***

Мы - из 41-го. Живые и мертвые. История 41-го скоростного бомбардировочного авиаполка
Глава 1. Ч.5. Комполка и комэски. Автомонов  И.И.
Первые полеты. 93 «калининская» бомбардировочная авиабригада. Аэродром Мигалово. 1936-1937 год. Кадры первого формирования и матчасть.

 

Илл. Автомонов Иван Иванович. Летчик. Ветеран 41 и 367 сбап. Фрагмент групповой фотографии  из семейного архива Юркова П.К. 
   В некоторых документах ЦАМО упоминается с искажением фамилии на «Антомонов» и «Автономов». В его учетно-послужной карточке фотографии нет, притом, что в ВВС Красной армии он как кадровый летчик состоял на учете с 1933 года.





Илл. На следующем снимке сняты ветераны 93-й авиабригады, 41 сбап и 367 сбап: командир 367 сбап майор  Автомонов И.И. (справа) и главный штурман 367 сбап майор Холодов А.С. (слева). Судьба их связала еще в 1938 году. Они долгое время летали в одном экипаже. Обоих связывала крепкая полковая дружба.  Снимок сделан летом 1942 года на одном из аэродромов в Ордженикидзевском (Ставропольском) крае. Оба были в июне 1942 года награждены орденами и по этому поводу были сняты  на этой фотографии. На обороте снимка сохранилась надпись, позволившего опознать обоих. Источник: Архив Юркова П.К.
Автомонов Иван Иванович, 22.10. 1908 г.р., русский. Уроженец села Анучино Анучинской волости Чембарского уезда Пензенской губернии Российской империи. В настоящее время – село Анучино Каменского района Пензенской области РФ.  Член ВКП (б) с 1929 года. После окончания средней школы 1 год обучался в техникуме. В Красную армию призван в октябре 1931 года по партийно - комсомольскому набору в ВВС Красной армии, проведенный в партийных организациях ВКП (б) г. Москва. По другим данным призван пензенским ГВК. В период с 1931 по 1933 годы вероятно был курсантом 1-й Балашовской авиационной школы гражданского воздушного флота (ГВФ) и проходил обучение по  профессии -  пилот. По другим, более достоверным данным, в этот период обучался в 3-й  Оренбургской (Чкаловской) военно-авиационной школе пилотов и летчиков – наблюдателей им. маршала К.Е. Ворошилова (3 –я ВАШЛ и ЛН). После окончания школы в звании лейтенант направлен на должность младшего летчика в 41-ю тяжелобомбардировочную эскадрилью ВВС 23-й тяжелобомбардировочной  авиабригады Московского военного округа (аэродром Монино).  Летал как второй пилот на тяжелом бомбардировщике ТБ-3. Из этой же эскадрильи на должность командира 41 сбап в 1938 году прибыл в г. Калинин первый командир полка полковник Коломейцев И.Е. В 1937 году повышен в должности до командира отряда. В июне 1938 года Автономов в звании старший лейтенант переведен  в состав 41 скоростного бомбардировочного авиаполка (в дальнейшем сокращенно- 41сбап, в/ч 4186) в  г. Калинин с повышением в должности до командира 4-й эскадрильи. 
В этой должности в звании капитан в период с 30 ноября 1939 года по 13 марта 1940 года участвовал в советско - финляндской войне. На одной из групповых фотографий личного состава 41 сбап, снятой накануне советско-финляндской войны на окраине аэродрома Мигалово из архива А.А. Забужанского Автономов с высокой вероятностью опознан в центре снимка в кожаном полушубке и шапке – ушанке  (см. Главу «Финская праща против Сталинского Молота»). Во время этой войны со своей эскадрильей в период с декабря 1939 года по начало января 1940 года дислоцировался на аэродромах: Кречевицы (г. Великий Новгород), затем – на аэродроме Горелово Красносельского района Ленинградской области. В период с января по март 1940 года дислоцировался на аэродромах: Чикша, Ухта (ныне - Калевала), Бессовец (Петрозаводск) и Реболы (Кар.АССР). В этот период сбит, ранен не был. Потерь членов экипажа не имел. За «финскую» войну в январе  1940 года первым в полку награжден первым орденом «Красная Звезда» с досрочным повышением в звании до майора (март 1940 года). В мае 1940 года также за «финскую» войну был награжден вторым орденом – «Красное Знамя»(!!).
