Нинины заметки-6. Куда ж теперь идти солдату?

   Куда ж теперь идти солдату, кому нести печаль свою...*

   Вот уже под старость папа рассказывал кое-что о своём первом браке.
    Было это ещё в Карагандинской области.  Жена была из местных, вольных, иногда приходила и помогала обрубать топором ветки и сучки с брёвен, чтобы папа выполнил дневную норму.
    В 1941 году папе разрешили вернуться на родину, (а выселили его как сына кулака с родителями в 1929г.)
    Приехали они с женой и дочерью Зоей (31,03,1941 г.р.) в Камышин. Из Камышина он и ушёл на фронт. Никакого жилья не было и жена вернулась откуда приехали.
    С фронта папа писал письма домой, приходили ответы, посылал посылочки, солдатам тогда разрешалось... И вот подошёл долгожданный день, демобилизация, можно возвращаться домой... Беды, невзгоды и страдания позади.  Жив!  Руки, ноги целые, почти здоров, мелочи не считаются...  Приподнятое настроение, радужные планы на будущую мирную жизнь, а тут письмо приходит, а в нём :
    «Возвращаться не надо, я не хотела ничего говорить, но я вышла замуж, у меня есть вторая дочь, сейчас живу с детьми...»    Примерно так, я сама не читала, это со слов крёстной Аси. Даже трудно было себе представить, что было на душе у победителя.
    Особенно если вспомнить раскулачивание, высылку из родного села, двенадцать лет пребывания в Карлаге, все тяготы войны и плена... А тут ещё удар...
    Родную хату не сожгли, семью не сгубили, а идти солдату некуда. Родителей уже давно нет, в родное село Чижи не пойдёшь, да и желания не было, никто там не ждал...
    Младший брат Иван остался в Германии на сверхсрочной службе. О старшем брате, Васе,  ничего давно неизвестно, как уехал из села в 1926 году, так о нём больше никто ничего не знал, Ася осталась в Карагандинской области, вышла там замуж. И оставался только один путь, последняя надежда — к старшей сестре Гале, которая жила в то время на станции Неткачево. Туда и направился... Она жила с дочерью Любой, пятой из детей, те померли. Муж её Евдоким погиб на фронте.
 И вот папа, победитель, выживший в такой страшной войне,  в шинельке, с вещьмешком за плечами является к сестре, приняла. В деревне, в своем доме, мужские руки нужны, и им тоже была помощь.

* - Низкий поклон Михаилу Исаковскому за такое стихотворение.

Эти строчки как будто именно о нашем отце Фёдоре Ивановиче.
В числе других была и медаль «За взятие Будапешта.»
          - - -
"Куда ж теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою?»
           - - -
«Хмелел солдат, слеза катилась,
Слеза несбывшихся надежд,
И на груди его светилась
Медаль за город Будапешт.»


Рецензии