Числа и логика против кликушества оппозиции

Полное название :<<Числа и логика против демагогии, невежества и кликушества оппозиции…>>(Анализ парламентских выборов в Молдове 28 сентября 2025 г.)

В Молдове 28 сентября состоялись парламентские выборы.

По моему убеждению, PAS победила закономерно, то есть её победа не была случайной. ЗНАЧИМЫХ ФАЛЬСИФИКАЦИЙ И ВБРОСОВ, МОГУЩИХ СУЩЕСТВЕННО ПОВЛИЯТЬ НА РЕЗУЛЬТАТ, НЕ БЫЛО.

Действительно, за правящую партию проголосовали 792557 граждан РМ, имеющих право голоса. В то время как за 4 оппозиционные партии, прошедшие в Парламент, суммарно проголосовали 694222, что на 98335 голосов, то есть почти на 100 тысяч голосов меньше, чем набрала партия М.Санду. - https://pv.cec.md/preliminare .

При этом Патриотический блок, занявший второе место, существенно отстал от победителя - 381984 голосов, разница в 410573 голосов.


Естественно, оппозиция, их журналистская обслуга и целая орда псевдополитологов/ политаналитиков, а также многие официальные лица из РФ заявили, что выборы были мошенническими, грязными, сопровождались грубыми нарушениями действующего законодательства и т.д. Недостатка в эпитетах не было .

Нарушения, разумеется, имели место. Причем разнообразные. В дальнейшем мы остановимся на тех нарушениях действующего законодательства, которые действительно были допущены, при чем не только властью, но и оппозицией, а сейчас рассмотрим аргументы критиков выборов.

I


Один из главных обвинений критиков состоит в том, что в России было открыто всего 2 участка, да и то в Москве, в то время как в России проживает несколько сотен тысяч граждан РМ, некоторые лица их количество доводили до 500 тысяч.

Сразу же отметим, что-то количество граждан РМ, которые проживают в России, является ПРЕДМЕТОМ СПЕКУЛЯЦИЙ В УСТАХ ОППОЗИЦИОННЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ МОЛДОВЫ, ДА И ОФИЦИАЛЬНЫХ ЛИЦ РОССИИ.

Забавно читать или слушать, к примеру, высказывания спикера МИД РФ М. Захаровой на этот счет.
Год тому назад,16 октября 2024 г. она заявляла: <<в России живут 500 тысяч молдаван, но бюллетеней всего десять тысяч …Дипломат отметила, что сейчас в России проживает порядка 500 тысяч граждан Молдавии. И все они имеют право участвовать в выборах, проходящих в их родной стране. Однако Кишинев, видимо, считает иначе. Поэтому прислал в Россию только десять тысяч бюллетеней… «Мы говорим именно о гражданах Молдавии, которые работают, учатся, создали семьи здесь, но продолжают быть гражданами с правом голоса. В среднем, по оценкам, — 500 тысяч человек>> - https://www.kp.ru/online/news/6043132/
 
А всего уже через 9(девять) месяцев на брифинге 17 июля 2025 г. М. Захарова ничтоже сумняшеся называет число “БОЛЕЕ 300 ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК”:
<<Уже сейчас мы видим почти 20 тыс. предварительных регистраций граждан Молдовы в России (напомню, что численность диаспоры БОЛЕЕ 300 ТЫС. ЧЕЛОВЕК), желающих проголосовать на выборах 28 сентября. Если Кишинев снова ограничит их возможность всего двумя участками, то часть этих людей, которые уже на сегодня заявили о своем желании проголосовать, буквально потеряют своё конституционное право. Лучше сказать, оно будет у них украдено. А ведь количество регистраций с территории нашей страны продолжает расти>>. - https://mid.ru/ru/press_service/spokesman/briefings/2036759/#5 […]

<<Исходя из анализа явки на трех предыдущих выборах и текущих запросов, для обеспечения прав граждан Республики Молдова в России объективно необходимо открыть не менее 9-10 избирательных участков в ключевых городах России. Это, очевидно, соответствует как спросу, так и молдавским нормам проведения выборов>>. (Там же)


Что же касается количества участков, которые собиралась открыть официальная Молдова – два участка, - (а потом и открыла только их), то критика М. Захаровой совершенно СПРАВЕДЛИВА: открытие только двух избирательных участков на территории РФ, причем оба в Москве – это грубое нарушение конституционных прав граждан РМ.

Это же количество граждан РМ в РФ - 300 тысяч – до или после заявления М. Захаровой указывают и ряд СМИ.

Так, aif.ru, который по определению должен обладать проверенной информацией, пишет: <<Известно, что численность молдавской диаспоры в РФ превышает 300 тысяч человек>>. -  https://news.mail.ru/society/68090407/ (В Молдове aif.ru –  заблокирован, а  издание, чью ссылку я привел, ссылается именно на  aif.ru   как свой источник).

Другой источник - Ridus.ru - повторяет точь – в точь это же число: <<Общее количество молдавской диаспоры в России превышает 300 тысяч человек. - 28 сентября 2025>>  -

И М. Захарова, и оба процитированных СМИ повторяют данные годичной давности, которые привел 16 октября 2024 г. представитель молдавской диаспоры в РФ Николая Погонец: <<в России проживают более 300 тыс. граждан Молдавии>>  https://vz.ru/news/2024/10/16/1292797.html , ссылаясь на ТАСС.   

Ближе всего к истине о количестве граждан РМ в РФ, проживающих на территории России в сентябре 2025 г., была  “РИА Новости”:<<Сегодня в Молдавии проходят выборы в парламент. В России, где право голоса имеют более 250 000 молдаван, открыли всего два участка в Москве, доставив всего 10 тысяч бюллетеней>> - 
ria.ru›20250928/moldaviya-2044893205.html

Самое забавное и огорчительное, что 28 августа 2025 г. сайт Sputnik.md продолжал талдычит про полумиллион граждан РМ, будто бы проживающих в России, то есть выполнял роль МАНИПУЛЯТОРА И ФЕЙКОМЕТАТЕЛЯ:

<<В России, где проживает ПОРЯДКА ПОЛУМИЛЛИОНА граждан Молдовы, участки откроют в Москве: на Кузнецком мосту, 18, и по улице Рождественка, 7>>. - https://news.mail.ru/politics/67639726/ . Ссылка на: Sputnik.md (Сам сайт в супер-пупер демократической Молдове заблокирован. И мне представляется, что поделом. Неча распространять фейки).

На самом деле в России на момент проведения парламентских выборов 28 сентября проживало ПРИМЕРНО 200 ТЫСЯЧ ГРАЖДАН РМ, как и заявил 20 августа 2025 года в эфире телепередачи вице-председатель Центральной избирательной комиссии Павел Постика, ссылаясь на официальные данные Министерства иностранных дел: <<В России находятся около 200 тысяч молдаван, а не полмиллиона>>. - https://t.me/PointNews/75900

Мне могут возразить, что МИД РМ занижает количество граждан РМ, находящихся в августе 2025 г. на территории РФ, а вслед за ним и ЦИК.

Я же Вас огорчу и сообщу, что на самом деле в России на момент выборов 28 сентября 2025 г. проживало ЯВНО МЕНЬШЕ  200 ТЫСЯЧ ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ В МВД РФ ГРАЖДАН РМ.

II.

Вопрос о количестве граждан РМ, находящихся на момент выборов 28 сентября 2025 г.  в РФ, не такой простой, как может показаться.

Проблема состоит в том, что в тот или иной момент времени в России проживают несколько категорий граждан Молдовы.
ВО-ПЕРВЫХ, это лица с двойным гражданством – России и Молдовы, - многие из которых поселились в РФ на постоянное жительство. Навсегда.
Известно, что треть граждан Молдовы, уехавших на постоянное место жительства за границу, находятся в России, - или 38 612 граждан РМ переселились в Российскую Федерацию. Об этом свидетельствуют данные Агентства государственных услуг по состоянию на 1 ноября 2023 года. - https://www.md.kp.media/online/news/5561135/

[По состоянию на 1 ноября 2023 года в других странах постоянно проживает 115 095 граждан Молдовы. Из них: в России — 33,5% (38 612 человек), на Украине — 22,78% (26 221), в США — 15,81% (18 192). В соседней Румынии проживает всего 257 человека, это 0,22% от общего числа. Германия - 13,08%; Израиль - 6,9%; Беларусь - 2,5%; Италия - 1,4%].Источник: TG-Sputnik Ближнее зарубежье. Опубликовано: 25.11.2023 21:20 (+0300); Адрес: https://t.me/sputniklive/72426 ...


