Симбирск, как много в этом слове. Ч. 2. Легенды

(Продолжение. Начало здесь: Симбирск, как много в этом слове. Ч.1. Введение)
В свое время официальными историками, не только в советское время, а даже еще в 19 веке, с понятной целью удревления истории России применительно к существующим крупным городам Поволжья была придумана легенда о строительстве серии деревянных крепостей в каждом из них. Скорее даже не о строительстве, а о намерении такого строительства.

Естественно,  никаких письменных документов, подтверждающих эту строительную индустрию,  ныне не существует.
Подозреваю, что и строительства не было!
Да и сами крепости не могли бы сохраниться по понятным причинам – за 300 – 400 лет вполне могли сгнить  или сгореть. Как и вся документация, им посвященная.
К радости историков, придумавших эти мифы!
Самара и Симбирск не исключение.

Но обращают на себя внимание следующие факты.
Обоснование историками необходимости строительства Самарской и Симбирской крепостей практически совпадает.
Конечно, можно признать, что ничего удивительного здесь нет, если не обращать внимания на указания о времени строительства.
Строительство Самарской крепости относят к 1586 году, а Симбирской – к 1648 году. Это надо понимать как неизменность, скажем, по-современному, общественно – политической ситуации на Средней Волге в течение, по меньшей мере, 60 лет.

Может ли такое быть?
Думаю, ответ понятен. Действительно, после строительства Самарской крепости военно–политическая ситуация, послужившая основанием строительства, должна была бы в корне измениться и в ближайших регионах!

И в том и другом случае поражает скорость строительства крепостного сооружения. В Самаре это 2 месяца, а в Симбирске – 6 месяцев.
При близких объемах строительных работ строительная индустрия того времени за 60 лет надо считать пришла в упадок или служивый люд изрядно обленился!
Надо же, Симбирская крепость строилась в 3 раза дольше Самарской!

Ведь в обоих случаях все работы велись вручную, без применения машин и механизмов! Скорее всего, группы историков, которые придумывали мифы о строительстве Самарской и Симбирской крепостей между собой не вступали в контакт.
Это очевидно, поскольку миф о строительстве Симбирской крепости создавался в конце 19 века к придуманной круглой дате 250-летия, которое тогдашняя городская власть Симбирска пышно отпраздновала в 1898 году. А миф о Самарской крепости, якобы построенной на 62 года раньше, родился в позднее советское время, надо думать, с оглядкой на легенду о строительстве Симбирской крепости.

Любые исторические мифы возникают  в расчете исключительно на современников и рождаются современниками, когда в них возникает утилитарная потребность. Что мы и видим в историях о строительстве деревянных крепостей.
Крепостей, которые не в состоянии обеспечить решение задач, служивших, по мнению историков, обоснованием необходимости их строительства, замечу, весьма трудоемкого и затратного не только по тем временам!

Более того, были назначены, исключительно в исторической науке, якобы основатели этих крепостей, хотя по современным понятиям их правильнее называть смотрящими.
В Самаре смотрящим был назначен алатырьский воевода Засекин
(Для сведения, от Алатыря до Самары 420 км или пара недель пути в ту эпоху. Лично проверял ездой за рулем по хорошей асфальтированной дороге, которой, разумеется в ту эпоху не существовало. Не наездишься. – ВС), а в Симбирске – некто Богдан Хитрово.

А теперь сопоставим даты путешествия А.Олеария (август 1636 года), посетившего уже существующее поселение,  и официальную дату основания города Симбирска, а может правильнее – городища, боярином Б.М. Хитрово (1648 год).

Боярин, в то время так называли государственных чиновников, пришел на все готовенькое.
Все уже работало и крутилось. В чем же состояла его деятельность?
Вполне возможно он просто назвал царю, своего рода отчет о проделанной работе,  о заборе, ограничивающем жилые и служебные строения, превратив существующее поселение в городище, ничего в его инфраструктуре не меняя. А если что-то и менял, то должны были бы остаться и документы этого!

Прошу предъявить!
Что, их нет?
Значит, ничего не основал! Вся  эта легенда  придумана исключительно для ежегодного празднования «Дня города»!
Тоже неплохо!

Но мы - то люди тертые и помним, а нас в этом стараются убедить историки, что согласно официальной истории Симбирска, он якобы был основан этим человеком, боярином Богданом Матвеевичем Хитрово в 1648 году.
Даже памятник ему сварганили. Да не простой.
Ниже я попытаюсь расшифровать, что скрывается за скупыми строчками биографии Б.М.Хитрово!

Что же это означает - основание города?
И откуда взялось его название, надо полагать достаточно древнее, происхождение которого мы и пытаемся разгадать?
Он что, разработал план города?
Вложил свои средства в капитальное строительство, как сейчас говорят, в инфраструктуру?
Привлек людей для развития поселения?
Врачей, медсестер, педагогов, строителей, транспортников, энергетиков?
В смысле обеспечил их дешевыми кредитами, подъемными, стройматериалами, помощью в возведении жилья?
А может не создания, а развития уже существующего, строительства предприятий, создания новых рабочих мест?
А если он этого не сделал, то в чем заключалась его роль, описываемая словосочетанием «основание города»?
Исходя из современных понятий, возможно, ему просто было разрешено кормление с этого поселения и не более того!

Т.е. за его труды (какие?) в качестве материальной компенсации был разрешен сбор податей, от которых он имел право отщипывать долюшку! А то, чего захотели – вообще не платить податей!
Вот в это точно можно поверить!
Ведь  в то время отсутствовали безналичные банковские переводы. Наличные деньги и материальные ценности практически бесконтрольно стекались в карманы ответственных лиц!

Разумеется, мне можно возразить, что он был назначен царем лицом, ответственным за строительство крепости. Мол, не построишь к назначенному сроку – башку снесу!
Но тогда бы этот боярин не вылезал со стройки и ежедневно подводил бы итоги рабочего дня и проводил бы ежедневные утренние оперативки с планами на день!
Жить то хочется!
А вместо этого он катался (катался ли?)  между удаленными друг от друга на значительные по тем временам расстояния, строительными объектами, опять же, если признать, что таковые существовали, не решая оперативно никаких проблем, которые, как мы знаем, неизбежно возникают абсолютно при любом строительстве!

