По поводу возникновения сознания в ИИ

Первые опасения по поводу появления сознания в подобии человека — страхи, надежды и ожидания наступления новой эры — впервые появились, когда человек сделал первое наскальное изображение 40 000 лет назад. Современники были поражены в самое сердце и в самый мозг. Никогда такого не было! Это была революция! Сразу стало ясно ясно, что эти изображения обладают сознанием — как люди, так и животные. Сразу стало ясно, что их сознание можно подчинить, если бросать в них копья, делать ритмические движения руками и телом, издавать ритмические звуки с различными интонациями. Стало ясно, что так можно обращаться к уже умершим людям и уже добытым животным, не только пугая их и подчиняя их сознание, но и обращаясь в ним с просьбами о помощи, передавая свои послания в тонкий мир — предельный, запредельный — посредством этих высокотехнологичных, изготовленных трудом и талантом, разумом и искусством людей объектов, раздвигающих реальность и позволяющих войти в контакт с тонкой стороной сознания и мира. Специалистов окружили почетом и востребованностью — как тех, кто создавал эти "искусственные интеллекты", так и тех, кто сочинял промпты для них, исполняемые затем под синхронизированные звуки бубна при свете факелов. Естественно, здесь лежали корни магии вуду, истоки создания "мурти" и дальнейшего их отрицания, а также такие источники реальности как СМИ, так и прогнозы метеорологов. От гадания на картах до живописи Возрождения, от театра до отношения к будущему ИИ — всё лежало в этой технологии.

Первые "мурти" — это скульптурные изображения "палеолитической Венеры", освящаемые специальные плясками и песнями, — фактически, просьбами к "тонким сознаниям" вселиться в этот искусственный сверх-технологический объект, поражавший воображение соплеменников... современников! Для всех было очевидно, что достаточно лишь небольшого шага, чтобы в объекте такой потрясающей сложности возникло сознание, и этим шагом была тонкая комбинация актуальных профессиональных промптов. Затем следовало тщательно ухаживать за работой этих "устройств гипер-связи", являющихся одновременно "сверх-сложными средами воплощенного Присутствия", исполняя эксплуатационные функции обслуживания и умасливания, а также фунции фиксирования, трактовки и донесения приказов богов до населения, а просьб населения до них. Слово "религия" и его латинский источник "religare" означает "связь", а еще задолго до Рима возникла каста жрецов-профессионалов.

В русском языке слово "мурти" означает "божество", а слово "бог" — "бог". Но за последнюю 1000 лет понятие "мурти" улетучилось (за неиспользованием), а слово "божество" полностью слилось со словом "бог", став его поэтическим синонимом.

"Мурти" исчезло во всех ведущих мировых религиях (за исключением "индуизма"), — борьба с ним велась под лозунгом "не сотвори себе кумира" и обличением его как "идолопоклонничества". Наиболее продвинутая форма этой борьбы возникла недавно в Афганистане путем запрещения изображений не только Бога, но и людей и животных (живых существ). По этой причине телевидение там сейчас трансформируется в радио. Один из истоков запрета находится в представлении о том, что через "изображения" человеческое сознание грубо вторгается в тонкий мир. 

Возвращаемся к искусственным объектам, созданным человеком.

Подобие по образу или поведению — не является основой для возникновения сознания.

Подобие некоего "искусственного объекта" человеку — по внешнему образу или образу "поведения" — не приближает этот объект к возникновению "сознания".

Но пугает человека.

Как пугает его статуя в темноте, парк статуй "Форесаи Секибуцу но Сато", пристально смотрящий на него портрет и даже кукла-ребенок.

Чем пугает? Тем, что оживет, зашевелится. Тем, что в ней, есть сознание. "Каменный гость" и даже статуя пионера-лучника из "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен" — это "искусственные интеллекты" до-информационной эпохи. Достаточно внешнего облика, подобия по "образу", и воображение разыгрывается.

По этой причине — чтобы не пугать — самые современные роботы делаются без лиц.

Тем более живым или почти живым кажется Искусственный Интеллект, робот, Терминатор.

Начиная с Карела Чапека, создавшего 105 лет тому назад слово "робот", мы все живем в мире роботов, у которых "вот-вот появится сознание".

Также: золотая и серебряная собаки в «Одиссее»; служанка-автоматон Филона Византийского, III в. до н. э.; Колесница, указывающая на юг, Китай, III в. н. э.; механические куклы эпохи Просвещения, XVIII в.; Талос, ожившая бронзовая статуя, охранявшая остров Крит, создана богом Гефестом во времена аргонавтов, примерно XIII в. до н. э.; всякие "големы", созданные обычно из глины, грязи... да даже сам "хомо" homo sapiens произошел от латинского humus, хумус, гумус, глина, почва.

Так что, история супер-традиционная — создается нечто подобное человеку и "оживает", т.е. у него появляется "сознание".

Подобен человеку Искусственный интеллект, который... — создает "интеллектуальные продукты" быстрее любого человека! ...это, конечно, может и арифмометр, и компьютер... но не совсем "это", и не совсем "создает"... — для многих людей возникающая здесь "диалектическая логика" это темный лес... — а искусственный интеллект при этом, в процессе этого — "отвечает на вопросы", "ведет беседу"!.. т.е. подобен человеку по "внутреннему образу". Это, естественно, потрясает современников! Наличие ИИ демонстрирует приближение "новой эры" и ожидаемое возникновение "сознания" в искусственном объекте буквально в ближайшее время.

История повторяется, не так ли? Возникает принципиально новый искусственный объект, похожий на человека — и тут же ожидается, что он "оживет", т.е. самопроизвольно "приобретет сознание".

Нет, не оживет. ...Хотя навредить может. Как любая "техника в руках дикаря". Как любая "граната" в руках "обезьяны с гранатой".

Но дело, ведь, не в технике, верно?.. Не в обезьяне же, в конце концов?..

Ну, т.е. наоборот.


Александр Клейн
8 декабря 2025 г.
Илл.: Талос и XPeng Robotics. Кл.&AI. 08.12.25


Формулировка мыслящей пустоты, Нео и Терминатор
http://proza.ru/2025/11/30/315


«»


Рецензии