Ссора
Сегодня ему просто необходимо было пропустить хотя бы ещё один стаканчик, и он завернул к ближайшему магазинчику."Ты куда?"- встревоженно спросила жена.-"Да сигареты забыл дома,"- солгал Чеслав. В магазине он выпил бутылку пива и четвертушку покрепче взял с собой, положив в карман. Когда сел за руль, Ирина негромко сказала:"Слава,ты опять выпил?" В такие минуты он ненавидел её за укоризненный взгляд, за понимание её правоты... В нём поднималась какая-то непонятная, мутная волна протеста : женщина остерегает его, давит на него, подавляет его, мужчину! Он знает, что делает!
Чеслав демонстративно достал бутылку, глотнул из неё:" Не зови меня Славой! Ты знаешь, что меня зовут Чеслав." Вообще-то ему было всё равно , как его называют. Большинство ,да и жена всегда называли его Славой, но сейчас ему хотелось сказать ей что-то неприятное, возразить. Она опять молча посмотрела на него. Чеслав завёл машину , поехали дальше.
По национальности он был литовец. Его ближайшие родственники , зажиточные крестьяне , были депортированы из Литвы в Сибирь по указу Сталина и определены на место жительства в глухую деревню. Вольно, широко раскинулось бурятское село- улус Шалоты. Дома поставлены так, как кто хотел. Никаких ограждений, палисадников, огороды только у некоторых. Буряты не выращивали овощи, но зато скотины у каждого несколько голов , и все они: коровы, овцы, свиньи- пущены на вольный выпас. Свиноматки с дюжиной поросят , весело похрюкивая , лежат в невысыхающих деревенских лужах. По окрестностям бродят коровы, вечером возвращаются сами с полным выменем на дойку.
Здесь и родился Чеслав, и детство его прошло среди бурят, русских, татар. После смерти Сталина депортированным было разрешено вернуться на родину. Многие вернулись, но семья Чеслава пустила глубокие корни в эту землю и осталась. У них было большое хозяйство ,огород, здесь родились все братья и сёстры Чеслава. Куда им было уезжать? Здесь похоронили родителей, здесь остались жить его брат и сестра . Иногда навещая их, Чеслав видел, как менялась жизнь в родной деревне. Крепче и наряднее стали дома, около каждого дома стоят автомобили, а у некоторых- даже по несколько единиц. И хотя буряты так же помногу держат скота, но в домах- телевизоры, компьютеры и бытовая техника.
Отсюда школьников возили в большое соседнее село, где была средняя школа. Ирина была на два года старше его, и Чеслав не знал старшеклассниц. А когда был на встрече выпускников после окончания школы, обратил внимание на девушку со спокойными серыми глазами, и больше никто ему был не нужен. И сейчас , поглядев на Ирину, удивился, что она старше его на два года . Никогда он об этом не задумывался, а вот её спокойствие иногда злило. И хотелось вывести её из себя, взять верх: ведь он мужчина! Но такое чувство появлялось у него, когда он начинал пьянеть.
Чеслав решительно свернул с дороги к небольшому придорожному кафе и остановил машину. "Слава, поехали-, твёрдо сказала Ирина, - я сама поведу машину ".Чеслав посмотрел на неё:"Я Чеслав! Мне надо в туалет", вынул ключ зажигания и зашагал к кафе. Оглянулся: Ирина молча смотрела ему вслед. Впоследствии он никак не мог самому себе объяснить, почему он поступил так. Славой его звали все, и ему было всё равно. И что он сегодня так настойчиво повторяет своё имя?!Может, в нём заговорила обида своих предков ,обиженных на русских? Русофобом он не был. Хотя в последнее время в каждом политическом ток- шоу показывали исходящих ядом ненависти к русским иностранных политиков. Среди них особенно выделялись прибалты, к которым по рождению принадлежал Чеслав. И это удивляло его: ведь простые русские люди не делали различий по нации, бурят ты или литовец. Кому, зачем было поднимать эту муть?
Женоненавистником Чеслав тоже не был Он любил и ценил свою жену. Знал, что ,благодаря ей, живут в прекрасной квартире, есть автомобиль и дача. Двое прекрасных детей. Дочь учится в институте, сын сейчас в лагере, откуда они должны забрать его завтра. Он снова выпил в кафе стакан пива и пошёл к машине. Он чувствовал себя смущённым, виноватым, когда подходил к ней."Уф, полегчало!"- произнёс он, распахнув дверцу. Ирина ни о чём не спросила. Опять промолчала! Он сел за руль, искоса посмотрел на неё . Неизвестно почему ему вдруг захотелось прервать эту невозмутимость, как-то задеть её!
Сейчас он выскажет ей всё, что накопилось в его душе за годы брака."Почему ты смотришь на меня, как на подонка , если я выпью?"-"Смотри на дорогу,"- прервала его Ирина. -"Другие мужчины останавливаются где захотят и не просят разрешения выпить кружку пива!"- "Они мне не мужья".- " А я хочу, чтобы ты обращалась со мной как с мужчиной."- " То есть разрешала бы напиваться тебе во всех придорожных кабаках?"-"Вот видишь! Ты обижаешь меня. Разве я пьяница? Пью часто?"- Нет, редко. Да что с тобой?"- " Хочу, чтобы ты поняла, что иногда мне хочется вырваться из обычной колеи."-" Тебя тяготит такая жизнь?"- "Я этого не говорю."
Мысли его путались. Он не знал , как объяснить Ирине, что живёт в постоянном ожидании одобрения или неодобрения с её стороны, объяснить ей, что она должна относиться к нему как к мужчине, хотя сейчас вряд ли сам мог сказать как. Он снова повернул к пивной."Слава, если ты выйдешь, дальше поеду одна,"-отчеканила Ирина . Чеслав вздрогнул, снова взял ключ зажигания и пошёл в пивную, Оглянулся. Ирина молча смотрела на него. Больше он не оборачивался.
