Казанский мини-футбол моими глазами
Начало. Школа номер 11
- «Ты помнишь, как все начиналось». Да, ни хрена не помню! – «Все было впервые и вновь», - не унимался певец-повар-дайвер. Ну, это бабушка надвое сказала. Вон, Паша Федорченко говорит, что не впервые все было, и не вновь. «Коллега», - говорит, - «твой, Валера Нугманов, проводил до меня турниры по мини-футболу». Я недоумеваю. Как он мог чего-то там проводить, когда мини-футбола, как такового, в природе не существовало? Первый чемпионат мира по мини-футболу состоялся в 1989 году, это я как раз помню. Я читал об нем в «Футбол-Хоккее». Первый НАШ турнир прошел в 1990 году. Кубок на призы Центрального стадиона. С какого перепугу Нугманов что-то мог организовывать раньше наших соревнований? Хотя «что-то» он, конечно, мог провести, в этом я убедился, сыграв в девяностые годы на одном из его турниров. Ну, как провести… Хреновенько. Это же Нугманов!
А мы до старта в 1990 году на первом мини-футбольном турнире, играли себе в дворовой компании во дворе же средней школы номер 11 по улице Островского. Ну, это напротив бывшего городского ГАИ. Сейчас там и ГАИ уже нет давным-давно, и школу в прошлом году снесли, к чертям собачьим, вместе с ее двором. КОЗЛЫ! Мою школу снесли…
А компания у нас была разномастная. Эдик Олонов, ныне заместитель министра – начальник управления нормирования в области охраны окружающей среды РФ, Председатель комиссии по развитию водного поло в региональных отделениях ФВПР; мастер спорта. Вовчик Власов, шахматный тренер, первый наставник Тамары Чистяковой, как утверждает интернет, четырехкратной чемпионки Европы и мира среди юных шахматисток. Серега Бережнев, начальник управления организации расчетов ЗАО «Татгазинвест», Марат Кашбиев, подполковник внутренней службы, начальник отдела финансового обеспечения УФМС России по Республике Татарстан, Шамиль, Ильдар, Гришка Дьяков, я, тогда еще молодой, и, трудно в это поверить, худой и волосатый. Простите, кого не вспомнил в числе завсегдатаев наших мини-футбольных, как потом выяснилось сражений. А тогда мы наше времяпровождение называли бесцеремонно – «футбольчик».
Кто первый прочитал о том, что в Казани будет турнир? По телевизору услышал? Сороку поймал, которая на хвосте несла эту новость? Макаревич спрашивает – «Ты помнишь?» Нет, не помню.
Зато помню, как сыграла команда «Кино», как ее называл ее я, фанат этой группы и Виктора Цоя, который и собрал команду на участие в турнире. Все три матча в группе проиграли, две с минимальным счетом, одну «минус 11». И больше не заявлялись. Нас так обыгрывают, а мы еще деньги за это плати…Мы же, не дураки.
Продолжение. КГУ
Я к тому времени начал играть в мини-футбольных соревнованиях чемпионата КГУ. Два курса не играл, 1990 и 1991 годов, вообще не знал о существовании подобного чемпионата. Нет, я попробовал себя в футбольной секции КГУ еще на первом курсе, но меня не выбрали. Тренер в очках, разбил нас на команды, посмотрел в действии, назвал номера людей, которые остаются в команде, и становятся кандидатами в сборную КГУ. Меня не назвал. Годы спустя, Олег Юрьевич Флегонтов (а это был именно он, в будущем начальник ФК «Рубин», ныне спортивный директор ФНЛ, футбольной национальной лиги) говорил мне, - «Джаудат, ну, если бы я знал, что у меня в группе есть такой фанат футбола, как ты, конечно, я тебя бы взял в команду…» Хотя я играл хреновенько, а потому сразу сориентировал себя на роль вратаря. Раз не умеешь играть сам, не мешайся, стой в воротах! Кстати, не мешало бы многим нынешним любителям, либо при высоких должностях, либо с большими деньгами, также учесть мой опыт, и ограничивать время своего нахождения на площадке. Не мешать…
Раз меня не брали в сборную, пришлось набирать команду самому. На третьем курсе КГУ, первый раз собрал сборную факультета журналистики. Ну, как уж сборную, сплошные подставы. «Ты помнишь», - интересуется Макаревич. Даже близко не могу припомнить, из кого я тогда собрал команду? Мало того, что они в футбол играть не умели, так еще и туповаты были. Когда я по тихому попросил одного, не давать бить мне издалека, потому, что зрение у меня было минус пять, а линз тогда еще не носил, он на весь спортзал КСК КГУ УНИКС как заорал, – «Ребята, у нас вратарь слепой. Не даем бить издалека». Заорать заорал, а вот бить потом не препятствовал.
Своих я тогда не запомнил, а вот противников, в принципе, припоминаю. Несколько человек играло за Физфак, тогда один из лидирующих в плане футбола факультетов КГУ. Ну, как лидирующих, был там один футболист Вася, а остальные тоже подставы – нынешний тренер КГ(Ф)У по мини-футболу Влад Лихачев, тележурналист Тимур Бикмурзин, и так далее. Васю я запомнил еще по стройотряду в Молдавии, где мы были в одном отряде, вместе, кстати, с Маратом Загидулловым, будущим главой исполкома Казани, собирали овощи на местных грядках. Ну, как собирали, я, Марат, и остальные, собирали, а Вася с корешами пил безбожно. Хотя это отдельная история.
Я, кстати, на том чемпионате КГУ сам впервые попробовал себя в роли подставного. Команда экономфака, абсолютно мертвая на тот момент, проиграла тем же физикам – 1:20, и, каким-то образом, пригласила меня встать на ворота их команды. Следующий матч Мехмату мы проиграли – 1:13, и новые партнеры по команде очень хвалили меня в раздевалке. Был среди них и один негр, может быть, первый легионер новой России?! Играть он не умел, но как только я отбивал мяч, прямо по ходу игры останавливался, начинал хлопать в ладоши, и кричать «Браво!». Ей Богу, не вру! Познакомился я тогда с Сашей Егоровым. Он играл за факультет филологии. Ну, как играл, какие у филологов футболисты, мучился. Договорились мы выступать в одной команде, я, Зуфар Хамадрахимов из моей группы, (называю группу 1391 своей, так как на тот момент стал не только старостой группы, но и спорторгом всего факультета), Саша, Марат Минсафин, из филологов. Кто стал пятым в команде, Андрей Владимирович, даже не спрашивайте. Правда, опыт знакомства на футбольной площадке с Сашей был не из самых приятных. Сошлись мы, я и моя подставная команда экономистов в дерби за девятое, предпоследнее место чемпионата КГУ с вечными аутсайдерами, с химфака. Мы вели в один гол, мяч ушел в аут. Саша показал, что вводить его должны были экономисты, а ввели химики и забили гол. Который Егоров не отменил. – «Я же не Масгут Махмутович», - обосновал свое странное решение Саша, намекая на главного судью соревнований Масгута Махмутовича Сафина. Кстати, насчет первого легионера, я, возможно, погорячился. Одним из лидеров чемпионата КГУ была команда Мехмата, сборная мира. Армянин Айвазян, грузин Батнидзе, иорданец Насер, русский Лихачев… Кто был пятым, «ты помнишь?» Господин Макаревич, я вас умоляю….А с Масгутом Махмутовичем нас разлучила только его смерть.
Ваш Джаудат АБДУЛЛИН (продолжение следует)
Свидетельство о публикации №225120802193