Родословная Хаирзамана. Часть 1. Предки Хаирзамана
Основной вклад в создание этой Родословной внесли наша незабываемая Бания Гильманова и её дочери Рашида Мухарлямова и Ильмира Попова, которая систематизировала информацию. Участвовали в составлении Родословной также Рокия и Михраф Нуруллины, Игорь, Андрей и Алексей Степановы, Ильяс Гимадеев, Наталья Навроцкая. Поистине неоценимый вклад в Родословную сделан имамом мечети Сынгряново (Башкортостан) Ралифом Камаловым, автором книги «История Сынгряново»(на татарском языке), Уфа, 2020 год. Автор также использовал при составлении данной родословной книги «Аулы мензелинских башкир» Асфандияров А.З. – Уфа, Китап, 2009 г. и «История башкирских родов», т.36, Буляр, Уфа, 2020, ревизские сказки, метрические книги Амикеево и Сынгрэна и семейные архивы.
При определении имён и дат рождения первых пяти поколений, Алексей Степанов независимо пришёл к тем же результатам, что и я, поэтому эти сведения можно считать достоверными.
Имя Хаирзаман (в документах встречаются также Хайрзаман и Хаерзаман), как и многие восточные имена, состоит из двух частей. Первая из них восходит к имени Хаир, которое в переводе с арабского означает «добро, благодеяние, благополучный, счастливый, спокойный». Вторая часть ведет свое начало от арабского имени Заман – эпоха, период, время. Таким образом, буквально имя Хаирзаман переводится как «счастливый представитель эпохи».
Первое упоминание о нашем родовом селе Амикеево ныне Муслюмовского района Татарстана относится к 1687 году, оно было основано татарами или башкирами. Вторым важным для нашего рода селом был Сынгрэн, ныне Сынгряново Илишевского района Башкортостана, там родился Хаирзаман, и наконец, третьим - Чуракаево, ныне Актанышского района, в мечети которого Хаирзаман служил муллой около 25 лет.
1-е поколение
Основателем нашего рода был Ахмер, учитывая год рождения его первенца, можно предположить, что он родился около 1750 года, очевидно, в Амикеево. Ахмер означает в переводе с арабского красный, розоволицый ребёнок, интересно, что это свойство, связанное, очевидно, с хорошим кровообращением лица, сохранилось спустя 7 поколений у меня, например.
2-е поколение
Первые части имён предков Хаирзамана «Габдул/Абдул» означают на арабском раб, слуга, вторые являются одними из 99 имён Аллаха: Хамид/Хамит – достойный похвалы, Малик – владыка, Фаттах – открывающий врата счастья. У Ахмера были такие сыновья: Габдулхамид/Габделхалит (1772-1834), Абдулсалик (1792-1833), Габидулла (год смерти 1796), Абдулхафиз (1798-1827) и Абдулгали с неизвестными датами рождения и смерти. Все родились в Амикеево.
3-е поколение
У Абдулсалика был сын Абдулгаллям (1806).
У Габдулхамида и его жены Ямили Мурсалимовой (1777) были такие сыновья Габдулмалик (1805), Токфетулла (1794) и Абдулгафарт (1798?).Все родились в Амикеево.
4-е поколение
У Абдулгалляма был сын Абуталип (1833).
У Габдулмалика и Хабибьямалы Абдулмуклимеевой (1812) были такие сыновья и дочери: Габдулфаттах (1828/1830-31.12.1900), Абдулла (1831), Шамсимухамет (1840), Гарира, Ханифа, Гафифа и Шарифа (1833).
Все родились в Амикеево.
5-е поколение
У указного муллы Габделфаттаха (1829-31.12.1900), служившего и умершего в Сынгрэне от туберкулёза, были сыновья: Хаирзаман Фаттахов (1857-1932), Ахматшакир Фаттахов (1855), Шейхезаман Фаттахов, Абдулкаюм Фаттахов и дочь Бибифэрдэнэ (1873-18.07.1894), кроме этого были ещё два брата, имена которых неизвестны, все братья, согласно семейному преданию, были муллами. Отметим, что Габделфаттах служил муллой с 1858 по 1900 год при трёх императорах, фамилия Фаттахов в нашем роду идёт от него.
Хаирзаман родился в д.Сынгрэн, ныне Илишевского района Башкортостана в 1857 году, умер в Ижевске в 1932 году.
Ахматшакир Фаттахов (1855) служил муллой в д.Амикеево, Муслюмовского района,Татарстан.
Шайхезаман Фаттахов служил муллой в д.Тукеево (скорее всего, современное село Тукай-Тамак Илишевского района Башкортостана) . Его жену звали Махижихан дочь Шарафутдина. Абдулкаюм Фаттахов (1853), предположительно служил муллой в Амикеево.