Цитата из Википедии:
«Царским указом от 10 февраля 1648 года ему было предписано продолжить строительство Синбирского участка Черты
В течение весны и лета 1648 года он руководил постройкой города-крепости Синбирск, расположенного на высоком берегу Волги, что позволяло контролировать передвижение судов по реке, а также перемещения кочевников.
Внутри крепости была построена Троицкая церковь, дом воеводы, таможня и ряд других построек.
Помимо этого, в 1646—1648 годах усилиями Б. М. Хитрово (ВС - Интересно, какими именно?) были укреплены уже существовавшие крепости: Керенск (Вадинск), Верхний и Нижний Ломов, Атемар, Саранск».

Немного комментариев к этому абзацу.
Не правда ли, интересно, сохранился ли этот документ – царский указ от 10 февраля 1648 года. Я не сумел его обнаружить в интернете. Тогда откуда же автор текста в Вики о нем узнал? Придумал сам?

Он, Б.Хитрово, якобы, руководил строительством  всего – то не более 6 месяцев!
И обратим особое внимание на упоминание высокого берега.
Это, наряду со стоимостью доставки леса для строительства сплавом по реке, существенно удорожает логистику строительства за счет подъема доставляемых по реке стройматериалов на гору.
Ау, историки, как там было с состоянием дорог?
Интересно, откуда был доставлен строительный материал, в каком количестве, по каким дорогам и каким транспортом? Какими силами,  людскими ресурсами? И все это за 6 месяцев в 1648 году!?

Объяснение необходимости строительства Симбирской крепости было  придумано историками, для обоснования рожденных ими версий об угрозах!
Один в один как про обоснование необходимости строительства Самарской крепости!

Какой, однако, плодовитый многостаночник – строитель этот Б.Ртищев.
Такой Алексей Стаханов средневековья!
Скорее путешественник, ведь между этими поселениями огромные по тем временам расстояния, а хороших дорог не было.

Например, сегодня от Нижнего Ломова Пензенской области до Саранска – столицы республики Мордовия, где якобы были объекты строительства Засечной черты, 160 км по хорошей асфальтированной дороге.
В то время, середина 17 века, для преодоления этого расстояния требовалось не менее 4 - 5 суток пути. Нет не пешком, а в карете, запряженной лошадями.
Т.е. этот парень числился организатором бизнеса, ничего не делая!
Как в старой воинской присказке: «Солдат спит, а служба идет!»

В отличие от описания строительства Самарской крепости, тоже полностью придуманного, здесь о технологии строительства ни слова.
А ведь это важно, так как позволяет оценить масштаб и объем работ, источники и количество строительных материалов, трудоемкость их подготовки и доставки, потребную рабочую силу и пр. И, в конце концов, оценить степень участия смотрящего в этом строительстве.

Но понятно, что если человек руководит строительством пусть даже деревянной крепости, для которой государственная казна выделяет деньги, должны быть сметы, проекты, технология строительства, описание логистики, оценка трудоемкости, включая потребность в материалах и в трудовых ресурсах, накладные или заменяющие их документы, записи, зарплатные ведомости и пр.
Где все это?

При описании строительства Самарской крепости приводятся ее размеры, правда, рознящиеся в разных публикациях, свидетельствующие о несогласованности описаний, придуманных историками, а при описании Симбирской крепости даже этого нет!
А ведь могли бы заявить, что все это сохранилось в Архиве ..., папка №…, лист дела… Но, увы, все погибло в пожарах.
Стандартный прием!

Однако ни в одной из исторических работ об этой информации даже не упоминается.
Что однозначно следует оценивать как придуманную от начала и до конца историю строительства!

Никакой Симбирской крепости не было! Намерения, возможно, были. И нам, читателям, историки продают неосуществившиеся планы. Если таковые существовали!
Но от планов до реальных дел ого – го какое расстояние! Было? Докажите!
И  сохранение названия уже существующего населенного пункта после якобы строительства крепости следует трактовать как отсутствие необходимости  в вышеприведенном обосновании!

Ведь очевидно, что контроль над передвижением судов по Волге – досмотр, обыск на предмет запрещенной литературы, оружия и наркотиков, присутствия на судах арабских террористов – смертников был возможен и без весьма затратного строительства крепости на высокой горе.
И к тому же требует быстроходных средств передвижения по горе и воде!  Затратного,  поскольку естественно все делалось вручную, ведь никаких механизмов и машин тогда не существовало.
А, уж контроль над  передвижением кочевников, непонятно каких, с какой целью и каким образом, вообще из разряда фантастики! Слово «контроль» прозвучало, а что под этим понимается, не объяснено!
И не забываем, что само слово «контроль» в то время не было известно!

Как известно, городом называли крупное поселение с домами, огороженными крепостной стеной. Правда неизвестно, существовало ли в лексиконе населения, да и самого боярина, такое слово.
Судя по Википедии, вся история якобы  с руководством строительством Симбирской крепости и завершения строительства Засечной черты боярином Хитрово, была придумана для его удаления из Москвы под видом продвижения по государственной иерархии.  Вполне возможно из-за ослабления позиций его постаревшего дядюшки – постельничего царя М.Ртищева – интриги царедворцев, да и болезни уже появились.

И через несколько столетий, чтобы пробудить в населении уже почти современного города Симбирска гордость древностью истории города была придумана версия об основании города Б.М.Хитрово. Это позволило в 1898 году впервые торжественно отметить годовщину основания города – 250 – летие!
Фактически это было чествование не столько юбилея города, сколько памяти боярина.
А после 1917 г., естественно, это все было отменено.
Какой там боярин в государстве рабочих и крестьян! Герой истории города, в котором жил вождь рабочих и крестьян!

И когда в 1991 году советская власть, как нас учили – власть рабочих и крестьян, рухнула, о боярине вспомнили! Ленин ведь перестал быть героем!
Вся история с этим боярином очень похожа на помощь в продвижении  по служебной лестнице нынешней Российской Федерации повзрослевших детей крупных чиновников и бизнесменов, близких к высшей власти страны.

Приведу цитату из биографии Богдана Матвеевича Хитрово в электронной библиотеке, которую прокомментирую ниже:
«Из рода Хитрово. Сын дворянина Матвея Елизаровича Хитрово (ум. 1654) и Пелагеи Алексеевны Ртищевой (ум. 1657), племянник постельничего и окольничего Михаила Ртищева. Двоюродный брат Ф. М. Ртищева, одного из приближённейших к царю Алексею Михайловичу людей.

Родился в 1615 году в родовом поместье своего отца в селе Григоровское под Калугой.
Получил прекрасное образование, знал латынь и польский язык, что могло способствовать его стремительной карьере, которая началась в 1633 году, когда он стал комнатным стряпчим во дворце царя Михаила Фёдоровича. С 1636 года он — стольник».