В пивной было шумно, многолюдно : всё-таки перед выходным. Чеслав опять взял две кружки пива, огляделся, ища свободный столик. Сел рядом с достаточно молодым ,лет тридцати человеком, который убрал мотоциклетный шлем со стула и дружелюбно кивнул ему головой. Чеслав заговорил с ним как будто ни о чём, потом мучительно, не находя слов, пытался объяснить ему , в чём состоит роль мужчины и женщины. Проникся к нему симпатией, уговаривая выпить с ним, жаловался на жену, её непонимание его сущности. Временами ему было стыдно , что он обсуждает жену с посторонним человеком, потом силился объяснить что-то, чего сам не понимал.
Ему надо было вернуться к жене. Он и не собирался оставлять её надолго одну ,но Ирину надо было проучить. Как и за что, он сформулировать себе не мог. Беспокойство наконец заставило его выйти на улицу. Заканчивался день. На землю спускались сумерки . Небо потемнело, тихо на самом краю земли тонкой полосой занималось зарево. Ирины в машине не было. Чеслав стал осматриваться, позвал несколько раз:"Ира!" Забеспокоился ещё больше, сел в машину и увидел записку:"Ушла на автобус". С досады он достал бутылку, прихваченную в кафе, сделал несколько глотков , посмотрел на часы и решил догнать автобус, попросить Ирину ехать с ним. Если хочет, пусть сама садится за руль.
Темнело быстро. Дорога виляла перед глазами . Чеслав тряс головой, стараясь ехать ровно, но его всё время сносило вбок. Наконец на повороте машина юзом съехала к кювет. Он пытался выйти из машины, но ноги не слушались, обмякли. С ним уже такое было несколько раз, когда он перебирал со спиртным. Идти он не мог и пополз к дороге, чтобы позвать на помощь. Дорога была пустынна. Больше он ничего не помнил.
Очнулся Чеслав от прикосновения чего- то свежего, прохладного. Голова лежала на траве ,сверху доносилось пение какой-то птицы. Он поднял голову. Мягкие золотистые лучи скользили по лицу. Было холодно. Чеслав с трудом поднялся, огляделся вокруг. Сзади стояла машина с распахнутыми дверцами. Где Ирина? С трудом, встряхивая головой, он восстановил ход событий. Ирина наверняка на даче. Надо ехать. Ведь сегодня забирать сына! Как стыдно! Достал телефон. Ну что тут будешь делать: разряжен!
С трудом выехал Чеслав из кювета, удивляясь, как он не перевернулся ночью. На даче Ирины не было. Беспокойство всё больше овладевало им . Неужели одна уехала за сыном? А на чём? Автобусы туда не ходят. Беспомощно оглядевшись, он не увидел ни одного человека: слишком рано. Наконец решился постучать соседу напротив. Тот постоянно жил на дачном участке, всегда всё знал. Долго брехала злая собака, наконец вышел заспанный сосед, недовольно спросил:"Чего тебе ?"- "Вы Ирину не видели вчера? Она должна была на автобусе приехать".- "Да нет, никто к вам не заходил. А что, случилось что-нибудь?"- с любопытством спросил сосед, поглядывая на грязную куртку Чеслава.-" Разминулись,"- сухо ответил Чеслав. "Ну-ну,"- ухмыльнулся сосед , закрывая калитку.
В город он ехал с превышением скорости, боясь, как бы его не остановила полиция. Дома было пусто, тихо. Подключив телефон, он стал звонить Ирине . Недоступна! Он дозвонился до начальника лагеря, спросил про сына."Да вот ждёт вас, уже вчера детей стали разбирать."-Вы извините. мы немного задержимся. " Ему вдруг стало трудно дышать. Увидеть Ирину, услышать её голос, сказать, как он любит её! И что на него находит, когда он пропустит стаканчик ,другой! Сидит в нём что-то такое, что объяснить он не может. Он, муж, отец, приличный человек, в конце концов!
Чеслав снова сел за телефон. Он сделал с десяток звонков, когда услышал, что в городскую больницу поступила женщина, пострадавшая от наезда транспортного средства, по- видимому, мотоцикла. Он сразу вспомнил пивную, соседа , убравшего шлем со стула, вспомнил его остекленевший взгляд , свои разглагольствования пред ним о роли женщины, свои жалобы на жену. Бремя совести тяготило его душу.
В больнице его ждал следователь, сказал, что ей повезло: ушибы средней тяжести, перелом руки. Мотоциклист, наехавший на неё, был пьян, по свидетельству очевидцев, потому что ехал на предельной скорости и даже не остановился. Свидетели, семейная пара, ехавшие за ним, оказали Ирине первую помощь и вызвали скорую. Следователь долго расспрашивал Чеслава о тех , с кем он выпивал. Особо пристрастно интересовался мотоциклистом, с которым он сидел в кафе, просил описать его внешность.
Чеслав мучился, вспоминая и этого человека, и разговор с ним. "Вы думаете, это он?"- Следователь кивнул головой:" По показаниям свидетелей, похоже он. " Чеславу разрешили пройти в палату. Он шёл, гневно твердя про себя:"Убью гада!" В палате среди женщин он не сразу узнал Ирину. С осунувшегося лица смотрели родные серые глаза. Чеслав подошёл к кровати, встал на колени:"Ира, родная, прости меня!" С этой минуты он твёрдо знал, что больше никогда не возьмёт в рот даже капли спиртного.
Свидетельство о публикации №225120800170