Бибифардэнэ умерла в Сынгрэне в 1894 году в возрасте 21 года от болезни лёгких.
До настоящего момента у нас, потомков Хаирзамана, не было никаких контактов с потомками других линий Ахмера.
6-е поколение
Первую жену Хаирзамана звали Мафтуха, о ней известно следующее: работала в Чуракаево в школе учительницей, на сельхозработах напоролась на вилы и вскоре умерла. Это произошло примерно в 1905 году, перед смертью она сама выбрала мужу новую жену, свою ученицу Омегульсум (Уммегульсум?) Гумерову, родившуюся, очевидно, в Чуракаево, у Омегульсум была сестра Доха. Сначала Омельгульсум была против замужества за человеком, который был на тридцать лет её старше, и даже грозилась утопиться, но её родители очень уважали муллу Хаирзамана, дали своё согласие на брак и она согласилась.
От первого брака с Мафтухой у Хаирзамана было четверо известных нам детей.
1.Мирзажан родился в Сынгрэне 26.07.1894 и, согласно семейной легенде, утонул?
2.Мергази с неизвестным местом рождения и датами рождения и смерти также утонул?
3.Рокия Хаирзамановна Нуруллина (Хаирзаманова) родилась в деревне Агбай, но такой деревни не существует, очевидно, в Старом Агбязово Актанышского района Татарстана и умерла в городе Чайковском ныне Пермского края в 1971 году.
4.Тархан Заманович Фаттахов (1900 - пропал без вести на фронте 19.07. 1942) родился в деревне Табанлы Куль ныне Актанышского района Татарстана.
От второго брака с Омегульсум у Хаирзамана было 7 детей:
1.Рабига Султанова (Фаттахова, 1909-?).
2.Куттус Фаттахов (1916-1937), утонул, не оставив потомства.
3.Мухлиса Гараева (?-?).
4.Балкис Тютина (1918-?).
5. Бадания Муллакова (09.07.1923-?).
6. Бания Гильманова (09.07.1923-09.07.2013), была двойняшкой с Баданией.
7.Ульфат Заманов (1927-2017).
У Ахматшакира Фаттахова (1855) из Амикеево были сыновья и дочь:
1. Закий
2. Флюн (пропал без вести?)
3. Сахи (пропал без вести?)
4. Мисфах.
5. Дочь Амина.
У Шейхезамана Фаттахова из Тукеево (Тукай-Тамак?) и его жены Махижихан, дочери Шарафутдина были такие дочери:
1. Якутолжинан
2. Айша, род. 30.10.1897
3. Шамгульджихан, род. 05.01.1900
Массовые репрессии в СССР против духовенства в 1920-х-1930-х годах непосредственно коснулись семьи Хаирзамана, который был приговорён к высылке со всей семьёй только за то, что был муллой. Об этом его известил, рискуя жизнью, председатель сельского совета, бывший красноармеец, которого Хаирзаман спрятал от белых во время гражданской войны. Он даже дал Хаирзаману лошадь и ночью, на одной телеге, взяв только самое необходимое, многодетная семья из 9 человек покинула Чуракай. Это было в 1930 году, когда младшему Ульфату было всего три года, а старшей Рабиге был 21 год. Хаирзаман нашёл заброшенную избушку в лесу недалеко от Ижевска, в которой семья прожила два года, с великим трудом находя пропитание. Заметим, что в 1932-1933 годах в России был голод. Думаю, от невыносимого труда и голода, в 1932 году Хаирзаман умер, его похоронили на мусульманском кладбище Ижевска ( на северном).
Чтобы не умереть с голоду, Омегульсум в 1932 году с детьми возвращается в Чуракай, но их дома оказываются занятыми, и она вынуждена поселиться в землянке на краю села. В 1937 году случается несчастье: тонет в реке её 21-летний сын Куттус, опора семьи. В этом же году Омегульсум зимой провалилась под лёд, неся мешок муки, заболела и умерла. Никто из малолетних детей не был в состоянии даже вырыть могилу и её похоронили в одной могиле с каким-то умершим в это же время мужчиной. Советская власть оказалась в состоянии взять в детский дом только 10-летнего Ульфата, остальных детей «врага народа», «кулацко-мулльского элемента», отца 11 детей Хаирзамана Фаттахова пришлось разобрать родственникам и знакомым.
Самое прекрасное, что все дети Хаирзамана после его смерти выжили (кроме погибшего Куттуса), получили хорошие профессии, дали многочисленное жизнеспособное потомство, не потеряли друг друга и поддерживали родственные отношения.
Из одиннадцати детей Хаирзамана я знал только троих, краткие сведения о которых и сообщаю.