В других описаниях происхождения Богдана Хитрово подчеркивается, что он – сын боярина. Кто такие бояре?
Это самоназвание членов ОПГ, такое же, как говоря современным языком «тамбовские», «малышевские» и пр., издревле захватившей власть в Московсковии и присвоившей все ее богатства, включая и людской потенциал, рабов, пардон - бесправных крепостных.

Через несколько десятилетий, когда из людской памяти стерлись события, сопровождавшие приход к власти членов ОПГ бояр, они стали позиционировать себя банкирами, дипломатами, бизнесменами, госчиновниками, военными, сенаторами, депутатами, иногда пытаясь перегрызть глотку друг другу.
Впрочем, об этом гениальный фильм Никиты Михалкова «Жмурки»! Добавить нечего!

Возвращаюсь к Богдану.
Точнее к словам о его прекрасном образовании и владении латинским и польским языками. Разумеется, часть предложения о прекрасном образовании, которая предвосхищает его назначение комнатным стряпчим в 18 лет, является художественным преувеличением, вызывает сомнение.
Где он мог его получить  в селе Григоровское под Калугой в начале 17-го века?
Интересно было бы узнать!
В европах тогда обучаться было не принято! Да и зачем, когда все можно было решить, будучи и необразованным, но верным ОПГ.
И польский язык, он то для чего был ему нужен?

Что касается языковой подготовки, то и это вызывает сомнение.
Ну, скажите, с чьей помощью и зачем человеку из глубинки изучать латынь, если только он не готовится стать медиком или фармацевтом.
Кто мог его этому научить? Для этого нужно было окончить  университет, где этому научат. А первый в Московии  университет был учрежден Петром Первым значительно позднее!

Напомню, что латиняне, т.е. их потомки, итальянцы, уже сами не знали этот язык.
А про польский язык  и говорить нечего.
Скорее всего, он «дружил» с крепостной девушкой из польских или украинских краев, так же как А.С. Пушкин, учась в Царскосельском лицее, «дружил» с кассиршей передвижного зоопарка Анжеликой Дембинской.  Благодаря чему усвоил несколько слов на польском языке.

Но вопрос, каким же образом, этот боярский отпрыск из глубинки сразу попал в царскую обслугу?
Легко догадаться, если обратиться к паре предыдущих абзацев.
Его мама, Пелагея Ртищева обратилась к родному брату Михаилу Ртищеву, постельничему  царя, своего рода высокопоставленной горничной, стало быть, приближенному к царю. Дополнительными функциями его в этом качестве  было греть своим телом царскую постель и изгонять из нее домашних насекомых – клопов и тараканов.
Увы, в те времена еще не придумали химических средств, для их уничтожения.

Мать написала ему письмо приблизительно в таком духе: «Мол, так и так, посодействуй по-родственному. Мальчишка давно вырос и с утра до ночи бездельничает. Только девок гоняет. Того и гляди появятся внеплановые  внуки.
А в последнее время стал квасить с отцом.
Царскую стипендию всю пропивают. Весь запас рассола истребили с похмелюги. Помоги. Найди ему любую работу во дворце. Ведь ты же так хорошо продвинулся, кровинушка и гордость нашего рода!
Твоя сестра Пелагея».

Что делать, тот взял под козырек.
Стал искать ему самую простую работу, не будучи уверенным, что Богдаша справится и его не подставит!
И нашел!
Стряпчим.
Следить за постельным бельем царя. Будет всегда под контролем!
Стряпчий – это тот, кто следит за сохранностью и чистотой  хранящегося в комнате шмотья. По-нашему, можно сказать, гардеробщица или даже кастелянша.

И Богдан на этом поприще показал недюжинные таланты, как сейчас бы сказали, освоив секреты профессии, раз его повысили в звании и он уже через каких - то три года в 21 год был допущен прислуживать за столом.
Т.е. стал официантом! Вот это рост!

А теперь про его образование. Ясно, что учиться было негде и некогда! Скорее всего, и мозги были не так вставлены! Не до учебы!
После 21 года, когда он был назначен стольником, любое обучение вступало в противоречие с государевой службой. Такой, знаете ли, конфликт интересов!

А далее в его биографии следует как бы пробел  на 10 последующих лет.
Но на самом деле, мы понимаем, что он совершенствовался в этой профессии. Благодаря чему не выпал из обоймы людей, близких к верховной власти.
Поначалу ему было доверено сервировать стол, расстилать скатерть на столе, за которым принимал пищу самодержец, а затем убирать и мыть грязную посуду. Научился разжигать огонь в печи и греть воду.

Потом он неизбежно пошел в гору, преодолев или, правильнее сказать, перешагнув должности, требующие знаний и профессиональной подготовки, связанные с приготовлением пищи для царя – калькулятора, шеф-повара, бухгалтера, диетолога, заведующего производством, сразу заняв пост заведующего царской столовой.
Ведь какая значимая родословная!

Действительно стремительная карьера.
На этом посту он взял на себя закупку продуктов для царского стола и для царских  приближенных, коих вокруг царя толпилось немало, под  2 000 человек, немного подворовывая, а как же иначе. Ну, и взимая откаты с поставщиков продуктов.

И вот, опять, через 10 лет  очередной скачок карьеры.
Пришлось, увы, расстаться с хлебным местом!
Когда царю донесли, что Богдан незаконно кормится со своей должности, не ограничиваясь заработной платой и ни с кем не делясь, царь решил освободить Богдана от обязанностей стольника, сильно не наказывая, чтобы не испортить отношения с М.Ртищевым, по сути, с личным телохранителем, просто удалив из дворца.

Да и видимо подрос кто – то из деток близких к царю государевых чиновников.
В 1646 году Богдан был назначен городовым воеводой в Темников. С глаз долой!
В те годы в Темникове было около несколько десятков дворов. В общем - то немного. Но запись в трудовой книжке такая же, как в крупном населенном пункте! Поди, разберись!
Что это за пост, воевода!
В переводе на современный язык – это военный комендант, или, может быть правильнее, военный комиссар. Своего рода синекура.
Военных там, правда, днем с огнем не было видно! Призывники, медкомиссии, освобождение от призыва  и все такое. Вроде военный, но жизнью не рискуешь.
А зарплата как у тех, кто участвует в боевых действиях, у воинов – интернационалистов или членов частных военных компаний. Мечта, да и только.