Однако имеются два НО.

Первое, не все, кто имеет двойное гражданство – РМ и РФ -  постоянно проживают в РФ

Второе: до 2020 г. чтобы получить гражданство РФ надо было отказаться от гражданства Молдовы. ПОЭТОМУ В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ГРАЖДАН РОССИИ, СОХРАНИВШИХ ГРАЖДАНСТВО МОЛДОВЫ, НАМНОГО МЕНЬШЕ, ЧЕМ КОЛИЧЕСТВО ГРАЖДАН РМ ПОЛУЧИВШИХ ГРАЖДАНСТВО РФ.

Так, по данным Главного управления миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации, в период с 2016 года по первый квартал 2020 года 69 500 граждан Молдовы получили гражданство России. -

Большинство этих людей, наверняка, стали БЫВШИМИ ГРАЖДАНАМИ РМ и не имели двойное гражданство.

Опубликованы и другие данные: с 2015 г. по 2019 г. включительно таких граждан было 79818 человек. (Данные Федеральной миграционной службы РФ). Очевидно, что практически все из этой группы были вынуждено расстаться с гражданством РМ.
Приводились данные о количестве граждан РМ, получивших гражданство России в период с 2016 г. по июнь 2023 г. – 132,1 тыс., что составило 5,3%  ДОЛИ ОТ НАСЕЛЕНИЯ СТРАНЫ.


 
Известно также количество граждан РМ, которые получили гражданство РФ за 4 года в период с июль 2019 по июнь 2023 г. - 63937 человек. Здесь обратная картина – большинство, вероятно, сохранило гражданство Молдовы.

Почему “ВЕРОЯТНО”, да потому что имеется еще один нюанс – этническая принадлежность. Сомневаюсь, что граждане РМ, не являющиеся молдаванами, т.е. русские и русскоязычные, переселившиеся навсегда в Россию, СОХРАНИЛИ ГРАЖДАНСТВО МОЛДОВЫ.

Имеются также данные, которые свидетельствуют, что с началом СВО желающие получить гражданство РФ  среди граждан РМ уменьшилось, так если подобных заявителей в первой половине 2022 г. было 8239, то в первой половине 2023 г. лишь 6857.

Предположим, что все же ОКОЛО 60-80 ТЫСЯЧ( с учетом  2024 г. и половины 2025 г., когда  поток переселенцев в Россию значительно поредел) стали обладателями двойного гражданства – РФ и РМ.(Напоминаю, что часть граждан РМ, получивших гражданство РФ, отказалось впоследствии от гражданство Молдовы, поэтому, естественно в оценочное количество людей с двойным гражданством они не входят ).

ВО-ВТОРЫХ, это трудовые мигранты из Молдовы с временной регистрацией и с видом на жительство, количество которых после начала СВО стала сокрушаться.
Об их количестве мы поговорим ниже.

В-ТРЕТЬИХ, это граждане РМ, обучающиеся в учебных заведениях РФ с видом на жительство, но без российского гражданства.

В-ЧЕТВЕРТЫХ, это граждане РМ с кратковременной частной поездкой в РФ. Приехали в гости к родственникам, или на отдых и т.д. и через короткий срок пребывания в РФ вернулись в Молдовы. А их могли причислить к тем, кто более длительный период проживает в России и не смог проголосовать, был лишен этого права.

Наконец, В-ПЯТЫХ, это нелегальные трудовые мигранты, не зарегистрированные в подразделениях ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ МИГРАЦИИ Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее ГУВМ МВД РФ. С 2 апреля 2025 года Главное управление по вопросам миграции МВД России было упразднено, а его полномочия были переданы СЛУЖБЕ ПО ВОПРОСАМ ГРАЖДАНСТВА И РЕГИСТРАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН МВД России), или нарушившие его.

Причем, эти нарушители подразделяются на тех, кто находится в РФ свыше 90 дней без оформления разрешительных документов, а также на тех, кто пребывают в России с нарушением миграционного законодательства свыше одного года…Таких нарушителей из РМ десятки и десятки тысяч…

 На этот счет приводились такие данные: «После начала войны в Украине численность молдавских граждан, которые работают в России без какого-либо юридического статуса, снизилась где-то до 50-ти тысяч.




III.

ЧТОБЫ ВЫ, ЧИТАТЕЛЬ, УБЕДИЛИСЬ В МОЕЙ ПРАВОТЕ, Я ПРИВЕДУ В ХРОНОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАТНОМ ПОРЯДКЕ ДАННЫЕ, КОТОРЫЕ ПРИВОДИЛИ ОФИЦИАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ РОССИИ И МОЛДОВЫ.
2017 ГОД.
 
- Всего в 2017 году российская Федеральная Миграционная служба поставила на учет 542 004 молдаванина, в то время как в 2016 году их было около 586 000 человек.

Возможно, имелись в виду данные Главного управления по вопросам миграции МВД РФ, опубликованные в 2018 году. Согласно им, в 2017 году в России на миграционный учёт поставили 542 004 гражданина Молдовы, из которых 15 473 получили гражданство РФ. nokta.md педакадемия.рф

Из общего числа зарегистрированных молдаван 227 000 прибыли в РФ на работу, а 143 566 — в целях частного визита. point.md ;

Приводились немного и другие данные по 2017 г. -  https://youthmoldova.ru/diaspora/   По официальным данным на 2017 г. в России проживает 477949 тысяч наших граждан. Среди них семья, которые переехали на постоянное место жительство, те, которые приехали работать и молодежь, которая ежегодно приезжает получать образование.
ИТАК, не обращая внимание на разночтения в России в 2017 г. было зарегистрировано где-то 450 - 550 тысяч граждан Молдовы , из которых более половины являлись трудовыми мигрантами, а также те, которые прибыли в РФ в целях частного визита, главным образом, молодежь для получения образования, а также те, кто приехал к родственникам, на отдых или на ПМЖ.

2022 ГОД.
КОЛИЧЕСТВО ГРАЖДАН МОЛДОВЫ, ВРЕМЕННО НАХОДЯЩИХСЯ С ЦЕЛЬЮ РАБОТЫ ИЛИ ОБУЧЕНИЯ В РОССИИ, ЗА ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЗНАЧИТЕЛЬНО УМЕНЬШИЛОСЬ.
 - На начало мая 2022 года их насчитывалось ВСЕГО 76 645 ЧЕЛОВЕК. Такие данные приводят эксперты Института социального анализа и прогнозирования Российской академии экономики и государственной службы при президенте России (РАНХиГС).
Это в два раза меньше, чем годом ранее( в мае 2021 г.), в 4 раза меньше, чем в мае 2019 г. и в 7,5 раз меньше, чем в 2014 г., когда количество граждан РМ в России превышало 500 тыс. человек. –


О сокращении количества трудовых мигрантов из Молдовы в Россию на начало мая 2022 г.  свидетельствуют и сокращение поступления денег. Согласно статистическим данным, объем поступлений в рублях к маю 2022 г.  составил менее одного процента в общей сумме денег, поступающих в Молдову от физических лиц.
https://www.infotag.md/m9_populis/301237/ (15 августа, 2022)


 

Приведу данные из одной таблицы, которая указывает на количество трудовых мигрантов, пересекавших границы РФ в 2019-2023 гг.: 2019 г. – 80962, 2029 г. – 16238(ковид), 2021 г. – 4685,2022 г. – 8793( ковид кончился, началось СВО),2022 г. – 7093. За 5 лет – 117771 граждан РМ.

Причем их этой таблицы неясно, это общая сумма въехавших в РФ и выехавших из неё, или только въехавших.

Эксперты Института социального анализа и прогнозирования отмечают, что ЭТО САМОЕ БОЛЬШОЕ СНИЖЕНИЕ ПОТОКА МИГРАНТОВ СРЕДИ ВСЕХ ГОСУДАРСТВ СНГ ИМЕННО ИЗ МОЛДОВЫ.  - ( 04/09/2022)

- Молдаване массово покинули Россию: за 2 года их число уменьшилось в 3,5 раза
Число молдаван, работающих, обучающихся или проживающих в России, продолжает стремительно сокращаться.
По сравнению с началом мая 2021 года численность молдаван в России уменьшилась почти в два раза, а по сравнению с маем 2020 года – примерно в 3,5 раза.
В этом же исследовании выявлено, что по сравнению с маем 2019 г. количество молдаван в РФ уменьшилось более чем в четыре раза, а по сравнению с концом 2014 г. – сокращение составило примерно в 7,5 раз.
Эти данные свидетельствуют, что молдаване, т.е. граждане РМ, действительно массово покидают Российскую Федерацию.
Авторы исследования отмечают, что это самое большое снижение потока мигрантов среди всех государств СНГ. - (15.08.2022)

С вышеприведенными данными на первый взгляд не стыкуется информация МИДЕИ, тоже за 2022 г, только не за май, а за сентябрь.