   В мае 1940 года в составе 41 сбап перелетел из г. Калинин  в Закавказье на аэродром Вазиани (Груз.ССР) около г. Тбилиси и вошел в состав ВВС Закавказского военного округа. В период с мая 1940 года по март 1941 года служил на аэродромах Вазиани и  Сандары (Груз.ССР), затем с 3 марта 1941 года  – на аэродроме Егвард-Арзни (Арм. ССР) около г. Ереван. Внесен в именной список 41 сбап 72 смешанной авиадивизии (72 сад) по состоянию на июнь 1941 года. В июне  1941 года при выделении на аэродроме Егвард-Арзни из состава 41 сбап нового авиационного полка -41 «А» сбап, позднее получившего наименование 367 сбап Автономов вошел в состав этого полка в должности заместителя командира полка – командира 1-й эскадрильи. С 7 июня  1941 года назначен на должность командира 367 сбап.
   По данным документа ЦАМО: « Краткая справка о боевой работе 367 бап за период Отечественной войны 1941-1945 гг.»,  составленной  в июле 1945 года, полк завершил свое формирование в период с  25 по 30 июня 1941 года на аэродроме г. Агдам (Нахичеванский автономный округ Аз. ССР и  стал самостоятельной воинской частью только в конце июля 1941 года.
    В период с 25 по 30 августа 1941 года с аэродрома г. Агдам (НАО, Аз.ССР) с полком участвовал в войсковой операции Закавказского фронта в северном Иране. Одна из эскадрилий полка до конца октября 1941 года дислоцировалась в иранском городе Тебриз. В период с октября по декабрь 1941 года на аэродромах Насосная (г. Сумгаит) г. Дербент и г. Агдам (Аз.ССР) принимал участие в доформировании и подготовке 367 сбап к боевым действиям. Личным опытом делился с молодыми летчиками в звании сержантов  - вчерашними выпускниками военно-авиационных училищ с ускоренным периодом обучения, прибыших в полк в качестве пополнения. 
На фронтах Великой Отечественной войны с 22 декабря 1941 года. С полком воздушным эшелоном в начале декабря перелетел из Азербайджана на аэродром станицы Абинская Краснодарского края. Полк вошел в состав 134 дальне - бомбардировочной авиадивизии ВВС Закавказского фронта. Позднее, в марте 1942 года эта  дивизия была переформирована в 113 бомбардировочную авиадивизию дальнего действия. В этот период стал командиром моего отца - в то время капитаном, командиром звена 3-й эскадрильи. Подпись Автономова стоит в наградном представлении отца к ордену «Красное Знамя».
   В составе 367 сбап с период с 23 декабря 1941 по март 1942 года с на аэродроме станицы Абинская принимал участие в Керченско - Феодосийской десантной операции Закавказского фронта и первой попытки освобождения Крыма от немецко-румынских оккупантов. Лично совершал боевые вылеты как одиночно, так и ведущим звена и девятки бомбардировщиков СБ. В феврале 1942 года в то время, когда 367 сбап дислоцировался в станице Абинской,  в связи с очередной годовщиной со дня создания РККА была оформлена полковая стенная боевая газета, в которой вклеены фотографии всего старшего состава управления полка а также  отличившихся в боях за Крым летчиков, стрелков-радистов и авиационных техников. На одной из фотографий по сохранившейся надписи опознан командир полка Автономов (см. «Летопись боевого пути 367 Берлинского бап» и очерк «История одной полковой стенной газеты» ).  В июле 1942 года награжден третьим орденом - «Красное Знамя» (хотя командованием дивизии представлялся к высшей награде-ордену Ленина). На одном из найденных снимков, на котором сохранилась надпись на обороте Автономов снят со своим другом и сослужицем - флагманским штурманом 367 сбап капитаном Холодовым Александром Сергеевичем.