Вслед за этим назначением, а может и по совместительству, он назначен и смотрящим за строительством крепостей!  Не бельмеса в этом, т.е. в строительстве, не соображая! Да этого от него и не требовалось.
К теме строительства крепости я еще вернусь

А теперь самое интересное. Касательно имени Богдан нашего героя.
Это первое, на что обращаешь внимание при изучении истории Симбирска.
Понятно, что к теме происхождения топонима, как и все, описанное выше, это не имеет никакого  отношения и является скорее бонусом или даже вкусовой приправой, улучшающей наслаждение исторической пищей.
Так вот об имени Богдан.
Даже сегодня, в современной России, редко удается встретить человека с таким именем, а в 17 веке и подавно!
В Украине да, встречаются.

И первая мысль для меня, человека, несведущего в истории такого замечательного города, и впервые знакомящегося с ней, была, что родители нашего героя были украинцами, или как тогда они назывались, русинами, тем паче Киевская Русь уже была под властью Московсковии.
Для этого пришлось ознакомиться с историями происхождения не только самого Богдана, но и его родителей. Историями, в свою очередь, породившими множество дополнительных вопросов.

Начнем с имени Богдан и его носителя, нашего героя.
То, что он был назначен в 1633 году на должность стряпчего в царском дворце, где на высокой должности состоял его дядя М.Ртищев, указывает на то, что оба принадлежали к одной и той же религиозной конфессии, надо думать, христианской. Впрочем, уверенность в этом отсутствует.

Более того, т.к. Московия в ту пору была одним из регионов, подконтрольных исламской Османской империи, об этом говорит Ст.8 Константинопольского Договора от 3 июля 1700 г., можно, практически в этом не сомневаясь, утверждать, что все члены аристократического сословия Московии не были христианами!

После рождения детей в христианских  семьях их принято крестить. А при крещении им дают имена разнообразных святых, рождение или канонизация которых произошли в этот день или в дни, близкие ко дню крещения.
Список этих святых так и назывался – Святцы.
Но имя Богдан в святцах отсутствовало, да и сейчас отсутствует!
Это имя в странах со славянским населением трактуется как «Богом дан», для мальчика, рожденного обычно в семьях,  долгое время бывших бездетными.

Естественен вывод, что наш герой не был христианином!
На территории, где якобы функционировала  христианская церковь, совпадающей территориально с Московией, употребление этого имени было исключено по причине того, что в святцах присутствовало греческое имя Феодот, калькой с которого является имя Богдан.

Следующим этапом изучения нашего героя являлись попытки отыскать дату его рождения, чтобы понять в честь какого святого он предположительно мог быть наречен, и попытаться разгадать загадку его именования.
Скажем в 2019 году таких канонических Феодотов 15 святых!
Однако таких сведений найти не удалось, как и сведений о дате его крещения.
Отсюда неизбежно следует вопрос: а был ли он крещен? И далее, а принадлежит ли он к христианам?

И естественно, что пришлось обратиться к происхождению его родителей, привлекая для этого в первую очередь электронную библиотеку Википедию.
Понятно, что поскольку статьи в электронную библиотеку пишутся людьми, страницы библиотеки содержат не только сухие документированные сведения, т.е. факты, но и личностную оценку этих фактов, комментарии под видом фактов. Да и отбор таких фактов может быть весьма тенденциозным!
И чего скрывать, содержат и сознательно сделанные ошибки и подмены истинности, под видом фактов.
Поэтому, постараемся отделить оценки фактов от самих фактов.

Еще раз привожу уже цитированное мною предложение:
«…Из рода Хитрово. Сын дворянина Матвея Елизаровича Хитрово (ум. 1654) и Пелагеи Алексеевны Ртищевой (ум. 1657)...».
Что ж, придется ознакомиться с происхождением родителей нашего героя.
Сначала с папашей, отпрыска рода Хитрово. А затем и с мамашей из рода Ртищевых.

Прошу меня простить, что ухожу в сторону от темы, которую хотелось осветить.
Слишком уж много нагорожено официальными историками.
Тем же Н.Карамзиным, татарина из рода Кара Мурзы, который просто придумывал историю.

Будучи писателем, одно из произведений которого понравилось императрице, он по ее поручению, надо думать неплохо оплачиваемому, изобретал исторические факты и их оценку, превратив историю в занимательное чтиво, которым в то время упивался высший свет страны.
Поскольку он творил историю не народа, челяди, а высшего света, якобы сделанного из другого теста! А ведь, действительно из другого этнического теста. Полагаю, что этого вопроса мне придется коснуться ниже.

Настоящие историки вынуждены были сверять свои изыскания с канонизированным детищем Карамзина, опасаясь не столько отлучения от возможности научной деятельности, сколько за сохранность своей жизни. И сведения в Википедии о родителях нашего героя, да и о нем самом, несомненно, представляют собой литературные домыслы, продолжающие дело Карамзина!

Итак, читаем Википедию:
«Хитрово; — старинный  дворянский род, ведущий своё происхождение от Эду-хана (Едуган) по прозванию Сильно - Хитр, выехавшего в конце  14 века из Золотой Орды  в Рязанское княжество и ПРИНЯВШЕГО КРЕЩЕНИЕ (ВС – Здесь и далее все мои выделения прописными буквами, предназначены для читателя, дабы он обратил на это особое внимание) под именем Андрей Мирославович, получил в рязанском княжестве вотчину — деревню Брагино...».
Вотчина - это имущественный комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, построек и инвентаря,  и прав на холопов).

Что ж, пора объяснить читателю, что имелось в виду при выделении фразы о крещении.
Увы, придется отвлечься от повествования про Симбирск. Надеюсь, ненадолго.
И нам поможет в комментариях, Константинопольский Договор от 3 июля 1700 г., заключенный Московией с Османской империей.
Но предварительно хотелось бы сказать вот о чем.

В последнее время практически все исторические публикации, касающиеся тех или иных персонажей, считающихся значимыми в публичном поле Московии, в обязательном порядке упоминают, что герой, о котором речь, был крещен.
Да не просто в христианство, а в православие!
Отдавая тем самым своеобразную дань, наблюдаемому всеми превращению РПЦ в одну из властных госкорпораций!
Это замечание, если речь идет о Вики,  касается и нашего героя – Богдана Хитрово.

О чем это я?
О крещении, причем в православие, в 14 веке!
Мне придется коснуться, деться некуда, Золотой Орды. Якобы детища монголов.
Где Золотая Орда, а где монголы?
Вижу, что вам уже смешно от этих изысков неких историков, обласканных властью, таких, скажем, как Карамзин, член коллектива комиссии графа Шувалова, которой в 1783 году новая императрица, урожденная немецкая принцесса, взявшая себе имя Екатерины Второй, после того, как она расправилась со своим мужем, Петром Третьим, поручила модернизировать древнюю историю Московии.