По данным МИДЕИ, граждан Молдовы по-прежнему находится в России: 354, 2 тысяч человек( по официальным данным российских властей – 190 тысяч) – 23 сентября 2022 –

Во-первых, информация МИДЕИ РМ, конечно, менее точная, чем МВД РФ.
Она не учитывает тех граждан РМ, которые после получения гражданства РФ отказались от гражданства Молдовы. Она также не учитывает тех граждан РМ, которые через Россию могли выехать в третьи страны.

Во-вторых, 76 645 граждан РМ, которые находились на территории РФ в мае 2022 г. – это работающие, обучающиеся или проживающие в России граждане РМ без получения гражданства РФ.

А в данных за сентябрь 2022 г. учитывается все граждане РМ независимо от их правового статуса.

Наконец, в-третьих, в сентябре, вероятно, увеличилось количество граждан РМ, обучающихся в РФ.

 

2024 Г.

И в мае 2024 г.  власти Молдовы - Национальное бюро статистики - вновь повторяют данные сентября 2022 г., что в РФ суммарно находятся примерно 300 тысяч граждан РМ, т.е. включая и лиц с двойным гражданством.


Так, по официальным данным, за рубежом находятся 972 958 молдаван, что составляет более трети населения страны. Больше всего наших соотечественников в Российской Федерации — 294 тысячи, Румынии — 285,3 тысячи, Италии — 194,4 тысячи, Украине — 152,2 тысячи и США — 45,7 тысячи. - https://www.md.kp.media/online/news/5790695/ (3 мая 2024 14:08 ) ;https://news.mail.ru/society/60930147/
Официальные власти РФ называют несколько меньшее количество граждан РМ, находящихся в РФ - Мигранты из Молдовы на начало 2024 по данным МВД и Росстата  - 240 тысяч, а трудовых мигрантов – 180 тысяч - https://expert.ru/obshchestvo/vsye-priekhali/ 

В то же время  по данным МВД РФ за период январь  - август 2024 г. в Россию въехало  70, 3  тысяч граждан РМ, а за этот же период выехало из РФ 48,3  тысяч граждан РМ.

И НА 1 СЕНТЯБРЯ 2024 Г. В РФ НАХОДИЛОСЬ 29, 9 ТЫСЯЧ ГРАЖДАН РМ. НАДО ПОНИМАТЬ, БЕЗ ДВОЙНОГО ГРАЖДАНСТВА.

Однако несмотря на приведенные официальные данные МВД РФ 30 сентября прошлого года тогдашний муниципальный советник и общественный деятель Валерий Клименко с ссылкой на некие официальные данные МВД РФ озвучил явно фейковое количество граждан РМ на территории РФ:

"На территории России находятся 476 123 гражданина, указавших свое второе гражданство как молдавское. Еще 27 149 граждан РМ имеют вид на жительство и ожидают предоставления гражданства РФ”.
https://www.md.kp.media/online/news/6017334/ (30 сентября 2024).


Во-первых, В. Клименко не дает ссылку на официальный документ или источник инфы МВД РФ.

Во-вторых, в инфе В. Клименко ни слова не говорится о тех граждан РМ, которые зарегистрированы на временное проживание в РФ, то есть  не имеют ни гражданства РФ, ни вида на жительства в РФ, но, естественно, у них сохраняется гражданство РМ.

В-третьих, я уже не говорю, что приведенные им данные противоречат вышеприведенным официальным данным за май 2024 г.

Данные В. Клименко являются фейком.


Важно отметить, что цифры могут различаться в зависимости от метода подсчёта (легальные резиденты, временные мигранты, незарегистрированные лица) и времени сбора данных. Также стоит учитывать, что политические и экономические факторы могут влиять на точность таких оценок.


IV.
 
Кроме того, О СОКРАЩЕНИИ КОЛИЧЕСТВА ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ ИЗ МОЛДОВЫ В РОССИИ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ И СОКРАЩЕНИЕ ПОСТУПЛЕНИЯ ДЕНЕГ.

Совсем недавно, года три-четыре тому назад Россия была одним из основных источников заработка в Молдове. Более того, Россия стала главным источником денежных переводов в Молдову по итогам трёх кварталов 2022 года.
Об этом свидетельствовали данные Национального банка РМ. ЗА 9 МЕСЯЦЕВ 2022-ГО ОБЪЁМ ПЕРЕВОДОВ ИЗ РОССИИ ВЫРОС БОЛЕЕ ЧЕМ В 5 РАЗ, СОСТАВИВ 141,79 МЛН ДОЛЛАРОВ. ТАКИМ ОБРАЗОМ, ДОЛЯ РОССИИ В ОБЩЕМ ОБЪЁМЕ ДЕНЕЖНЫХ ПЕРЕВОДОВ ИЗ-ЗА РУБЕЖА ДОСТИГЛА 27,8%.

По этому показателю РФ потеснила на первом месте Израиль и значительно обходит Германию, Италию и США. Кроме того, в том году на 2,8% снизились переводы в Молдову из ЕС, а из СНГ – выросли в 2,6 раза.
Обе цифры приводятся в сравнении с результатами третьего квартала прошлого 2221 года, передаёт Спутник.
( 01.01.2023 )


ОДНАКО УЖЕ ЧЕРЕЗ ГОД ВСЁ РАДИКАЛЬНО ПОМЕНЯЛОСЬ.
Во-первых, в третьем квартале 2023 года физическим лицам из Молдовы из-за границы через лицензированные банки было переведено средств на сумму 442,47 миллиона долларов, что на 13,4 процента меньше, чем во втором квартале 2022 года, сообщает eNews.

При этом, по данным НЦБ, из общего объема около 329,43 млн долларов (в валовом выражении), т.е. 73,6%, было осуществлено через системы денежных переводов, пишет point.md со ссылкой на mold-street.com

Во-вторых, с точки зрения географического происхождения переводов в пользу физических лиц, ПЕРЕВОДЫ ИЗ СТРАН ЕС УВЕЛИЧИЛИСЬ НА 15% ПО СРАВНЕНИЮ С ТРЕТЬИМ КВАРТАЛОМ 2022 ГОДА И СОСТАВИЛИ 55,7%.

Одновременно в третьем квартале 2023 года произошло сокращение переводов из стран СНГ (ОСОБЕННО ИЗ РОССИИ) на 68,6% по сравнению с третьим кварталом 2022 года, что составило всего 10,3 процента.

ОТМЕТИМ, что если сразу после начала СВО России против Украины произошел ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ РОСТ ДЕНЕЖНЫХ ПЕРЕВОДОВ из России в Республику Молдова, то в третьем квартале 2023 г., как и в целом в 2023 г., ПРОИЗОШЕЛ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ СПАД ПЕРЕВОДОВ ИЗ РФ В РМ.

В третьем квартале 2023 года переводы из других стран составили 34% от общего объема переводов в пользу физических лиц, снизившись на 0,7% по сравнению с II кварталом 2022 года.

Согласно анализу переводов по основным странам, наибольшая доля пришлась на переводы из Израиля (14,7 процента) — 65,08 миллиона долларов, что на 0,5 процента больше, чем в третьем квартале 2022 года.