Бания Хаирзамановна Гильманова (09.07.1923-09.07.2013)
Я знал сестру моей бабушки, по крайней мере, с семи лет, когда впервые побывал в гостях у Гильмановых, в их частном доме на окраине Ижевска. Рядом с их домом были лес и речка, где мы собирали грибы и ягоду и ловили рыбу. В возрасте 7 лет закончилось безоблачное детство Бании в Чуракаево в родном Татарстане, и она вместе с семьёй бежала в лесную избушку под Ижевском. В возрасте 9 лет она лишается отца и возвращается в родное Чуракаево, чтобы жить сначала в землянке (их четыре дома были реквизированы), а потом в каком-то доме. В 1937 году, когда ей было 14 лет, она лишается старшего брата и матери и становится круглой сиротой. Затем, кто-то из родственников или знакомых берёт Банию в свою семью на воспитание. Все эти мрачные события детства никак не отразились ни на её внешности, ни на её характере. Я много раз бывал и ночевал в её гостеприимном доме в Ижевске, и всегда ожидали меня тёплый приём и её улыбка. Внешне она оставалась миловидной женщиной до глубокой старости. Удивительна даже её смерть в день 90-летия, это не могло быть простым совпадением, видимо, она поставила перед собой цель дожить до 90 лет! Много лет она работала на одном из ижевских заводов, была великой труженицей и на производстве, и дома. Её дом был настоящим центром притяжения для всех родственников. Она бережно хранила документы предков и рассказывала при встречах нам о них. Именно благодаря ей и её семье, я постепенно почувствовал свою причастность к татарскому народу. Мать троих детей, она поистине была хранительницей семейного очага! Ей суждено было похоронить сначала мужа ( и после этого прожить ещё 20 лет!), а потом и старшего сына с непростой судьбой. Последний раз я видел Банию в больнице, когда ей было уже 87 лет, и её глаза по-прежнему лучились теплотой и светом!
Ульфат Хаирзаманович Заманов (1927-2017)
Детство Ульфата было нелёгким, он покинул свою родину Чуракаево в трёхлетнем возрасте. Вместе с большой семьёй репрессированного отца прожил в заброшенной избушке под Ижевском два года и в пятилетнем возрасте потерял отца. Затем вернулся в Чуракаево для жизни сначала в землянке, и в 10-летнем возрасте потерял мать и стал круглым сиротой. Его определили в 1937 году в детский дом. После войны Ульфат приобрёл профессию электрика и работал в Ижевске по этой специальности. С братом моей бабушки я общался лишь однажды за три года до его смерти, когда ему уже было 87 лет. Это был совершенно самодостаточный человек с очень спокойным выражением лица, он жил один и обслуживал себя сам. Постоянно трудился на даче и делал заготовки на зиму, в частности, изготавливал лёгкое вино, которое и употреблял, но весьма умеренно, как кавказские долгожители. В 87 лет он сохранял ясность ума и доброжелательность к людям, невозможно было поверить в то, что у него было такое тяжёлое детство. Ульфат - единственный доживший до пожилого возраста сын Хаирзамана был достоин своего отца.
Рокия Хаирзамановна Нуруллина (Хаирзаманова,1896-1971)
Моя бабушка родилась, очевидно, в Старом Агбязово, рядом с Чуракаево. Она, как и Габдулла, происходила из рода потомственных исламских священников, в частности, её дед Габдельфаттах служил в 1858-1900 имамом в Сынгряново, ныне Илишевского района Башкортостана. Она была весьма набожной мусульманкой, регулярно (пять раз в день) читала намаз (молилась). Получив лишь домашнее образование, владела тремя языками: татарским, арабским и русским, толковала Коран. Я никогда не видел её сидящей праздно, постоянным её «отдыхом» было прядение овечьей шерсти и вязка варежек и носков на всё семейство. Любой мой визит к ней начинался с угощения татарскими блюдами, которые я просто обожал. Она очень ценила свою многочисленную татарскую родню из Ижевска, который периодически посещала. Также ежегодно ездила за шерстью в Татарстан, очевидно, в Чуракаево.
Рокия была верным спутником своего мужа в течение 35 лет постоянных скитаний, она посвятила себя детям и внукам. В сущности, вся её жизнь была непрерывным тяжёлым трудом до войны, во время неё и после, лишь после 65 лет она жила в достаточно комфортных условиях, но конец её жизни был омрачён тяжёлой болезнью. Я никогда не слышал от неё ни одной жалобы на здоровье и даже не знал о её болезни! Возможно, единственным счастьем её жизни было то, что её дети были рядом последние 10 лет и оказывали ей поддержку - не каждому дано!
Рокия Хаирзамановна Нуруллина умерла в городе Чайковском Пермской области в 1971 году от рака поджелудочной железы, похоронена на мусульманском кладбище этого города.
Георгий Нуруллин, правнук Хаирзамана, 08.12.2025
Свидетельство о публикации №225120800529