Согласно устоявшимся утверждениям в публичном поле, руководитель Золотой Орды хан Узбек в первой трети 14 века, по моему в 1332 году, объявил, что Орда представляет собой исламское государство.
Т.е. ислам является государственной религией.
Что это означает?
А вспомните Советский Союз, официальной религией которого была вера в коммунизм, как и в любой другой религии, вера во  что – то недосягаемое.
Не допускалась никакая другая вера. Все до одного чиновника обязаны были быть членами КПСС.

В качестве комментария к утверждению об исламе, как государственной религии, приведу небольшой отрывок из  книги известной итальянской журналистки Орианы Фалаччи «Сила разума» о мусульманских завоеваниях  на юго-востоке  Европы в средние века, которое я использовал в работе для иллюстрации отношения ислама в Золотой Орде к другим религиям, точнее – к носителям других вероучений.

Чтобы обратить внимание на сведения, которыми я воспользуюсь ниже, в обосновании своих утверждений, мною выделена основная мысль цитаты.
Напоминаю, речь идет о деяниях Мехмета Второго и Ахмет – Паши на юго востоке Европы  в 15 – 16 веках. А на самом дле, о многочисленных военных преступлениях исламских армад:
«…Произнесение имени Иисуса означало мгновенную казнь.
Распятие, разумеется, или обезглавливание, или повешение, или сажание на кол.
То же самое следовало тем, кто посмел звонить в колокол.
То же самое за ношение зеленого цвета, принадлежавшего исключительно исламу.
Когда мимо проходил мусульманин, каждый еврей и христианин были обязаны отступить в сторону. Поклониться.
И горе тому еврею или христианину, который посмел отреагировать на оскорбление от мусульманина…».
Все ли понятно?

Вывод очевиден – никакого христианства в Московии, исламским государстве, вплоть до смерти Петра Первого с его разнузданным 30 - летним ежегодным шоу, представлявшим собой злобную пародию на христианство, под именем "Всепьянейший собор...", быть не могло.

Возвращаюсь к происхождению моего героя Богдана Хитрово.
«Потомки Андрея Мирославовича сначала назывались «Хитрый», потом прозвание трансформировалась в «Хитрово».
Жили они в Рязанском княжестве, а с присоединением его к Московскому  княжеству в 1521 году (ВС - т.е. через 120 лет, жизни пяти - шести поколений ) перешли на службу к великому князю московскому.
Взамен рязанских вотчин получили поместья в Алексине, Вязьме, Калуге, Москве и других городах».

А вот здесь внимание, опять декларируется православие, даже не христианство:
«Род Ртищевых происходит от выехавшего в 1389 году из Золотой Орды к великому князю Дмитрию Донскому Аслана-Челеби-Мурзы, ПРИНЯВШЕГО ПРАВОСЛАВИЕ и получившего имя Прокопий. Его сын Лев Прокопиевич, по прозвищу Широкий Рот (Лев-ртище), стал родоначальником Ртищевых».

Ознакомившись с этими сведениями, поневоле задумаешься, о чем все это.
Причина недоумения объясняется следующим.
Попытаюсь объяснить это своими словами, постепенно привлекая дополнительные сведения.
Надо понимать это так,  в конце 14 века два не последних лица, назовем их  чиновниками Золотой Орды, один имеет приставку к имени хан, а другой мурза, покидают госкорпорацию Орда, завоевавшую в свое время и контролирующую якобы каноническую территорию якобы христианской церкви.
Принимают христианство и за этот, несомненно, важный исключительно только для них шаг (А может быть и нет!)  получают новые имена и материальное возмещение – вотчины.

Вопрос, за что?
Т.е. своеобразные награды, но не от христианской церкви, а от местной исполнительной власти, опять же, подчиняющейся мусульманской Золотой Орде!
Еще раз, тогдашняя власть, князья, просто дарила принадлежащие ей материальные комплексы – вотчины.
Чего ради?

Первая мысль была, что это награда по программе защиты свидетелей за непосильные труды на почве шпионажа, как это было, например, с известным шпионом, или по другому, с разведчиком, смотря с какой стороны смотреть, Кимом Филби.
Но ...

Что же могло заставить чиновников Золотой Орды пойти на этот шаг?
Ведь нам известно, что эти два человека не были исключением из общего правила, когда на рубеже 14 и 15 веков эти чиновники, как нам говорит официальная история,  в массовом порядке покидали Орду и ПЕРЕХОДИЛИ ЯКОБЫ В ХРИСТИАНСКУЮ ВЕРУ, породив множество дворянских родов, которые впоследствии, в 18 веке, после переименования Московии в Руссию, стали русскими дворянами.

И здесь, увы, необходимо разобраться с терминами, что они означают.
Начну со  словосочетания «покидали Орду». Как это надо понимать.
Дело в том, что слово Орда – это не географическое понятие, а обозначение системы государственного устройства.

Вполне можно утверждать, что государство Золотая Орда занимало всю территорию будущего русского государства, включая все княжества. А князья, будучи этнически близкими к тюркам и булгарам, которых сегодня называют татарами,  входили в государственную чиновничью иерархию, даже не на первом месте в контролируемой ими территории, получая ярлык на княжение у верховных ханов Орды.

Скорее всего, это было санкционированное руководством Орды не просто оккупация или доминирование, а элементом удержания в повиновении чуждого этнически населения. Чуждого, но  преобладающего разноплеменного языческого угро-финского населения оккупированной территории- мокша, чудь, меря, весь, мурома, эрзя и проч. и, разумеется, что самое главное, взимания дани, т.н. «упоминок».

Можно подумать, в переводе на сегодняшний язык, что князья – это генерал – губернаторы, обладающие исполнительной властью и над местными вооруженными формированиями, и над гражданским населением. Но этой властью были баскаки – ответственные за сбор дани. А князья были у них в подчинении.

Но тогда, словосочетание «покидали Орду» надо понимать, как уход из чиновничества Орды и переход на вольные хлеба, но при сохранении различных коррупционных связей. Своего рода предпринимательская деятельность.
Сегодня аналогом такого перехода является якобы увольнение с воинской службы сотрудников разнообразных спецслужб России и переход на руководящие посты в различные государственные и коммерческие структуры. В тот же Совет Федерации. Причем, во многих случаях такой переход  не является личной инициативой, а санкционируется высшим руководством страны.

