Школьному образованию новую парадигму! Часть 3
«ЧЕЛОВЕК – ЭТО СОСУД, ЧЕМ НАПОЛНЕН, ТО И ВЫПЛЕСКИВАЕТСЯ»
Индийская пословица
Очень мудрое, образное сравнение!
Ведь и наши рассуждения о "БАГАЖе", с которым выпускник навсегда покидает "Школу", без сомнений и есть этот самый "сосуд"!
Для зрящих в корень, уже одного этого изречения, будет вполне достаточным для общего понимания, а каким тогда должен быть "ОБЛИК" школьника, как ОБРАЗ РЕЗУЛЬТАТА – конечной ЦЕЛИ школьного образования.
В новой парадигме мы его видим трехсложным и состоящем из "МАТРИЦЫ ЛИЧНОСТИ", "ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО" и "СПЕЦИАЛЬНОГО" БАЗИСОВ.
Общеобразовательный Базис — это и есть тот рациональный, универсальный "Багаж" знаний, умений и навыков выпускнику "Школы" "на все времена", тот который и сформирует основы его бытия и успехов на "театральных подмостках" в ещё только предстоящей жизни, для всех, не зависимо от их дальнейшей, уже профессиональной деятельности.
"Специальный базис" и предназначается для её выбора, причём в соответствии со склонностями и реальными способностями учащихся и только для обеспечения возможности им ЛИШЬ УСПЕШНО НАЧАТЬ приобретать знания, умения и навыки на ПОСЛЕДУЮЩИХ после "Школы" ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ!
Понимая, что "Школа", хотя и является одним из важнейших социальных институтов, но только ей доверить концептуальное конструирование "Облика" собственного питомца, тем более, с которым она работает лишь на первом этапе его жизненного пути, ведь за школой последуют и другие, полагаем будет не совсем правильным.
Всё дело в том и это широко известно, что "учебно-воспитательный" процесс становления молодого человека одной "Школой" далеко не ограничен, а строго говоря, этот "Институт" наряду с другими, функционирует в БОЛЬШОЙ СИСТЕМЕ уже уровня Государства.
Ведь помимо СОБСТВЕННО "Школы" еще, по крайней мере, две "страты" Государства - "Специальное профессиональное образование" и практически весь спектр областей и сфер профессиональной деятельности граждан страны, также находятся в ней.
С другой стороны – "Школа", как и каждый из её "партнеров" по Большой Системе, имеют к тому же и собственный специализированный функционал, собственное видение "человеческого материала" с которым им приходится работать.
Отсюда следует, что для общего успеха уже всей Системы в целом, а значит и для Государства, её "партнеры" должны тесно взаимодействовать и, в частности, транслировать "Школе" свои встречные требования.
Вообще-то это и происходит на самом деле, этот трансферт действительно существует. Но как показал наш анализ, в большей степени в неявном виде, греша расплывчатостью своих формулировок.
Исключением является Министерство обороны России, выкладывая свои четкие требования к абитуриентам.
Желающих самим в этом убедиться, рекомендуем официальные сайты военных учреждений.
Например, Рязанского Гвардейского Высшего Воздушно-Десантного Командного Училища имени генерала Армии В.Ф. Маргелова.
Какое же решение может быть, касаемо взаимодействия "Школы" с многочисленными субъектами Большой Системы, следующими за ней.
Полагаем, что нужен Государственный образовательный стандарт, как это обычно и делается в подобных случаях, в четком формализованном стиле раскрывающий "ОБЛИК ВЫПУСКНИКА" и "виртуального абитуриента", - как конечного продукта "Школы".
Со всеми к нему требованиями со стороны последующих образовательных учреждений, а также и многих других, осознающих свои "потребности" по непосредственному влиянию на процессы школьного образования.
"Облик выпускника" окажется именно тем Государственным заказом "по развитию человеческого потенциала", которого наше Общество и ждет от "Школы".
В принципе, "Облик", его структура и содержание будет СМЫСЛОВОЙ МОДЕЛЬЮ, содержащей "данные", как - требования к его функциональной готовности, плюс особые условия.
"Функциональная готовность индивида к той или иной деятельности — это совокупность знаний, навыков, умений и компетенций, обеспечивающих продуктивность в предстоящей ему деятельности, рассматривается как интегральное состояние, отражающее степень соответствия характеристик человека соответствующим требованиям того или иного ролевого поведения.
Включает физическую, интеллектуальную, эмоционально-волевую, мотивационно- личностную и социально-коммуникативную готовности".
Причем этот облик должен быть "привязан" к конкретным областям и сферам профессиональной деятельности уже молодых специалистов, иметь различные структурные построения – "типы Обликов", в силу наличия достаточно многочисленных вариантов предъявляемых к абитуриенту требований.
Примеры конкретных профессий и специальностей в этом случае будут только приветствоваться.
Что это даёт?
"Школа" освобождается от неблагодарного "гадания на кофейной гуще", очень резко сужается типаж её собственных "продуктов" – "ОБЛИКОВ ШКОЛЬНИКОВ", воплощённых в тех её выпускниках, которые вероятнее всего и будут все таки соответствовать требованиям учреждений последующей ступени образования.
"ОБЛИК ШКОЛЬНИКА" — индивида, ещё учащегося "Школы", подобный "Обликам выпускника", но с конкретными, документально подтвержденными "данными" о его текущей функциональной готовности.
В этом случае, "Школа" должна будет, как по матрице, на протяжении всех лет школьного обучения (9 или 11 лет) "взращивать" своих питомцев, и постепенно, переходя с уровня на уровень уже школьного образования, подводя их к тому типу "Облика" виртуального абитуриента, который будет в большей степени соответствовать их устремлениям и выявленным способностям.
Проще говоря, чтобы в итоге добиться соответствия функциональной готовности выпускника "Школы" ожиданиям принимающей его стороны.
Свидетельство о публикации №225120800441