   В период с марта по июль 1942 года с полком принимал участие в обороне Керченского полуострова, Севастополя , Ростовской области и Краснодарского края. В этот период полк понес самые тяжелые потери за всю свою историю. В июне 1942 года повышен в воинском звании до подполковника. С полком отступал с Таманского полуострова до кавказского побережья Черного моря, затем с весны 1943 года продолжил  боевой путь, наступая с полком на запад, начиная  с освобождения Новороссийска и Крыма в составе 5 Воздушной армии ВВС Черноморской группы войск Северо-Кавказского фронта. В мае 1943 года по результатам успешного завершения освобождения Краснодарского края и Ростовской области награжден орденом Отечественной войны 1 степени.
На одном из найденных снимков, сделанных летом 1943 года в станице Тимашевская Краснодарского края, по данным надписи на обороте Автомонов стоит в центре группы управления и штаба 367 сбап. . За участие в этих боях был награжден  медалями «За оборону Севастополя» (1942) и «За оборону Северного Кавказа» (1944).
В дальнейшем в период с января по август 1944 года  как командир 367 сбап на аэродроме у поселка городского типа  Малино Ступинского района  Московской области принимал участие в переформировании полка и обучению личного состава из молодого пополнения  на бомбардировщик Пе - 2.
В составе своего второго формирования полка, вошедшего с 188 бомбардировочную авиадивизию Резерва Ставки Главного Командования 15-й Воздушной армии ВВС 2-го Прибалтийского фронта принимал участие в освобождении Прибалтики и  Восточной Пруссии. Лично возглавлял группы бомбардировщиков своего полка. В ноябре 1944 года был награжден «полководческим» орденом Александра Невского.
   Погиб днем 29 декабря 1944 года в боевом вылете. В этот день полк получил боевое задание всеми эскадрильями нанести бомбо - штурмовой удар по позициям артиллерии и пехоты противника в районе населенного пункта Апинай или Ажиняй* *(мои примечания: в  источнике - «Журнале боевых действий 367 бап»  в записи за 29 декабря 1944 года наименование этого населенного пункта читается не разборчиво. Современное расположение этого малого населенного пункта на карте Литвы не найдено. Предположительно это один из маленьких пригородов г. Клайпеда, за освобождение которого в конце декабря 1944 года начались  самые ожесточенные бои). Командир 367 бап подполковник Автомонов стал ведущим в составе первой группы из 6 бомбардировщиков Пе-2 из 1-й эскадрильи. Одновременно с его группой взлетели еще две группы Пе-2 из 2-й и 3-й эскадрильи. В составе своего экипажа: ветерана полка, штурмана – заместителя командира полка по воздушно-стрелковой службе полка  капитана   Евко Петра Федоровича  и воздушного стрелка – радиста сержанта Кубасова Михаила Сергеевича  в 11:20 вылетел с аэродрома около литовского городка  или хутора Миленяй или Мельняй (лит. Molainaiai).  При бомбардировке цели около 12: 20 все группы были обстреляны с земли зенитной артиллерией и атакованы с разных направлений 8 истребителями «Фокке-Вульф 190» . В результате воздушного боя три экипажа групп полка,  в том числе экипаж Автономова не вернулись с боевого задания. Большинство вернувшихся на аэродром бомбардировщиков имели многочисленные пробоины. В дальнейшем выяснилось, что два экипажа, вероятно, благополучно спаслись, а экипаж Автономова погиб упав на территории, занятой советскими войсками. В донесении штаба 188 бад за декабрь 1944 года в списке безвозвратных потерь 367 бап за 29 декабря 1944 года числятся: Автомонов И.И. подполковник, командир 367 бап; Евко П.Ф. капитан, начальник воздушно-стрелковой службы, Кубасов М.С. сержант, воздушный стрелок – радист и Швец М.С. младший лейтенант, штурман экипажа.  По данным этого первичного донесения экипаж Автономова был захоронен однополчанами в сквере на центральной площади городка Ионишкис (лит. Ioniskis) Шауляйского района Лит.ССР. После распада СССР и выходе из ее состава Литвы в конце 20 века на территории этого государства силами и средствами МО России и посольства России в Литве была проведена инвентаризация всех воинских захоронений советских военнослужащих, погибших во время Великой Отечественной войны на территории бывшей Лит.ССР. При заключении о результатах инвентаризации была оформлена карточка воинского захоронения в городе Ионишкис Ионишского района Литвы, в которой указано, что прах членов экипажа Автомонова (мои прим: вероятно по решению местных властей и самой государственной политики властей Литвы после выхода из СССР) был перезахоронен из первичного захоронения в сквере городка на территорию старого лютеранского кладбища с сохранением мемориальных камней с фамилиями. В этом списке нет данных о Швеце. Данных о месте захоронения Швеца в данных ЦАМО не найдено. Вероятно, это объясняется тем, что он был не убит в этом воздушном бою, а тяжело ранен и умер позже, уже находясь в эвакуационном госпитале. В этом случае командование дивизии не имело сведений о его дальнейшей судьбе.