Вполне правомерен вопрос о том, что двигало этим массовым исходом из чиновничества Орды.
И ответ на него, думаю, понятен.
Со времени завоевания территории Ордой прошло более 100 лет. Спокойных лет. Без войны. Жизнь стабилизировалась. А управление Ордой забюрократизировалось.
Спокойная жизнь чиновников Орды имела следствием стремление подрастающего поколения – детей чиновников, также попасть в клан чиновников. Но, увы, на всех хлебных мест не стало хватать.
Знакомо?

Кроме того, содержание большого количества военных, не забываем, что это не только люди, но и кони,  оказалось лишенным смысла, т.к. требовало больших затрат. Зарплата, пенсии, жилье, социальная поддержка – ну там госпитали, подарки к крупным народным праздникам, опять же корм для лошадей, их обслуживание и т.п. Где на все это взять средства. Только из дани, упоминок.

Но как без войска держать в подчинении население захваченных территорий, чтобы обеспечить взимание дани?
Вот здесь и понадобился процесс, обозначаемый словами «исход из Орды».

По сути, это было оптимизацией системы управления Ордой. Ликвидация ответственности Орды за материальное обеспечение бывших чиновников, отпущенных на вольные хлеба, пардон, заниматься предпринимательской деятельностью.
А попутно еще и  построение агентурной вертикали, внедрение агентов Орды – ханов и мурз,  в руководство княжествами с целью стабилизации взимания дани. Точнее, усовершенствования  системы обеспечения взимания дани.

Идея оказалась плодотворной, так как система просуществовала еще три века, вплоть до 1700 года.
Еще раз повторю это же по-другому.
Ордынские, а на самом деле - османские, верховные ханы, поставленные в Крым, как представители Османской империи, четыре века, не применяя никаких силовых действий для принуждения, взимали  дань с территории Московии, которая с 1721 года стала Руссией.

В итоге, детки, добившиеся высокого статуса и обладающие солидными связями стали искать поле для прокорма как бы вне  Орды.
Оставаясь физически на территории операционной деятельности Орды, но в сферах деятельности, не подконтрольных и неинтересных Орде. Своеобразная обслуга князей, дворня, получившая впоследствии именование дворянами.
И в подтверждение сказанному…

Словарь русских фамилий тюркского происхождения, составленный филологом и историком Николаем Александровичем Баскаковым - это большой том.
Вот только часть из них,  которые на слуху:
Аксаков, Алябьев, Апраксин, Аракчеев, Арсеньев, Ахматов, Бабичев, Балашов, Баранов, Басманов, Батурин, Бекетов, Бердяев, Бибиков, Бильбасов, Бичурин, Боборыкин, Булгаков, Бунин, Бурцев, Бутурлин, Бухарин, Вельяминов, Гоголь, Годунов, Горчаков, Горшков, Державин, Епанчин, Еромолаев, Измайлов, Кантемиров, Карамазов, Карамзин, Киреевский, Корсаков, Кочубей, Кропоткин, Куракин, Курбатов, Кутузов, Милюков, Мичурин, Рахманинов, Салтыков, Строганов, Суворов, Таганцев, Талызин, Танеев, Татищев, Тимашев, Тимирязев, Третьяков, Тургенев, Турчанинов, Тютчев, Уваров, Урусов, Ушаков, Хомяков, Чаадаев, Шаховской, Шереметев, Шишков, Юсупов...
Можно продолжать долго.
Все дворяне.
Не правда ли, убедительно!

Причем, это не были рядовые члены Орды.
Сошлюсь на историческое исследование  Иcхакова Д. М. «Об идентичности волго-уральских татар в XVIII веке» / Материалы международного симпозиума «Ислам в татарском мире: история и современность», Казань, 29 апреля-1 мая 1996 г. // Панорама-Форум. — 1997. — № 12.

Приведу несколько сокращенную цитату из этой работы:
«…Например, из наказов служилых татар, подготовленных ими для Екатерининской комиссии видно следующее... Служилые мурзы и татары Свияжского уезда отмечают:   «Предки наши природные Золотой Орды Ахтубы». Депутат от служилых татар и мурз Пензенской провинции А. Еникеев подчеркивает: «Предки наши были природные князья, мурзы и служилые татары, а не ясашные крестьяне..., выехали... в давних годах ... из Золотой Орды».
Вот ведь какая гордость предками!

При этом, то ли в силу забывчивости, то ли в силу безграмотности, не упоминается о том, что татары, т.е. булгары, и ордынцы, т.е. тюрки – принадлежат к разным этносам!
Хотя можно признать постепенное слияние этих этносов на основе вероисповедания ислама, ставшего по велению хана Узбека в начале 14 века государственной религией Орды и , стало быть, всей контролируемой ею территории.

А может быть причину надо искать, исходя из того, что хан Узбек, Верховный хан Орды, в 1319 назначил своего брата Кулхана удельным московским князем, а с 1328 - Большим Московским князем.
В русской исторической литературе Кулхан назван  Иваном Калитой, словом созвучным с Калифой – Халифом, т.е представителем верховной власти Орды.

Хан Узбек, мусульманин, уничтожил почти всех князей Рюриковичей.
Согласно историческим легендам, в 1319-1328 годы прошла смена династии Рюриковичей на династию Чинґизидов в Московском улусе (улус Джучи) Золотой Орды.
Честно говоря, я в это не верю! Не верю ни в Чингисхана, ни в хана Батыя, легенды о которых заполнили интернет!
Почему не верю?
Об этом в моей другой работе!
И как следствие, все т.н. русские цари, вплоть до Петра Первого имели тюркское происхождение.

А как же татары, на которых кивает русская историография?
В чем дело?
А дело в том, что вплоть до середины 19 века не существовало этноса с самоназванием «татары».

Этим словом и фонетически к нему близким во многих языках, и в том числе и в межплеменном жаргоне койне угро – финских племен Московии, обозначались чужаки!
И не забываем, что все княжества того времени: Владимирское, Рязанское, Тверское и другие, возглавлялись князьями, происходившими из тюркского, угро – финского и булгарского местного населения,  которые были связаны с Ордой не только кровными узами, но и непосредственным подчинением с выплатой дани - упоминок, вплоть до 1700 года.

Но тогда о каком христианстве того же Ивана Грозного можно говорить?
Христианство внутри ислама? Может ли такое быть?
И здесь мне придется несколько отступить от моего повествования и заняться религиоведческими вопросами. Ответ, на которые, считаю, будет необычным и не общепринятым.

Прежде всего, замечу, что в исламе нет вертикального подчинения, как в христианской церкви. Имеется множество течений и религиозных , так сказать ответвлений. Самое главное разделение в исламе – это на суннитов и шиитов. Внутри каждого из этих течений вновь разделения – алавиты, суффиты, саудиты, ваххабиты.

