Раскрывая сюжеты храмовых росписей. Часть 62
Евангелист Иоанн
Сын Зеведея и Саломии, евангелист, прозванный «Богословом», младший брат апостола Иакова, один из двенадцати апостолов. Братья были рыбаками и вслед за братьями Петром и Андреем пошли за Спасителем, когда Он призвал идти за Ним. Многими чудесами была полна его жизнь, как раз в те времена, когда император Нерон начал гонения на христиан.
Апостол всё время находился со Спасителем, особенно в последние дни Его земной жизни. Он следовал за Христом, когда вели Его из Гефсиманского сада на суд первосвященников. Был и возле распятого Иисуса. По преданию, заботился о Богородице по завету Спасителя. Служил ей, когда она жила в его доме.
Начал проповедовать веру во Христа в Ефесе. Проповедовал и в других малоазийских городах. Со своим учеником и спутником Прохором – тем, который записывал за Иоанном текст;Откровения, он собирался пересечь море, когда случилась страшная буря. Иоанн оказался в воде, а его спутников выбросило на сушу. Этот Прохор страшно горевал о своем учителе. А на четырнадцатый день волны выбросили Иоанна на берег живым, несмотря на то, что он пробыл всё это время в пучине волн. И это было чудо, явленное Спасителем.
После одной из пламенных проповедей Иоанн был взят под стражу и отведён на суд в Рим, где и был приговорён к смерти. Однако, выпив предложенную ему чашу со смертельным ядом, он остался жив. Необходимо упомянуть и про котёл с кипящим маслом, после которого апостол Иоанн остался невредимым. После чего император Домициан, видя всё это, да ещё не прекращающиеся проповеди, повелел отправить его в ссылку на остров Патмос. Здесь Иоанн и написал свои «Откровения». Через Святого Духа, себя и ученика Прохора.
Апостол Иоанн прожил долгую жизнь и скончался в возрасте ста с лишним лет. Похоронили его в могиле за пределами Ефеса, где он написал своё Евангелие. Закопали его живьём, как и просил. Однажды его ученики вскрыли могилу. Но там никого не оказалось.
Описание изображения апостола: 26 сентября. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов.
Старец более 100 лет, типа палестинских евреев, с широкой седой бородой до пояса, очень плешивый, с длинным носом и густыми бровями; одежды его – простые холщевые, некрашенные, хитон, фелонь и омофор. В руках Евангелие со словами:
«В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово».
Можно писать ему и хартию с надписью: «Возлюбленнии, возлюбим друг друга: не любяй, не позна Бога, яко Бог любы есть».*
Западные художники изображали апостола Иоанна достаточно часто:
«Мария и Иоанн, возвращающиеся от могилы Христа» (1850-е гг.) немецкого живописца и графика Бернхарда Плокхорста.
Иероним Босх «Святой Иоанн на Патмосе», 1504-1505 гг.
И русские живописцы не отставали от своих коллег:
Василий Шубуев «Апостолы Петр и Иоанн исцеляют хромого» (1883 г.).
Фёдор Моллер «Апостол Иоанн Богослов, проповедующий на острове Патмос во время вакханалий» (1856 г.)
*Фартусов Виктор Дормидонтович «Руководство к писанию икон святых угодников Божиих в порядке дней года. Опыт пособия для иконописцев». – М., Синодальная типография. 1910, стр. 26-27.
Изображение находится:
Рязанская область, Рыбновский район, село Пощупово. Иоанно-Богословский монастырь, начало 13 –го века. Современная мозаика на Святых вратах.
Московская область, Ногинск, Рабочая ул., 16А. Собор Богоявления Господня, (1876 г.)
Калужская область, Красное. Церковь Михаила Архангела, (1905 - 1910 гг.). Современная живопись.
Фото автора
Корректура М. Зуйкова
Русавкино, декабрь 2025 г.
Свидетельство о публикации №225120801876