Значительные поступления зарегистрированы из Германии – 63,81 млн долларов (рост на 12,3%); из Италии – 56,67 млн долларов (+16,7%); ИЗ РОССИИ — 41,98 МЛН ДОЛЛАРОВ (-70,4%) и из США — 43,80 млн долларов (-1,1%).
В первую десятку стран также входят Франция, Великобритания, Ирландия, Румыния и Бельгия.
(02.01.2024 12:10)

В 2025 Г. ЛИЧНЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ ПЕРЕВОДЫ ИЗ РОССИИ В МОЛДОВУ ПРОДОЛЖАЛИ СОКРАЩАТЬСЯ.
В частности, по данным НБМ, Европейский союз остаётся основным источником переводов, увеличив долю на 9,6% и достигнув 64,3% от общего объёма. В то же время переводы из стран СНГ сократились в 9,3 раза, составив лишь 1,2%, тогда как поступления из других стран выросли на 9,4%, достигнув доли в 34,5%. -


V.
ПОДВЕДЕМ ИТОГИ.


1) Как я не старался найти в Инете количество граждан Молдовы, которые с 1991 г. по наст. время, то есть за весь 34-летний период приобрели гражданство России, мне не удалось это сделать…

2) Точно так же мне не удалось найти количество граждан России, которые приобретя его отказались от гражданства Молдовы

3) Удалось найти диаграмму  (я её привожу на изображении) о количестве граждан РМ, находящихся на территории РФ с января 2002 г. по январь 2022 г.
Как можно увидеть по ней, в период с января 2002 г. по январь 2010 г. количество граждан РМ, находящихся на территории РФ, на январь каждого года колебалось от 277500 до 285300 человек.
Затем количество граждан РМ, находящихся на территории РФ, стало неуклонно увеличиваться. В январе 2013 г. их было 563580, а через год, в январе 2014 г. – 586069.
В последующие годы начался спад. Так, в январе 2016 г.  их стало - 489694, в январе 2018 г. – 320115, в январе 2020 г. – 270082,в январе 2021 г. – 132875, и в январе 2022 г. - 76445 граждан РМ.


 
4) Предполагаю, что трудовых мигрантов в Молдове с гражданством РМ осталось несколько десятков тысяч, а с учетом лиц с двойным гражданством, а также обучающихся, имеющих вид на жительство,  в России в сентябре 2025 г. находилось ЯВНО МЕНЬШЕ 200 ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК.
Причем большинство лиц с двойным гражданством - России и Молдовы – условно как избиратели “МЕРТВЫЕ ДУШИ”, ТО ЕСТЬ ОНИ УЖЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯМИ НЕ ГОЛОСУЮТ НА ВЫБОРАХ В МОЛДОВЕ.

VI.
Нарушения действующего законодательства, ряд фальсификаций в ходе выборов 28 сентября имели место, они не были вполне честными, справедливыми и т.д., по этому поводу нет никакого смысла вести полемику, ОДНАКО -  И ЭТО ПРИНЦИПАЛЬНО ВАЖНО -  ВСЕ ВЫЯВЛЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ СУЩЕСТВЕННО НЕ ПОВЛИЯЛИ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫБОРОВ.
1)РОССИЯ.
Много крика и шума было в связи с открытием в России только 2 участков, причем оба в Москве….

Действительно, однозначно это нарушение.


Но спросим себя, повлиял ли этот факт на результаты выборов в России   и    на парламентских 28 сентября в целом в Молдове?

В 2025 г. на двух участках было 10 тысяч бюллетеней, а проголосовало ТОЛЬКО 4109…

Ожидаемо больше всего голосов получил “Патриотический блок” – 67,44 % (2771), на втором месте PAS – 11,66% (479), на третьем месте – “Наша партия” – 8,54 % (351), на четвертом месте “Альтернатива” – 5,52 % (227), а на пятом “Демократия дома” – 3,48% (143).



Более того, в России традиционно на выборах самые ПАССИВНЫЕ граждане РМ из Зарубежья, потому что у большинства двойное гражданство и чихали они на Молдову.

Голосуют в основном гастарбайтеры.

Вот впечатляющий пример. В РОССИИ В 2021 ГОДУ БЫЛИ ОТКРЫТЫ 17 ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ. И что же? Да ничего.

В совокупности на всех 17 избирательных участках проголосовали аж 6 154 граждан РМ, то есть в среднем по 362 избирателя на каждый избирательный участок.
 
А до этого на президентских выборах в 2020 г. проголосовало около 12 тысяч.

При том, что по официальным данным на январь 2020 г. в России находилось 270082 граждан Молдовы., а на первый месяц 2021 г. – 132875 граждан Молдовы.


Допустим, что 28 сентября были бы открыты по максимуму 17 избирательных участка и в выборах приняло такое количество граждан РМ, которое никогда не голосовало до этого – например,20 тысяч, или 30 тысяч. И что это изменило бы?

Да ничего.

Причем, часть из них проголосовали бы за PAS.

      Доказательства?

Пожалуйста, за PAS проголосовало 792 557 человек, а за объединенную оппозицию - 694222, как видите разница 98335 голосов почти 100000. - https://pv.cec.md/preliminare .

Так что не надо, представители оппозиции, “ля-ля”, опирайтесь на цифры и на логику, а не на эмоции.


Если выборы были бы 100 % честными и соблюдались бы в России все конституционные права граждан РМ, то разница, вероятно, сократилась бы, но все равно перевес тысяч в 65-75 тысяч, сохранился бы за PAS.

Я до выборов многократно прогнозировал, что  объединенная оппозиция получит по результатам выборов 28 сентября  немного больше, чем у PAS, голосов, из этого исходил, когда 22 сентября написал свой текст <<ОППОЗИЦИЯ РАНО РАСКАТАЛА ГУБУ, ИЛИ ВАРИАНТЫ ПОСТЭЛЕКТОРАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ PAS ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ВЛАСТИ>> - http://proza.ru/2025/09/22/1395 ...

В этом случае, если ПАС не удалось бы с кем-то создать правящую коалицию, М. Санду распустила бы Парламент. Текст большой, прочтите выводы...



2) ПРИДНЕСТРОВЬЕ.


Много справедливых возмущений было по поводу того, что власти Молдовы препятствовали под тем или иным благовидным предлогом свободному проходу или проезду жителям Приднестровья, имеющих гражданство РМ, к избирательным участкам.

Чтобы те, кто не живет в Молдове или в Приднестровском регионе, поняли конкретно, о чем идет речь, приведу один фрагмент текста, который достаточно зримо, наглядно излагает события, которые происходили вокруг Приднестровья до и во время выборов.
Для проведения выборов …Приднестровье потребовал открыть 41 избирательный участок, чтобы жители Приднестровья могли проголосовать, как это было на парламентских выборах в Молдове в 2021 году.

Однако молдавские власти сократили их число до 12.
Затем 25 сентября ЦИК объявила, что приняла решение о том, что пять избирательных участков (два в Варнице и  по одному в Кочиере , Дороцкой и Хагимусе), предназначенных для обслуживания избирателей, проживающих в Приднестровье, будут перенесены на десятки километров; те, что в Варнице, - в Анений Ной, те, что в Кочиере и Дороцкой, - в Кишинев, а один в Хагимусе - в Кэушаны, что значительно затруднило  жителям Приднестровья участие в выборах.

В ЦИК заявили, что решение было принято на основании сообщений молдавской полиции и Службы информации и безопасности, которые предупредили о потенциальных угрозах, таких как ложные сообщения о заложенных бомбах и другие провокации в Зоне безопасности, где при необходимости не могут быть задействованы специально оснащённые группы для вмешательства в такие сценарии без предварительной координации с Объединенной контрольной комиссией, трёхсторонними (молдавской, приднестровской, российской) миротворческими силами и структурой совместного военного командования в Приднестровье.
 
На день выборов 12 избирательных участков для жителей Приднестровья были размещены за пределами региона, а мосты, соединяющие Приднестровье с остальной частью Молдовы, были закрыты из-за сообщений о том, что они заминированы. МИД Приднестровья обвинило молдавские власти в попытке помешать жителям Приднестровья проголосовать.

Молдавский телеканал TV8 сообщил, что из-за той же угрозы, которая не подтвердилась, во время президентских выборов 2024 года были перекрыты мосты, что помешало многим людям проголосовать. же. (См. детальнее )



КОНЕЧНО, ПОДОБНОЕ – НЕДОПУСТИМО.

Однако и в этом случае, даже если не было бы искусственных препятствий, и все желающие из Приднестровья с молдавскими паспортами могли бы свободно проголосовать, то все равно результат по Приднестровью не слишком повлиял бы на конечный    результат по Молдове.

На выборах 28 сентября 2025 г. от Приднестровья несмотря на искусственные преграды проголосовало 12017 человек.

При этом за “Патриотический блок” проголосовало 51,02 % (6131), за PAS – 29, 89% (3592), за “Альтернативу” – 8,91((1071)), за “Нашу партию” – 2,92% (351) и за “Демократия дома” – 2,36% (284).               

Давайте сравним эти результаты с показателями прошлых выборов.

В Приднестровье на выборах 2021 г. приняло участие 28 173 гражданина Молдовы, что составило 11,1 % от внесённых в Список.

В 2019 году на парламентских выборах, проходивших по смешанной системе, в двух приднестровских округах проголосовали 37 257 жителей региона.

А на президентских выборах 3 ноября 2024 г.  приняли участие 26136 приднестровца, имеющих гражданство РМ.