Судя по всему, хан Узбек установил в Золотой Орде суннизм  в качестве государственной религии. И до сих пор почти все мусульманское население России – это сунниты.
Это кстати подтверждается тем, что ни один мусульманский лидер исламской общины России не выступил с поддержкой действий России в Сирии на стороне алавитов, к коим причисляется семейство Асадов.

Чтобы было понятно, алавизм – это ответвление шиизма. А шиитов в мире всего около 10 – 15 %   от всех мусульман. Остальные 85 - 90% - сунниты.
Самое главное, по моему мнению, что в исламе отсутствует понятие сектанства!
Всегда возможно появление нового религиозного ответвления на основе того или иного толкования священных книг ислама.
Итак, хан Узбек установил государственную религию в Орде с целью обеспечения в многоплеменном, преимущественно языческом  государстве, конфессиональной общности.

Как мы понимаем, государство Золотая Орда не было закрытым. Не было пограничных постов. Через Орду проходили торговые пути из Европы в Китай и Индию. И неизбежно, путники, путешественники и купцы, и, чего греха таить, миссионеры,  общаясь с населением Орды,  распространяли среди населения сведения об общественном устройстве разных стран.

Таким образом, идеи христианства стали распространяться среди населения будущих русских  княжеств. Точнее, даже не всего населения, а исключительно, как сегодня говорят, верхнего эшелона власти. Привлекая не только описанием торжественности и красоты обрядов, а еще дополнительной возможностью держать в повиновении разноплеменное языческое население княжеств. За счет, в том числе, и унификации обрядов, начиная от приема в человеческую среду новорожденных и кончая проводами в последний путь.

Почему?
Дело в том, что ислам – это религия надписей. И для того, чтобы разобраться в многочисленных установлениях ислама, или даже просто ознакомиться с содержанием Корана или сунн - аналогов христианских евангелий, население должно быть грамотным, знать арабский язык.

А языческое население княжеств почти все было безграмотным, не имело даже письменности. А вы говорите – арабский язык!
И властным структурам княжеств казалось, что христианство понятнее и проще. Обряды по описаниям просты и красивы. Да и идеалы привлекательны – построение царства божьего на земле. Каждый понимал это по-своему.
Это потом, через много веков, такая идея преобразовалась в идею о царствии небесном.

Да и принятие христианства – крещение, представлялось чем – то очень простым.
И не надо рассказывать сказки о крещении Киевской Руси, к Московии не имеющей никакого отношения.
В конце концов, под влиянием рассказов христианских проповедников, кстати, не афиширующих свое христианство – Орда ведь исламское государство, образовалась инициативная группа, которая задумала создать собственное религиозное течение, своеобразную секту, но замечу, клуб ВНУТРИ ИСЛАМА, как государственной религии.

Т.е. христианизированную секту внутри ислама.
По типу религии алавитов или друзов, своеобразного симбиоза ислама и христианства. И не важно, как называлось в то время это религиозное направление.

Впрочем, замечу, что внутри любой, т.н. традиционной религии, не только ислама, всегда возникали разнообразные секты, вроде бы близкие конфессионально, но с различающейся догматикой. Это относится и к вышедшим, как секты из иудаизма, множеству относимых к вариантам христианства,  религиозных конфессий с различным отношением к идее бого - человека: протестантизма, баптизма, «Свидетелей Иеговы», пятидесятников, староверов и пр.

А письменная догматика христианства: Библия, Евангелия, Пророки и Писания, те же 10 заповедей, в силу безграмотности населения будущих русских княжеств,  никого не волновала. К радости формирующегося слоя христианских священников,  своего рода еще одной агентурной вертикали власти.
И не забываем, что общность религии – это своего рода транспондер, идентификатор «свой – чужой» принадлежности к одной и той же группе населения.

Разумеется, эта инициативная группа, не забудем, внутри исламского государства Золотая Орда, принадлежащая к верхним эшелонам власти княжеств, не желая подрывать религиозные устои государства, запросила на это разрешения у руководства Орды, объясняя это некими внятными причинами и не озвучивая само слово «христианство».

Мол, население – это безграмотная языческая дрянь, выкидывающая разные фортели. А это дает возможность их дополнительно приструнить, заставляя под угрозой смерти выполнять нужные нам действия, и опять же – увеличить уровень податей. Всем хватит!
Естественно, разрешение было получено.
И произошло это в год 1441 от рождества Христова. Но об этом чуть позже.

И здесь, я немного отступлю от повествования, чтобы объяснить неискушенному читателю отношение ислама к иноверцам.
Добавлю, иноверцы в исламе, наделены статусом «дхимми», т.е. хуже осла, со всем, вытекающим отсюда отношением.
К иноверцам относят преимущественно иудеев и христиан.
Но к иудеям, скажем так, отношение сравнительно мягкое, учитывая, что ислам является детищем иудаизма.
К христианам отношение более жесткое – знают, что ошибаются и не правы.
Это исключает переход из ислама в другие религии, прежде всего в христианство. А перешедший, достоин смерти.
Вот в ислам – пожалуйста!

И вот теперь возвращаюсь к теме перехода ханов и мурз, в том числе и прародителей нашего героя Богдана Хитрово,  из ордынского ислама в христианство, как понаписано в Википедии.
И понимаем, что написанное там очевидная глупость, поскольку на рубеже 14 и 15 веков, времени массового исхода из Орды, московская церковь еще не существовала. А вторая причина в том, что демонстративный переход из ислама в христианство был бы наказуем ценою жизни.
Все, что написано о крещении выходцев из Орды, высосано из пальца!

Много позднее через 4-5 десятилетий, уже после возникновения московской церкви, названной правоверной, не православной, потомки ордынцев вполне могли креститься.
Не акцентируя свои действия как смену конфессиональных предпочтений, оправдывая эти действия как своеобразную клубную деятельность внутри ислама, как вступление в поначалу закрытый для посторонних клуб.

Считая христианство  неким движением для избранных внутри ислама, входным билетом в высшее общество.
И уже потом, со временем, с укреплением позиций церкви, началось насильственное крещение и населения княжеств, зачастую сопровождавшееся законодательно разрешенным многолетним  избавлением от податей!