Удивительно, но факт. В учетно-послужной карточке ветерана ВВС СССР  и вообще в данных персонального учета ГУК НКО СССР у Автомонова не было ни одной его личной фотографии и мне удалось его опознать только по нескольким групповым фотографиям из семейных архивов его сослуживцев и подчиненных. Родственники найдены.
Награжден:
Орден Красной Звезды (1940)
Орден Красного Знамени (1940)
 Орден Красного Знамени (1942)
 Орден Отечественной войны I степени (1943)
 Орден Александра Невского (1944)
  Медаль «За оборону Севастополя» (1942)
Медаль «За оборону Кавказа» (1944)
Медаль «За боевые заслуги» (1944)
Источники: 1. Сайт «Подвиг народа». ЦАМО. Сведения о личном составе
Автомонов Иван Иванович
Именной список части
Дата рождения: __.__.1908
Воинское звание: майор
Воинская часть: 41 сбап 72 сад
Источник информации:
Фонд ист. информации: 20133
Опись ист. информации: 2
Дело ист. информации: 4
2. Сведения о личном составе
Автомонов Иван Иванович
Именной список части
Дата рождения:  22.10.1908
Место рождения: Пензенская обл., Лунинский р-н, с. Анучино
Дата призыва: __.__.1930
Воинское звание: подполковник
Воинская часть: 367 бап
Дата прибытия:05.03.1941 
Откуда прибыл: ЗакВО
Информация об архиве -
Источник информации: ЦАМО
Фонд ист. информации: 22626
Опись ист. информации: 14463с
Дело ист. информации: 3
3. Сайт «Память народа». ЦАМО.
Учетно-послужная картотека
 Автомонов Иван Иванович
Дата рождения: 22.10.1908
Место рождения: Пензенская обл., Лунинский р-н, с. Анучино
Дата поступления на службу: __.10.1931
Воинское звание: майор
Наименование воинской части: 367 бап
Судьба: Погиб
Дата окончания службы: 29.12.1944
Номер шкафа: 652
Номер ящика: 688
4. Сайт «Память народа». ЦАМО.  «Журнал боевых действий 367 бап».
Описывает период с 01.10.1943 по 25.04.1945 г.
№ документа: 4, Дата создания документа: 25.04.1945 г. Фонд: 22626, Опись: 0224757с, Дело: 0004
5. Сайт ОБД Мемориал. ЦАМО.
Донесения о потерях
Донесение о безвозвратных потерях
Автомонов Иван Иванович
Дата рождения: __.__.1908
Место рождения: Пензенская обл., Лунинский р-н, с. Онугино
Дата призыва: Пензенский ГВК, Пензенская обл., г. Пенза
Воинское звание: подполковник
Последнее место службы: 188 бад 367 бап
Дата выбытия: До 10.01.1945
Причина выбытия: убит
Первичное место захоронения: Литовская ССР, Шяуляйский уезд, г. Ионишкис, площадь
Фонд ист. информации: 33
6. Семейный архив Юркова П.К.
7. Данные Рябова А.Г.


Рецензии