Ответственность и обязанность
Так вот, кратко описанные выше блуждания всегда происходят в деятельности - трудовой, учебной, игровой (не суть важно) - в некотором преобразовании окружающей действительности с целью ее изменения под потребности субъекта и преобразовании самого себя через накопление личного практического опыта и перевод его из сферы информации в сферу знания - чего-то применимого на практике. Процесс этот слегка сложнее, чем описан выше, но суть его такова: двустороннее изменение среды вокруг себя и себя в среде. Соответственно, деятельность и происходит непосредственно в этой среде, которая живет по своим законам и правилам и организует участников системы в соответствии с конфигурацией. Человек выступает как нечто дегуманизированное, нон-субъектное - элемент системы, служащий поддержанию системы через удовлетворение своей потребности в действии. Не замечали ли вы, как от банальнейших, элементарных действий внутри такой системы (поставьте знак равенства с институтом, школой, работой), разнарядка на которые сошла «сверху», усталость в теле и душе накапливается вплоть до холодного пота и неопределяемых по локации головных болей? Особенно это чувствуется на длинной дистанции, когда не очень-то горячо любимый всеми отец семейства, вернувшийся с вахты, начинает воплощать в реальность все отвратительные деяния, о которых предпочитают молчать и не отражать в медицинских картах. И в противовес - не замечали, как тяжелейшая физическая или интеллектуальная деятельность, в своей основе произвольная и личная, превращается в усладу, расплываясь прохладными ручейками омолаживающей влаги по душе? Структурно и то и другое могут представлять собой внешнюю тождественность, но отличаться функционально - тем, зачем они выполняются. Вроде в обоих случаях - и изменение себя, и изменение пространства, но насколько вольно? Насколько сильно непроизвольность и произвольность фундаментально разнятся не только в восприятии, но и просто в ощущении. Хочу об этом поговорить.
Для понимания своей системы нужно развернуть два понятия - ответственность и обязанность, которые в бытовой лексике выступают как взаимозаменяемые, и подменять одно другим не считается чем-то зазорным; это является большой проблемой, которую я раскрою в процессе повествования.
Ответственность - некоторое полномерное принятие кусочка бытия как тождественного самому себе и входящего в перечень экзистенциально необходимых для дальнейшего существования личности. Это черта, а не действие - оно не ограничено во времени и не привязано к контексту, а привязано к личности, ее глубине и качеству внутренней организации. Ведь этот самый кусочек бытия непосредственно и постоянно влияет на человека, в чем имеется предсознательное представление. «Ответственность - это сознание того, что я являюсь бесспорным автором события или объекта», - как писал Сартр. Не полным автором, скорее, как соавтором и соучастником - слишком много чести и почестей для единоличного. В русском языке мы используем грамматическую конструкцию «ответственен за», «несу ответственность за», отдаляя себя от самой сути ответственности и превращая ее в объект - безличностное и неавтономное, за что мы исключительно в ответе. Ответственность не предполагает бесконечной включенности, ведь она не предполагает контроль как стремление к власти, управлению; она сугубо лична и интимна, мотивирована внутренними переживаниями своей собственной сопричастности и включенности, которая необходима для успешного определения себя: «Я - это…». Вклад - добровольный вклад в поддержание и становление - суть ответственности, но не эгоистичный контроль. Ответственность - это гуманизм, если выражаться с пафосом, одновременно и условие, и функция для внутренней свободы ДЛЯ чего-то, но не ОТ чего-то.
С обязанностью все немного проще и грустнее, если говорить о свободе от чего-то. Обязанность - сошедший извне догмат, предписание, определяющее, какую функцию в соответствии со своим перечнем социальных ролей будет выполнять человек, апеллируя при этом к страху авторитета, выложившего эти догматы, и санкциям за их невыполнение. Можно сравнить это с платой с процентом за полученные в прошлом услуги, которые не очень-то и хотелось приобретать, но иного выбора не было. Обязанность исходит извне, искусственно навязывая сопричастность к кусочку бытия, включение в который вызывает у человека отторжение, сопротивление, ненависть, психосоматические расстройства (и так далее по списку) по причине несоответствия внутренней организации и внешних обстоятельств. Это место, в котором идея о ведущем виде деятельности для меня немного ломается, ставя под сомнение субъектность и искренность долженствующего, реализующего разнарядку, которая по определению - труд - является ведущим видом деятельности взрослого человека. Догматы - правила, системы ценностей, обычно внутри системы либо зафиксированы (ТК, УК РФ), либо нет (локальные нормы морали и этики) - и служат для поддержания кусочка бытия, системы, в которую был включен человек. Обычно такие системы очень ригидны и не поддаются сильным изменениям, предпочитая поддерживать гомеостаз, чем стремиться к развитию. Отклонение от конфигурации системы любого ее элемента ведет к попытке нормализации траектории движения сего элемента через другие, и происходит это постоянно - представьте, что при подъеме на лестницу к вам подходит человек, берет вашу руку в свою и прикладывает ее к перилам, чтобы вы не упали. Долг не предполагает глубокую сопричастность, а лишь плату за честь нахождения под эгидой. Подписание социального договора по факту рождения. Так что же мотивирует долженствование, если включенности нет, человек не субъектен и лишь отдает долги, которые не брал? Страх. Выросшему в патриархальном, христианском и преимущественно женском по количественному составу обществу человеку легко понять страх наказания. Глубокое переживание угрозы в связи с несоответствием общему тону серости и несчастья. И страх всегда нагоняет именно авторитет - ложный, но не истинный. Ложный он, ведь его положение определено не качествами носителя, а его местом в иерархии - возраст, пол, порядок рождения, пост, костюм, инструмент насилия. Сам факт возможности существования в окружающем мире того, что может повредить целостность тела и души, сильно выматывает.
Так почему же ответственность и обязанность вредно путать? Сегодняшний быстроизменяющийся мир-ризома нацелен на стимулирование бесцельного блуждания от одного раздражителя к другому. Обычно это предпочитают называть свободой, но я не могу называть свободой то, что ведет к разложению - то же самое ограничение и рабство, но в профиль. Блуждание позволяет лишь на короткий срок прибиться к чему-то, определяющему тебя как человека, ведь неоновая вывеска кроме проводов и плат в себе ничего не содержит - вся она сконструирована для привлечения и раздражения, но не для ее дальнейшего исследования. Нельзя быть ответственным и блуждать, ведь уже заранее определен кусочек родного, с которым можно себя успешно ассоциировать и внутри которого гармонично расти. Хорошая система - открытая система. То, за что несется ответственность, замечательно справляется без включения тебя конкретно, но ответственность нужна тебе больше, чем наоборот. Смешение терминов «ответственность» и «долг» еще раз подталкивает к блужданию, отдаляя память о том, что ценно, а что - пыль.
Свидетельство о публикации №225120800021