того, повеление оставить в живых всех детей означает, что убивать мальчиков не следует (текст не дает оснований думать, что под «детьми» подразумеваются только девочки).

     В современной западной библеистике все более набирает вес точка зрения о происхождении книги Второзаконие, которая воспринимается как произведение редактора эпохи Иосии. При этом, признавая наличие в книге различных описаний способов ведения войны, критики сами эти постановления относят к разным «пластам».  В определенных  местах война воспринимается как рядовое политическое событие (то, что мы назвали «обычной» войной), более того, запрещаются все те действия, которые являются отрицательными сторонами любой войны: жестокое обращение с мирным населением (Втор.20:11:14), особенно с пленными женщинами (Втор.21:10–14); хищническое отношение к природе (Втор.20:19–20); пренебрежение к индивидуальным потребностям отдельного человека (Втор.24:5); нечистоплотность в лагере (Втор.23:10–14)35. Следовательно, эти законы отражают идеальный характер ведения войны и направлены на сдерживание воинского произвола. В то же время все установления, относящиеся к войне священной, воспринимаются как добавления редактора времен Иосии.  Православными богословами не принимают такую точку зрения.Во-первых, в этих суждениях отрицается исторический характер книг Второзакония и Иисуса Навина, да и в понимание самих законов о ведении священной войны привносится символический смысл. Во-вторых, такие точки зрения возникли как бы из-за желания «оправдать» жесткие библейские предписания. Действительно, если никаких священных войн не было и сами законы имеют позднее происхождение и потому исключительно аллегорическое значение, то нет необходимости «примирять» идею священной войны с современным гуманистическим сознанием. Однако само такое стремление «обелить» ветхозаветное учение следует считать ненужным и бесперспективным. ..
     Некоторые ученые  предлагает различать священную войну как историческое событие и «священную войну Яхве» как литургическое действие, которое, по его мнению, совершалось в память об Исходе из Египта и завоевании Ханаана в период судей и, возможно, в монархическую эпоху. Эта точка зрения не принимается Православной церковью, т.к.  в тексте Библии для такой теории нет никаких оснований.
 
     Завершая разговор о концепции священной войны в древнем Израиле , следует сказать, что законы о ведении священной войны нужно признать, с одной стороны, имевшими буквальный смысл для ветхозаветных израильтян, с другой стороны, надлежит говорить о них как о предписаниях временных и преходящих. В процессе истории характер войн Израиля стал меняться, изменилось и отношение к идее священной войны. Если во время жизни Моисея и Иисуса Навина принцип херема  был основополагающим по отношению к побежденному населению, то в эпоху судей его применение стало спорадическим: хотя иногда практиковалось уничтожение населения городов (Суд.1:17:25), все же чаще израильтяне предпочитали налагать дань на ханаанские народы (Суд;1:27–35). Кроме того, после обособления колен друг от друга и нарушения верности Господу израильтяне уже не были в состоянии воплотить в жизнь девтерономические предписания об уничтожении хананеев. Более того, последние по воле Божией становятся «петлей» , то есть средством для испытания и вразумления израильского народа (Суд.3:3,22). Только во времена монархии Израиль смог окончательно восторжествовать над другими народами, населявшими Ханаан, однако, к этому времени принцип херема  вовсе потерял свою актуальность, ибо израильские цари предпочитали взимать дань с зависимых народов и привлекать их к общественным работам. Само отношение к войне также меняется на противоположное: Господь запрещает Давиду строить храм вследствие того, что тот пролил много крови (1Пар.22:8), чем косвенно осуждается война как реальность.  В период пророков-писателей уже делается акцент на необходимости в любой брани твердого упования на единого Бога кроме того, говорится о том, что в мессианское время войны вообще исчезнут (Ис.2:4; Мих.4:3).


Рецензии