Итак, МАКСИМАЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ В ПРИДНЕСТРОВЬЕ НА ПРОШЛЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ВЫБОРАХ СОСТАВИЛ 37 257 ЖИТЕЛЕЙ РЕГИОНА.


ПРЕДПОЛОЖИМ, что на выборах 28 сентября этого года не было бы препятствий и дополнительно еще 25 тысяч (беру по максимуму) приднестровцев приняли бы в них участие. Пусть 30 тысяч.  Причем, почти треть проголосовала бы за PAS, как и было на реальных выборах 28 сентября.

То есть, в этом случае дополнительно за объединенную оппозицию проголосовало бы тысяч 15-20.


Что это изменило бы? Да, по большому счету, ничего, просто сократился бы    разрыв между PAS и Патр. блоком, а также между PAS и объединенной оппозицией. Напомню для забывчивых, что PAS опередил Патр. Блок на 400 тысяч голосов, а объединенную оппозицию почти на 100 тысяч. 

ИТАК, ПОДВЕДЕМ ИТОГИ ПО   РОССИИ И ПРИДНЕСТРОВЬЮ.   ДАЖЕ ЕСЛИ ДОПУСТИТЬ, ЧТО В РОССИИ ОТКРЫЛИ БЫ 17 ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, А ЖИТЕЛЯМ ПРИДНЕСТРОВЬЯ НЕ ЧИНИЛИ БЫ ПРЕПЯТСТВИЯ 28 СЕНТЯБРЯ ДЛЯ УЧАСТИЯ В ВЫБОРАХ, ТО ВСЕ РАВНО ЭТО НЕ ИЗМЕНИЛО БЫ КОНЕЧНОГО РЕЗУЛЬТАТА – ПОБЕДЫ PAS, ПРАВДА, РАЗРЫВ МЕЖДУ РЕЗУЛЬТАТАМИ PAS, С ОДНОЙ СТОРОНЫ И РЕЗУЛЬТАТАМИ ПАТР. БЛОКА И ОБЪЕДИНЕННОЙ ОППОЗИЦИИ, с другой стороны, СОКРАТИЛСЯ БЫ ДО 50-55 ТЫСЯЧ. 

Вы можете возразить, а вдруг и в России. и в Приднестровье в этом гипотетическом случае на избирательные участки вышло бы рекордное количество избирателей.

Конечно, раз в столетие случаются “чудеса”.   Но даже в этом случае   - добавим еще дополнительно по 10-15 тысяч в России и Приднестровье (то есть всего 20-30 тысяч) к уже гипотетически добавленными нами раннее 50-60 тысяч – все равно PAS пусть и минимально, но обошел бы объединенную оппозицию.               



3) ЗАРУБЕЖНЫЕ УЧАСТКИ.

 - Начну с того, что наблюдатели от оппозиции и международных организаций были практически на всех участках, за исключением пару случаев, так как они должным образом не были оформлены. Регистрироваться на участках наблюдателям надо заранее, я сам в 90-ые годы и в начале нулевых был наблюдателем, и до выборов регистрировался на участке.

ПОЭТОМУ УТВЕРЖДЕНИЯ О МАССОВЫХ ВБРОСАХ ИЛИ ПРИПИСКАХ НА ЗАРУБЕЖНЫХ УЧАСТКАХ И ПРОЧИХ НАРУШЕНИЯХ НЕ СООТВЕТСТВУЮТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.

Кроме того, не было ни массового подвоза избирателей к участку (отдельные случаи имели место), ни сжигания бюллетеней, кроме одного случая.

ПОДЧЕРКНУ, ЧТО НАДО ОТЛИЧАТЬ ИМЕЮЩИЕСЯ ОТДЕЛЬНЫЕ СЛУЧАИ НАРУШЕНИЙ, КОТОРЫЕ НИКАК НЕ МОГЛИ ПОВЛИЯТЬ НА РЕЗУЛЬТАТ, ОТ МАССОВЫХ НАРУШЕНИЙ, КОТОРЫЕ НЕ ИМЕЛИ МЕСТО.




 - На зарубежных участках 28 сентября проголосовало 277964 человек, хотя на выборах в 2024 г. во втором туре проголосовали около 328 тысяч граждан Молдовы.

При этом PAS получила 78, 61 % (218503) голосов избирателей, “Наша партия” – 5,50 % (15285), “Демократия дома” – 5,12 % (14 235), “Патриотический блок” – 5,03% (13979) и “Альтернатива” – 2,08 % (5780)

КОСВЕННОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО отсутствия массовых фальсификаций (про отдельные случаи речи нет) состоит в том, что явка на выборах 2025 г. оказалась примерно на 50 тысяч хуже результатов второго тура президентских выборов 2024 г.

Если были бы массовые фальсификации, то представители PAS на избирательных участках, в Посольствах и Консульствах постарались бы не только приблизиться к результатам 2024 г., но и повторить прошлогодний выход во втором туре на президентских выборах.

Кроме того, если за М. Санду во втором туре президентских выборах 2024 г. проголосовало 271843 избирателей, то на парламентских выборах за PAS проголосовало 218503 избирателей, спад более чем на 50 тысяч.




 - Некоторые активисты оппозиции, не разобравшись что к чему, в качестве примера фальсификаций со стороны действующей власти указывали на ГОЛОСОВАНИЕ ПО ПОЧТЕ.


В связи с этим отметим, что действительно, впервые на парламентских выборах 2025 г. избиратели, граждане Молдовы, из десяти стран получили возможность голосовать по почте. Данная форма используется давно во многих государствах, а не является изобретением молдавских властей.  Крайний срок голосования по почте был установлен 26 сентября в 18:00 по местному времени в каждой стране. Для голосования по почте были открыты четыре избирательных участка. Это, первое.
А главное - этим способом проголосовали ВСЕГО 2055 человек, что никак не могло повлиять на конечный результат выборов, даже если имело место фальсификации. 
( )

VII.

Левые партии и их сторонники, прежде чем огульно обвинять партию власти в  грубых нарушениям и фальсификациям, лишь благодаря которым, по их мнению, PAS победила,  а без них она, разумеется,  проиграла бы, должны учитывать еще один фактор – ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ БАЗА ЛЕВЫХ И ПРО ВОСТОЧНЫХ ИЗБИРАТЕЛЕЙ СОКРАЩАЕТСЯ ЕСТЕСТВЕННЫМ ОБРАЗОМ.

За последние годы появились десятки тысяч новых молодых избирателей (на последних парламентских выборах по сравнению с предыдущими ВПЕРВЫЕ 38 191 ЧЕЛОВЕК получили право голоса), которые, в подавляющем большинстве (речь идет о молодежи мажоритарного этноса) своем РУМЫНИЗИРОВАНЫ. Вы прекрасно знаете, какую историю изучают в школах Молдовы. Кроме того, значительная часть молодежи получили образование в Румынии. И вот они в основном проголосовали за Санду, её партию и другие правые и прозападные партии. Это, с одной стороны.

С другой стороны, УШЛИ НАВСЕГДА многие и многие из тех, кто голосовал за коммунистов и социалистов, люди старшего поколения, а молодежь из семей этих бабушек и дедушек в силу другой системы воспитания, да к тому войны на Украине( на этом фоне молодые украинцы в массе своей не голосовали за Патр. блок.) своей политической ориентацией пропорционально не заменили ушедших...Это, с другой стороны...

VIII.
Правда, есть один момент, который ставит под сомнение все мои выкладки и рассуждения. Речь идет о том, что я исходил из того предположения, что за PAS на самом деле проголосовало столько реальных избирателей, сколько было указано ЦИКом.

А что, если данные ЦИКа дутые и в действительности за PAS проголосовало меньшее количество избирателей?

 Думаю, что подобного рода фальсификация крайне маловероятна. Практически невозможна. На всех избирательных участках в Молдове были от оппозиции наблюдатели, которые вели параллельный учет. Присутствовали на многих из них и представители международных организаций.

Практически на всех избирательных участках за пределами Молдовы также были наблюдатели от оппозиции и международных организаций.

(Всего за голосованием в Молдавии следили более 3000 наблюдателей. Среди них свыше 600 представителей более чем 20 стран, Бюро Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе по демократическим институтам и правам человека, организаций Европейского союза. Представители РФ и структур СНГ не были приглашены или получили отказ. -
И это при том, что было открыто 301 зарубежных участка для голосования в 45 странах. Так что, наверняка, на всех зарубежных участках были те или иные наблюдатели).