Поэтому понятно, что на начальном этапе развития христианства на территории княжеств, как движения внутри ислама, ислам и христианство на территории будущего русского государства были неразличимы.
Об этом косвенно свидетельствуют, изготовленные в 15 – 16 веках доспехи князей - шлемы и сабли, гравировка на которых сочетает христианский крест и цитаты на арабском языке из Корана. А также изображения на монетах того времени.
Об этом сочетании религиозных символов подробно написано, например, в книге Носовского и Фоменко «Русь и Рим».

О том же свидетельствует и позаимствованное у ислама облачение, обратите внимание, Патриарха РПЦ Кирилла – зеленая накидка (как мы знаем, зеленый цвет – это визуальная характеристика ислама) украшенная бело-красно-белой полосой (тоже характеристика ислама).
Такая же полоса присутствует на зеленом флаге Ичкерии, еще при Ельцине!
и, несколько видоизмененная, на зеленом флаге Организации исламского сотрудничества!
И еще. В известных кадрах Шамиля Басаева после захвата больницы в Буденновске, мы видим, что сидящий по левую руку от Басаева боевик, одет в зеленую куртку с бело - красно - белой полосой, как и на накидке Патриарха Кирилла!
И абсолютно те же слова можно употребить при описании мало афишируемых сегодня символах  РПЦ - на флага и  штандарта Патриарха  Кирилла.
Убедительно?

Исходя из обстоятельств создания Сталиным 4 сентября 1943 г. Русской Православной церкви, описанных ниже, принятие РПЦ на вооружение визуальных символов ислама, видимо являвшихся визуальными символами прежней российской церкви, уничтоженной Сталиным за 20 лет до этого, также является подтверждением вышесказанного о том, что христианство средних веков было сектой внутри ислама.

Теперь, вскользь, коснусь происхождения принявших христианство княжеских родов, бояр, дворян  и русских царей, как ответ на очевидное возражение читателя, который усвоил догмы и мифы традиционной истории, о якобы происхождении княжеских родов из восточных славянских племен.
Сошлюсь на роман-исследование Владимира Белинского (Страна Моксель или Московия // Киев: Издательство им. Елены Телиги, 2008, 2009, в трех книгах).
К 12 веку на землях, которые позже, через 5 веков, после Петра Первого, стали именовать русскими, проживали только финские племена: меря, весь, мокша, чудь, эрзя, мокша, мари и другие.
Это подтверждают археологические раскопки известного ученого А. С. Уварова (Меряне и их быт по курганным раскопкам, 1872 г. — 215 с.). Из 7 729 раскопанных курганов не обнаружено ни одного славянского захоронения.

Еще раз - из почти восьми тысяч захоронений ни одного славянского!
А антропологические исследования А. П. Богданова и Ф. К. Вовка, проводившие изучение человеческих черепов, подтверждают отличные особенности финского и славянского этносов.

И в качестве еще одного подтверждения упомянутого утверждения о ложности мифа о существовании восточных славян, сошлюсь на статью, напечатанную в аналитическом еженедельном журнале «Коммерсантъ ВЛАСТЬ» в 2006 г.  Статья под названием «Лицо русской национальности»  Дарьи Лаане и Сергея Петухова (№ 38, 26 сентября 2005 г., стр. 54-60).

Этой публикацией, как пишут авторы, поставлена жирная точка в версии о существовании восточных славян.
Разумеется, последовало несколько опровержений, а как же иначе, обвиняющих авторов статьи в искажении результатов проекта «Русский генофонд», в нарушении авторских прав и многом другом. Тем не менее, все опровержения не касаются версии о восточных славянах.
К тому же, несмотря на то, что участники проекта обвинили авторов статьи чуть ли не в уголовном преступлении, судебных дел не последовало.

И, забегая чуть вперед.
Русью Московия стала лишь в 1721 году по высочайшему указу Петра. В этот момент начался процесс за другое прошлое — славянское, русское. Петр взялся строить Третий Рим, то есть — восстанавливать прошлое.

Вчерашние великолепные рода Золотой Орды, которые составляли костяк вчерашней Московии и с гордостью носящие свои ордынские фамилии, стали срочно перелицовываться под текущие тенденции, то есть — стремительно «русеть» И вот потомки ордынских вельмож, стали русскими (исконными) дворянами. Их неполный список просто поражает воображение! Об этом я упоминал выше.

Юшковы, Суворовы, Апраксины (от Салахмира), Давыдовы, Юсуповы, Аракчеевы, Голенищевы-Кутузовы, Бибиковы, Чириковы. Чириковы, например, вышли из рода хана Берке, брата Батыя. Поливановы, Кочубеи, Козаковы. Копыловы, Аксаковы (аксак — значит «хромой»), Мусины-Пушкины, Огарковы (первым из Золотой Орды пришел в 1397 году Лев Огар, «мужчина роста великого и воин храбрый»). Барановы…

В их родословной записано так: «Предок рода Барановых мурза Ждан, по прозвищу Баран, а по крещению названный Даниилом, приехал в 1430 году из Крыма».
(И опять упоминается о крещении в 1430 году, до возникновения московской церкви!)
Карауловы, Огаревы, Ахматовы, Бакаевы, Гоголь, Бердяевы, Тургеневы…
«Предок рода Тургеневых мурза Лев Турген, а по крещению названный Иоанном, выехал к Великому князю Василию Иоанновичу из Золотой Орды…»

Этот род относился к аристократическому ордынскому тухуму, так же как и род Огаревых (их российский родоначальник — «мурза честным именем Кутламамет, по прозвищу Огарь»).

Карамзины (от Кара-мурзы, крымца), Алмазовы (от Алмазы, по крещению названного Ерифеем, приехал он из Орды в 1638 году), Урусовы, Тухачевские (их родоначальником в России был Индрис, выходец из Золотой Орды), Кожевниковы (идут от мурзы Кожая, с 1509 года на Руси), Быковы, Иевлевы, Кобяковы, Шубины, Танеевы, Шуклины, Тимирязевы (был такой Ибрагим Тимирязев, приехавший на Русь в 1408 году из Золотой Орды). Чаадаевы, Таракановы… а продолжать придется долго.
Десяткам так называемых «русских родов» начало положили тюрки.
Но все они строили утерянную Русь, или правильнее, еще не найденную Русь.

Нет сомнений, что с наших сегодняшних позиций  добровольный переход ханов и мурз, исповедующих ислам, в христианство, если таковое и имело место, следует оценивать как предательство веры. И вряд ли приверженцы ислама могли пойти на этот шаг!
И что же – налицо противоречие?!
Опираясь на вышеизложенные соображения о возникновении московской церкви как секты внутри ислама,  мы видим, что никакого противоречия не возникло!

(Продолжение последует)

08.12.2025


Рецензии