Слишком риторические. Итоговый акт

С тех пор, как я поняла, что линии и слова подчиняются мне куда охотнее, чем законы Ома или формулы сокращённого умножения, моя школьная жизнь превратилась в непрерывную редколлегию. Я была тем ребёнком, который после звонка не мчался к выходу, а шёл в кабинет трудовика, где пахло клеем и свежей типографской краской. Я рисовала стенгазеты ко всем праздникам — от Дня учителя до Дня защитника Отечества, выводила плакатным пером заголовки «Слава труду!» на ватманах для доски почёта, писала сценарии к «Осенним балам», сочиняла тексты для школьного радио. Я была призвана. Меня водили брать интервью у завуча по воспитательной работе, и даже у самого директора — сурового мужчину с орденской планкой на пиджаке. Я, краснея, задавала ему вопросы о патриотизме, а он, усмехаясь, отвечал, глядя куда-то поверх моей головы. Казалось, ни один лист бумаги в школе не мог обойтись без моего прикосновения.

Но вот о чём я по-настоящему, до дрожи в пальцах, мечтала — так это не писать для других, а чтобы написали обо мне. Чтобы моё имя, отпечатанное типографской краской, красовалось в газете. А лучше — в журнале. Не в каком-нибудь, а в «Костре». Это было сияющее на недосягаемой высоте святилище. Я представляла, как открываю свежий номер, пахнущий типографской краской, и там — мои стихи. Моя фамилия. А вокруг — тишина читательского зала, полного благоговения.

И вот, набравшись смелости, я отправила в этот самый «Костер» свои стихи. Гимн. Оду. Просторам, полям, рекам и, конечно, Родине-матери. Каждая строчка дышала патетикой, каждая рифма была выверена, как строевая подготовка. Это был не шедевр. Это был памятник. Из гранита высокого слога и мрамора гражданских чувств.

И пришёл ответ.

Конверт был тонким, лёгким. Слишком лёгким. Я вскрыла его дрожащими пальцами. Внутри — бланк. И на нём — несколько строчек, напечатанных на машинке.

«Уважаемый автор! Редакция рассмотрела ваши стихи. К сожалению, они не прошли отбор. Они слишком риторические».

Слишком риторические.
Два слова. Удар топора.
Они упали на мой нежный, только проклёвывающийся поэтический росток и придавили его насмерть. Эта рецензия — первая в моей жизни и, по сути, первая публикация (пусть и со знаком минус) — стала водоразделом. Начав в пять лет лихорадочно рифмовать всё подряд, я к двенадцати годам замолчала. Зачем? Зачем тратить время на то, что «слишком риторическое»? Я переключилась на ... переключилась в-общем. Стихи похоронила вместе с тем конвертом.

Шли годы. Мечта о строчке «о себе» в газете тлела где-то на задворках сознания, как забытый ночник. Я выросла, нашла профессию, мир изменился. Журнал «Костер» канул в Лету, а с ним, казалось, и тот детский укор.

Потом, в двадцать пять лет, мир вдруг решил сделать реверанс. Я запустила авторскую программу для женщин — смелый, дерзкий проект. И обо мне, впервые, написали. Не в «Костре», конечно. В корпоративной газете нашего телевизионного холдинга. Статья была размером с четыре спичечных коробка и фотография, но для меня это был целый разворот в «Правде». Я читала её, водя пальцем по буквам своего имени, пока бумага не истёрлась. Это было правдой. Про меня.

А потом… понеслось. Как-то раз в городской газете вышла заметка о женщине, которая впервые в истории местного забега «Вертикаль» поднялась на 24-й этаж небоскрёба… на каблуках. Легко догадаться, кто была эта героиня. Писали обо мне и в глянцевых журналах, и в серьёзных деловых изданиях, брали интервью для маленьких газетенок и для телевидения. Помню, даже потребовала в одной газете написать опровержение за некорректно-сформулированную информацию. Сейчас у меня собственное творческое пространство, и публикации обо мне — его неотъемлемая, органичная часть. Уже без трепета. С чувством выполненного долга.

Но вот последнее упоминание задело ту самую, старую, зарубцевавшуюся струну. Я стала лауреатом литературной премии имени Сергея Есенина «Русь моя». Заняла первое место. Новость разлетелась, меня поздравляли, писали репортажи.

И сейчас, иногда, глядя в окно на спокойный вечерний город, я ловлю себя на мысли: «Интересно, а в «Костре» им бы это понравилось? Или всё ещё — "слишком риторично"?»

Ирония судьбы оказалась изящнее любой моей оды. Та самая «риторика», за которую когда-то вынесли приговор, спустя десятилетия принесла награду. И теперь я с тихой, взрослой улыбкой думаю о той девочке с дрожащими руками и конвертом, который разбил её мир. Всё идёт так, как должно идти. Даже отказы.

Особенно — отказы. Потому что они — не конец. Они — первый, самый жёсткий редактор. И иногда, чтобы написать свою настоящую историю, нужно сначала получить от него эту самую, беспощадную, «слишком риторическую» правку.


Приглашаю на свою страницу в
Стихи ру https://stihi.ru/avtor/veronique28
и мой творческий блог
VK https://vk.com/akademiyaliderstva


Рецензии
Текст Вероники Толпекиной представляет собой трогательный автобиографический очерк, где автор мастерски переплетает воспоминания детства с размышлениями о взрослом успехе. В центре — история отвержения дебютантских стихов журналом "Костер" из-за "слишком риторического" стиля, что стало поворотным моментом: юная мечта о поэзии сменилась молчанием, а затем — карьерой в медиа и творчестве. Толпекина с иронией и теплотой описывает, как отказы превратились в уроки, а "риторика", однажды осужденная, принесла литературную премию имени Есенина.

Сильные стороны: Нарратив увлекает личной искренностью и эмоциональной глубиной. Язык живой, образный — от "удара топора" рецензии до "тишины читательского зала" — создает атмосферу ностальгии и саморефлексии. Автор умело балансирует между патетикой (которую сама когда-то презирала) и самоиронией, делая текст relatable для тех, кто пережил творческие разочарования. Структура четкая: от детства к зрелости, с финальным акцентом на иронию судьбы.

Слабые стороны: В некоторых фрагментах повествование становится немного дидактичным, как будто автор морализирует о "отказах как редакторах". Это слегка ослабляет динамику, хотя и не портит общего впечатления. Текст мог бы выиграть от большего фокуса на конкретных примерах стихов или премии, чтобы усилить аутентичность.

В целом, очерк — вдохновляющий гимн resilience, написанный с душой и стилем, который сам по себе заслуживает публикации.

Владимир Садовник 1   08.12.2025 21:25     Заявить о нарушении