Конечно, в принципе наблюдатели могли что-то проглядеть, какой-нибудь вброс, но маловероятно, что он был значительным, несколько десятков, пусть сотен голосов по какому-нибудь участку.

В целом, по всем зарубежным участкам, навряд ли представители власти могли из-за недосмотров наблюдателей протолкнуть в урны бюллетеней больше, чем на пару тысяч голосов. Что, естественно, не могло исказить результаты выборов.





IX.А ТЕПЕРЬ ПОГОВОРИМ КОМПЛЕКСНО О НАРУШЕНИЯХ.



20 ноября 2025 г. был опубликован комплексный и весьма обстоятельный Отчет ПАСЕ <<Наблюдение за парламентскими выборами в Республике Молдова (28 сентября 2025 года)>> - https://pace.coe.int/en/files/35722/html
И хотя он опубликован на английском языке, но в любом современном браузере имеется встроенный переводчик, так что при желании можете ознакомиться с полном его текстом.

По моему мнению, Отчет в своем анализе и оценке объективен, признавая в целом справедливость и закономерность результатов выборов 28 сентября 2025 г., тем самым  опровергая ДЕМАГОГИЧЕСКИЕ ,БЕЗДОКАЗАТЕЛЬНЫЕ стенания оппозиции о фальсификации результатов выборов и массовых грубых нарушений в процессе его проведения, он, этот Отчет,  в то же время указывает на ряд СИСТЕМНЫХ И ПОВТОРЯЮЩИХСЯ ПРОБЛЕМ, КОТОРЫЕ ПОДРЫВАЛИ КАЧЕСТВО ПРЕДВЫБОРНОЙ КАМПАНИИ И ДОВЕРИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ К ЕГО РЕЗУЛЬТАТАМ.

Предлагаю Вашему вниманию русский перевод Выводов и Рекомендаций.


 


8 ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
130. Парламентские выборы, состоявшиеся 28 сентября 2025 года в Республике Молдова, были конкурентными и предоставили избирателям реальный выбор среди политических альтернатив. Подготовкой в целом профессионально занималась избирательная комиссия, которая работала в полном составе, соблюдала большинство установленных законом сроков и эффективно координировала свои действия с другими государственными органами. День выборов прошёл спокойно и прозрачно, участковые избирательные комиссии в целом компетентны, а процедуры соблюдались.

131. В то же время эти выборы проходили в крайне поляризованной среде и были сопряжены с рядом системных и повторяющихся проблем, которые подрывали качество предвыборной кампании и доверие общественности. ГЛАВНЫМИ ИЗ НИХ БЫЛИ ПОЗДНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ, КОТОРЫЕ ПОДРЫВАЛИ ПРАВОВУЮ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ; ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫЕ ИЛИ НЕПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРАВИЛА (ДЕ)РЕГИСТРАЦИИ КАНДИДАТОВ; ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫМИ РЕСУРСАМИ; КОРРУПЦИЯ НА ВЫБОРАХ И НЕЗАКОННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ, АДАПТИРОВАННЫЕ К ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ; СЛАБО РЕГУЛИРУЕМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТРЕТЬИХ СТОРОН И ОНЛАЙН-КАМПАНИИ; А ТАКЖЕ УСТОЙЧИВАЯ МОДЕЛЬ СКООРДИНИРОВАННОЙ ДЕЗИНФОРМАЦИИ И ИНОСТРАННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА. НЕСКОЛЬКО ПРИНЯТЫХ С ОПОЗДАНИЕМ РЕШЕНИЙ, ВЛИЯЮЩИХ НА ДОСТУП К ВЫБОРАМ (В ЧАСТНОСТИ, ДЛЯ ИЗБИРАТЕЛЕЙ С ЛЕВОГО БЕРЕГА ДНЕСТРА И ПРИ СНЯТИИ С РЕГИСТРАЦИИ КАНДИДАТОВ), ВЫЗВАЛИ ОБОСНОВАННЫЕ ОПАСЕНИЯ ПО ПОВОДУ СОРАЗМЕРНОСТИ, ПРОЗРАЧНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ СРЕДСТВ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ДО ДНЯ ВЫБОРОВ. ЭТИ НЕДОСТАТКИ ПОДРЫВАЮТ РАВНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ КАНДИДАТОВ И ДОВЕРИЕ ГРАЖДАН К ТОМУ, ЧТО ВЫБОРЫ БУДУТ ПОЛНОСТЬЮ СВОБОДНЫМИ И СПРАВЕДЛИВЫМИ.

132. Тем не менее важные позитивные шаги заслуживают признания. Парламент расширил правовые инструменты для борьбы с подкупом избирателей и непрозрачным финансированием; Центральная избирательная комиссия усилила контроль и повысила прозрачность; заметно улучшилась готовность к кибератакам и кризисным коммуникациям; а меры по обеспечению инклюзивности для диаспоры расширились за счёт увеличения количества избирательных участков за пределами страны примерно на 30 % и введения голосования по почте в нескольких странах. Эти достижения помогли сдержать попытки манипулирования и поддержали доверие избирателей, даже несмотря на то, что в 2025 году их эффективность была ограничена из-за позднего срока проведения и неравномерного правоприменения.

133. Результаты выборов подтверждают, что общество отдает предпочтение европейскому курсу Молдовы, но это не карт-бланш. Многие граждане голосовали за стабильность и мир, верховенство закона и более эффективное управление, а не за какую-то одну партию как таковую. Это создает как возможности, так и обязательства. Новое парламентское большинство должно использовать эту возможность для расширения демократического пространства, а не для его сужения: способствовать подлинной политической конкуренции, избегать чрезмерной централизации и создавать условия для появления альтернативных реформаторских сил со схожими стратегическими и экономическими целями, которые могли бы конкурировать на программной основе. В конечном счёте политика, основанная на разделении на два лагеря, недолговечна. Для демократической консолидации необходимо снизить поляризацию, укрепить плюрализм и добиться ощутимых социально-экономических результатов благодаря реформам в сфере добросовестности.

134. Этот результат для проевропейской партии «Действие и солидарность» — больше, чем внутренняя победа. Это геополитическая веха для Восточной Европы. Молдова, которую часто называют беднейшим государством на континенте, и которая находится в неспокойном регионе, показала, что небольшое государство может построить демократию, достаточно устойчивую, чтобы защитить результаты голосования, сохранить политическую стабильность и придерживаться европейского курса.

135. Этот четкий проевропейский мандат открывает редкую возможность для углубления сотрудничества, ускорения реформ и повышения институциональной устойчивости. Необходимы быстрые и заметные действия по реформированию системы правосудия и государственного управления, борьбе с коррупцией и социально-экономической модернизации, а также целевое финансирование перед вступлением в ЕС, программы развития инфраструктуры и улучшения услуг, которые будут ощутимы для граждан. Промедление может подорвать доверие как к правительству, так и к европейскому проекту, а также свести на нет мандат, который только что получили избиратели.

136. В свете вышесказанного делегация ПАСЕ предлагает соответствующим органам Республики Молдова и её европейским партнёрам рассмотреть вышеуказанные вопросы, в частности:

137. Демократическая консолидация и плюрализм:
• обеспечить плюрализм и равное участие, в том числе для избирателей с левого берега Днестра; снизить уровень поляризации с помощью регулярных дебатов лидеров и программных (а не только геополитических) кампаний;
• поощрять появление альтернативных, настроенных на реформы проевропейских партий, чтобы расширить демократический выбор и снизить уровень долгосрочной поляризации;
• использовать информацию о евроинтеграции для информирования и вовлечения всех регионов, включая Приднестровье.
138. Честность и подотчётность на выборах:
• проводить оперативные, достоверные и прозрачные расследования всех нарушений и предполагаемых манипуляций с голосами. Продолжать наращивать потенциал сотрудников избирательных комиссий и правоохранительных органов в борьбе с коррупцией на выборах и повышать осведомлённость избирателей о запрещённых действиях;
• обеспечивать соблюдение существующих запретов на неправомерное использование административных ресурсов; выпускать рекомендации и применять сдерживающие санкции;
• обеспечивать «дивиденды честности»: видимый прогресс в реформе правосудия, расследовании случаев коррупции на высоком уровне, возвращении активов и предоставлении услуг с публичными ежеквартальными отчётами.
139. Правовая основа:
• восстановить правовую определенность: не вносить существенных изменений в избирательное законодательство в течение 12 месяцев после общенационального голосования; в экстренных случаях консультироваться с Венецианской комиссией/БДИПЧ и заручаться поддержкой всех партий;
• уточнить оставшиеся пробелы (например, точность списков избирателей; право голоса лиц с интеллектуальными/психосоциальными нарушениями, лишенных этого права судом);
• закрепить, что использование административного ресурса запрещено для всех должностных лиц, а не только для кандидатов; четко разграничить государственные коммуникации и партийную агитацию.

140. Организация выборов:
• гарантировать честную конкуренцию: установить узкие критерии исключительного использования для снятия с регистрации партии / списка; обеспечить своевременные и эффективные средства правовой защиты.;
• заблаговременно объявляйте количество и расположение избирательных участков и порядок распределения бюллетеней – внутри страны, для диаспоры и на левом берегу – вместе с используемыми критериями и любыми особыми мнениями, чтобы избежать путаницы.;
• разрешать споры о регистрации и апелляции до начала кампании; определять комиссии по ускоренной работе и четкие внутренние сроки выполнения.;
• обеспечить ЦИК надлежащими ресурсами для финансового надзора и предотвращения нецелевого использования государственных ресурсов.;
• улучшить голосование за пределами страны: расширить голосование по почте там, где спрос высок и соблюдаются условия безопасности; установить четкие критерии для открытия участков и применять двухдневное голосование там, где спрос высок и невозможно открыть больше избирательных участков.

141. СМИ и онлайн-среда:
• обеспечить сбалансированный доступ и редакционную независимость, особенно на государственных телеканалах;
• бороться с разжиганием ненависти, сексизмом и ксенофобским контентом; сочетать правоприменение с гарантиями свободы слова;
• повысить прозрачность и подотчётность в интернете (библиотеки политической рекламы, раскрытие информации), одновременно продвигая программы медиаграмотности.

142. Финансирование кампании:
• повысить прозрачность и обеспечить равное отношение: регулировать расходы до начала кампании и расходы третьих лиц; требовать раскрытия информации о цифровой рекламе и партнерстве с инфлюенсерами в режиме, близком к реальному времени;
• по возможности упростить отчетность без ущерба для отслеживаемости; стандартизировать оценку натуральной и волонтерской работы;
• ввести штрафы за нецелевое использование административных ресурсов и незаконное финансирование.

143. Инклюзивность и доступность:
• обеспечить физическую доступность всех избирательных участков и профинансировать минимальные изменения; улучшить условия для пожилых избирателей и людей с ограниченными возможностями;
• обеспечить, чтобы 40-процентная гендерная квота приводила к справедливым результатам, приняв правило «молнии» (чередование женщин и мужчин в списках) или установив минимальный паритет в верхних позициях, которые можно занять (например, 40–50 % женщин на первых 10–20 позициях, а не только в общем зачёте. Ввести бонусы для партий, добившихся избрания более 40 % женщин;
• гарантировать эффективный, недискриминационный доступ к голосованию для жителей левого берега Днестра, заблаговременно опубликовав информацию о количестве и расположении избирательных участков и распределении бюллетеней; не допускать переноса участков накануне голосования; обеспечить достаточное количество персонала и материалов; предоставить чёткие, законные схемы проезда и информацию для избирателей; применять любые меры безопасности соразмерно и прозрачно.

144. Иностранное вмешательство и гибридные угрозы:
• учредить внепартийную функцию STRATCOM для объединения данных об угрозах и координации кризисных коммуникаций; публиковать периодические обзоры угроз;
• отдавать приоритет расследованиям случаев подкупа избирателей, незаконного финансирования и скоординированных онлайн-манипуляций; применять меры предосторожности в отношении участников предвыборной гонки только в крайнем случае, с публичным обоснованием и незамедлительным судебным пересмотром;
• четко информировать о мерах противодействия вмешательству (при этом защищая источники/методы); отслеживать попытки расколоть диаспору и отвечать фактами.

145. ЕС и международные партнёры:
• запускайте видимые проекты с прозрачными этапами (муниципальные услуги, модернизация энергетики, цифровые общественные блага) и сообщайте о прогрессе совместно с местными властями.;
• поддерживать независимые СМИ (в том числе на русском языке); согласовывать с основными платформами конкретные для Молдовы механизмы быстрого удаления, прозрачности политической рекламы и доступа к данным для исследователей;
• финансируйте возможности ЦИК по аудиту, кибермониторингу в период выборов и трансграничному сотрудничеству в борьбе с отмыванием денег / финансовой разведкой для отслеживания средств влияния и расходов третьих сторон;
• последовательно выдвигайте условия в отношении верховенства закона и свободы СМИ; сочетайте санкции / атрибуцию с четкими доказательствами, чтобы избежать восприятия предвзятости.

146. Ассамблея призывает власти Молдовы проявить устойчивую политическую волю для устранения выявленных недостатков и готова оказать содействие в выполнении этих рекомендаций для укрепления демократических практик и общественного доверия. Укрепление демократических практик и обеспечение честности избирательных процессов являются важнейшими шагами на пути к консолидации демократии и укреплению общественного доверия к институтам страны.
https://pace.coe.int/en/files/35722/html

IX.A.
ПРИВЕДУ ПРИМЕРЫ НАРУШЕНИЙ РАЗНОГО РОДА. ОППОЗИЦИЯ МНОГО ПИСАЛА О НАРУШЕНИЯХ СО СТОРОНЫ ВЛАСТИ, КОТОРЫЕ, БЕЗУСЛОВНО, ИМЕЛИ МЕСТО. НО ПРИ ЭТОМ ПО ВПОЛНЕ ПОНЯТНЫМ ПРИЧИНАМ ЗАБЫВАЯ УПОМЯНУТЬ НАРУШЕНИЯ НЕ СО СТОРОНЫ ВЛАСТЕЙ – СО СТОРОНЫ ОППОЗИЦИИ И ПРОЧИХ.

ПРИМЕР 1.В качестве примера МАНИПУЛЯЦИИ укажу на то, оппозиционные партии обещали в случае своей победы поставки дешевого российского газа, раздували опасения относительно втягивания страны в российско-украинскую войну и утверждали, что вступление в Евросоюз приведет к легализации однополых браков].

ПРИМЕР 2. Еще один пример другого рода нарушений: По данным ГЕРМАНСКОГО ФОНДА МАРШАЛЛА, партию «Действие и солидарность» критиковали за ограничение возможностей других проевропейских партий.

ФОНД КАРНЕГИ ЗА МЕЖДУНАРОДНЫЙ МИР утверждал, что ярлык «пророссийский» всё чаще использовался против оппозиции во время проправительственной мобилизации перед выборами 2025 года, и заявлял, что « финансируемое Западом гражданское общество» всё чаще становилось инструментом в руках правительства.

Хотя опрос МЕЖДУНАРОДНОГО ИНСТИТУТА ПРЕССЫ, проведённый среди представителей молдавских СМИ, показал, что больше всего их беспокоит российская дезинформация и пропаганда, некоторые респонденты также выразили обеспокоенность по поводу самоцензуры в изданиях, редакционная политика которых близка к позиции правительства в отношении европейской интеграции и российского вторжения в Украину. Сообщается, что между некоторыми из этих изданий и правительством существует «своего рода симбиоз» - ].

ПРИМЕР 3. Премьер-министр Дорин Речан сообщил, что масштабная кибератака была направлена на инфраструктуру, связанную с избирательным процессом в Молдове, и что около 4000 веб-сайтов были недоступны. Он заявил, что все атаки были обнаружены и нейтрализованы в режиме реального времени и не повлияли на избирательный процесс. В ночь перед выборами правительственные сайты Молдовы подверглись более чем 14 миллионам попыток входа в систему.

Сообщалось об организованном вывозе избирателей, что является нарушением молдавского законодательства. Вывозы осуществлялись в Москву и Беларусь и в Приднестровье (в подконтрольную правительству Молдову).

Кроме того, поступали ложные сообщения об угрозах взрыва на нескольких избирательных участках в диаспоре и в Молдове, которые молдавские власти осудили как часть нападения России на избирательный процесс в Молдове. На избирательном участке в Яссах, Румыния, человек применил слезоточивый газ; никто не пострадал, и человек был увезен сотрудниками правоохранительных органов.[
Президент Санду заявила, что были зафиксированы случаи так называемой "карусели", поскольку предпринимались попытки вынести чистые бюллетени с избирательных участков. станции, чтобы позже повторно ввести их с уже нанесенным штампом.
Несколько случаев обнаружения взрывчатых веществ также привели к срыву голосования на избирательных участках для жителей Приднестровья. В Кишинёве были задержаны трое человек, у которых были обнаружены легковоспламеняющиеся материалы. Они подозреваются в планировании беспорядков в день выборов. 


ПРИМЕР 4. Создатель Telegram Павел Дуров 28 сентября сообщил, что французские спецслужбы через посредников попросили его помочь правительству Молдавии цензурировать ряд Telegram-каналов в преддверии выборов. По словам Дурова, некоторые запросы его команда частично удовлетворила, отклонив правку тех, которые не нарушали правил платформы. По словам Дурова, единственным, что объединяло площадки, было то, что на них звучали «политические позиции, не устраивающие французское и молдавское правительства» -

И Т.Д.


IX.B.В КАЧЕСТВЕ ДОПОЛНЕНИЯ ПЕРЕЧИСЛЮ, КАКИЕ СТАТЬИ КОНСТИТУЦИИ РМ БЫЛИ НАРУШЕНЫ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ВЛАСТЬЮ


В последние месяцы были закрыты огромное количество TV-каналов, сайтов, СМИ, а, значит, выборы нельзя в полной мере назвать свободными. А без свободы слова нет полноценной либеральной, плюралистической, правовой демократии, и разумеется – свободных и подлинно плюралистических выборов.

Тем самым были нарушены статьи 32 и 34 нашей Конституции –
СТ. 32. СВОБОДА МНЕНИЙ И ВЫРАЖЕНИЯ (Свобода мнений и выражения (1) Каждому гражданину гарантируется свобода мысли, мнений, а также свобода публичного выражения посредством слова, изображения или иными возможными способами. (2) Свобода выражения не должна наносить ущерб чести, достоинству или праву другого лица иметь собственные взгляды. (3) Запрещаются и наказываются законом оспаривание и опорочивание государства и народа, призывы к агрессивной войне, национальной, расовой или религиозной розни, подстрекательство к дискриминации, территориальному сепаратизму, общественному насилию, а также другие действия, посягающие на конституционный режим) и
СТ. 34 ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ (Право на информацию (1) Право лица на доступ к любой информации, касающейся общественных дел, не может быть ограничено. (2) Власти в соответствии со своей компетенцией обязаны обеспечивать достоверное информирование граждан об общественных делах и по вопросам личного характера. (3) Право на информацию не должно наносить ущерб мерам, направленным на защиту граждан, или национальной безопасности. (4) Средства массовой информации, как государственные, так и частные, обязаны обеспечивать достоверное информирование общественности. (5) Средства массовой информации не подвергаются цензуре), - ЧТО СТАВИЛА ЭЛЕКТОРАЛЬНЫХ КОНКУРЕНТОВ В НЕРАВНЫЕ УСЛОВИЯ.


ОДНОЗНАЧНО, - НЕ ВПОЛНЕ ЧЕСТНЫЕ И СПРАВЕДЛИВЫЕ, ИБО БЫЛИ ИСКУССТВЕННЫ СОЗДАНЫ ПРЕПЯТСТВИЯ (в России и Приднестровье) ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ВСЕМИ ГРАЖДАНАМИ РМ СВОИХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ, тем самым были нарушены:
Статья 38 ПРАВО ИЗБИРАТЬ И БЫТЬ ИЗБРАННЫМ (Право избирать и быть избранным (1) Воля народа является основой государственной власти. Эта воля находит выражение в свободных выборах, проводимых периодически на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном и свободном голосовании.
 (3) Право быть избранным гарантируется гражданам Республики Молдова, имеющим право избирать, в соответствии с законом)

И Статья 39 ПРАВО НА УПРАВЛЕНИЕ – (Право на управление (1) Граждане Республики Молдова имеют право на участие в управлении общественными делами как непосредственно, так и через своих представителей).


Статья 54 ОГРАНИЧЕНИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВ ИЛИ СВОБОД (Ограничение осуществления прав или свобод (1) В Республике Молдова не могут быть приняты законы, запрещающие или умаляющие права и основные свободы человека и гражданина. (2) Осуществление прав и свобод не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом, соответствуют общепризнанным нормам международного права и необходимы в интересах национальной безопасности, территориальной целостности, экономического благосостояния страны, общественного порядка, в целях предотвращения массовых беспорядков и преступлений, защиты прав, свобод и достоинства других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия. (3) Положения части (2) не допускают ограничения прав, провозглашенных в статьях 20-24. (4) Ограничение должно соответствовать обстоятельству, вызвавшему его, и не может затрагивать существование права или свободы).





ВСЕ НАРУШЕНИЯ, КОТОРЫЕ БЫЛИ ВЫЯВЛЕНЫ В ХОДЕ ВЫБОРОВ - запрещенная в день выборов незаконная агитация, подкуп избирателей, организованный подвоз голосующих к участкам, отказ наблюдателям в доступе на ряд избирательных участков в ФРГ, Испании, Румынии и Франции, неточности в избирательных списках, выявленный вброс на одном участке – НЕ НОСИЛИ МАССОВОГО ХАРАКТЕРА И НЕ МОГЛИ СУЩЕСТВЕННО ИСКАЗИТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫБОРЫ


P.S.
- И. Додон, И. Шор и прочие давно морочат голову Кремлю о ситуацию в РМ......А между тем Молдова - ОТРЕЗАННЫЙ ЛОМОТЬ ДЛЯ РОССИИ, и она неотвратимо, пусть и зигзагообразно, движется в ЕС.

Благодарить за это надо в конечном счете В.Н. Воронина, который в последний момент в ноябре 2003 года отверг Меморандум Козака...

ПОСЛЕ ЭТОГО ТОЧКА БИФУРКАЦИИ БЫЛА ПРОЙДЕНА...

 - И еще одно, я давным-давно предлагал лишить права на участие в выборах тех из диаспоры, которые имеет второй паспорт и постоянно, более 5 лет живут вне Молдовы. Это мог сделать В. Воронин. Мог попытаться сделать И. Додон, хотя, наверняка, КС признал бы этот закон неконституционным. Но ни один, ни второй даже не пытались это сделать. Поэтому победу ПАС выковали также Воронин и Додон, которые дальше своего носа ничего не видят, а Додон, к тому же - любитель наступать многократно на одни и те же грабли. Это у него такое хобби.




 - Повторю еще раз. КОСВЕННОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО отсутствия массовых фальсификаций (про отдельные случаи речи нет) на зарубежных участках состоит в том, что явка на парламентских выборах 2025 г. оказалась примерно на 50 тысяч хуже результатов второго тура президентских выборов 2024 г. (соответственно 276,8 тысяч  и 327 851)

Если были бы массовые фальсификации, то представители PAS на избирательных участках, в Посольствах и Консульствах постарались бы не только приблизиться к результатам 2024 г., но и повторить прошлогодний выход во втором туре на президентских выборах.

Та же картина и по числу проголосовавших за PAS и за М.Санду – спад тоже примерно на 50 тысяч (218,5 тысяч против 271843).


Аналогичная картина по явке и результатам голосования за PAS и за
М. Санду внутри страны.

Падение по явке – примерно 70 тысяч (соответственно 1 300 759 и 1 352 759)

Спад по результату – 84 тысяч (соответственно 574 тысяч и 658 тысяч)


РЕЗЮМЕ. Я – НЕАНГАЖИРОВАННЫЙ ПОЛИТОЛОГ, А НЕ ПРОПАГАНДИСТ ТОЙ ИЛИ ИНОЙ ПАРТИИ, ТЕМ БОЛЕЕ НЕ ПРОПЛАЧЕННЫЙ ПРОПАГАНДОН.
Как политолог я не за левых, правых, или центристов, не за государственников или румыноунионистов, не за сторонников западной геополитической ориентации или восточной и т.д., а за КОНКРЕТНО-ИСТОРИЧЕСКУЮ ПРАВДУ. 
Я провел свой анализ прошедших парламентских выборов, опираясь на числа и логику, и показал, что несмотря на все выявленные разнообразные нарушения и манипуляции со стороны власти и оппозиции, ОНИ СУЩЕСТВЕННО НЕ ИСКАЗИЛИ РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫБОРОВ И  ЗА PAS ПРОГОЛОСОВАЛО БОЛЬШЕ ГРАЖДАН МОЛДОВЫ, ЧЕМ ЗА ОППОЗИЦИОННЫЕ ПАРТИИ ВМЕСТЕ ВЗЯТЫХ.
ТАК ЧТО РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫБОРОВ НЕ БЫЛИ СФАЛЬСИФИЦИРОВАНЫ, ПОБЕДА PAS ЗАКОНОМЕРНА!

7 ноября 2025 г.





 





















 















 



















      














 


Рецензии