Глава 35. Все дороги ведут в Куньмин
Они ехали весь день. На последней остановке перед конечным пунктом, вышло много человек. Весь путь от Шанхая Вайолет смотрела в окно, ей было интересно, что из себя представляет юг Конгломерата. Высокоскоростной поезд "Дневной" мерно покачивался на стыках рельсов, увозя своих пассажиров вглубь региона. Предстояло провести в пути еще около двух часов до города Куньмин.
Голубое небо сумерками перекрашивалось в темный, почти индиго, цвет. Эмилия пила чай и смотрела на мелькающие огоньки далеких деревень. Вайолет смотрела на спящую молоденькую девушку, сестру своего секретаря. Но, несмотря такой молодой возраст, девушка хорошо управлялась с работой своей сестры.
- Зима спит. Может быть и ты ляжешь, - предложила Вайолет.
- Чаи гонять - это же такая утомительная работа, - посмеялась Эмилия.
Внезапно из динамиков раздался взволнованный голос начальника поезда: "Внимание, пассажиры! Просьба сохранять спокойствие! В связи с чрезвычайным происшествием мы вынуждены временно ограничить перемещение между вагонами. Просьба ко всем оставаться на своих местах!".
Тишину коридора взорвали торопливые шаги и приглушенные, испуганные возгласы. Любопытство взяло верх. Вайолет и Эмилия вышли в коридор. У двери в соседний вагон столпилось несколько человек.
- Что случилось? - тихо спросила Вайолет, обращаясь к толпе.
- Говорят, в том вагоне что-то не так. В купе нашли тело. Проводник вызвал полицию по рации, - не поворачиваясь ответил мужчина, стоявший впереди нее.
Вскоре появились двое мужчин в полицейской форме. Выглядели они растерянными. Старший, с заплывшими от усталости глазами, попытался навести порядок:
- Просьба разойтись по купе! Не создавать паники. Ничего не трогать!
Дверь в купе №5 следующего вагона была распахнута. В проеме был виден мужчина, лежавший на полу. Возле его головы темнело пятно. На диване валялся дорогой кожаный портфель с вырванным замком, содержимое - папки и документы - было разбросано по всему полу. Рядом на столике была опрокинута металлическая кружка.
Полицейские оказались обычными патрульными, больше подходящими для охраны. Расследование убийств явно не входило в их компетенцию. Они оцепили купе и стали ждать прибытия до конечной. Оставшиеся несколько человек стояли рядом, наблюдая за действиями стражей порядка, которые лишь ходили вокруг да около, боясь нарушить "обстановку места преступления".
- Кружка, - вдруг тихо сказал мужчина, которому рост позволял заглядывать в купе.
- Что? - не поняла Вайолет.
- Посмотрите. Она опрокинута, но чай пролился только на столик, а не на пол. Его опрокинули уже после того, как жертва упала. Или кто-то сделал это потом.
Вайолет с Эмилией присмотрелись. Мужчина был прав. Вайолет поймала на себе взгляд одного из полицейских.
- Служащий, - обратилась девушка. - Раз уж мы все здесь заперты, может, стоит хотя бы осмотреть помещение? Пока не стерты следы. Поезд-то идет, все трясется.
Полицейский скептически хмыкнул:
- А вы кто такие?
- Туристки из ДК Маунтэнс, - Эмилия показала документ. - Но логические задачи - это как раз по нашей части.
Молодой полицейский, видимо, изнывал от скуки и был не прочь развлечься.
- Сержант Ван, давайте послушаем. Все равно делать нечего.
Получив неохотное согласие, Вайолет и Эмилия, не заходя внутрь, стали изучать обстановку из коридора.
- Жертва - мужчина лет пятидесяти, хорошо одет, - начала Эмилия, будто конспектируя. - Удар нанесен тяжелым предметом по голове. Орудие не найдено, значит, убийца унес его с собой. Версия ограбления? Портфель вскрыт.
- Обрати внимание на его левую руку, - добавил мужчина. - Она сжата в кулак. Кажется, он что-то держит.
Сержант Ван, надев перчатки, осторожно вошел внутрь. Он разжал пальцы мертвеца. В ладони лежала пуговица. Непростая, а дорогая, на тонкой кожаной петле, явно от мужского пальто или пиджака.
- Ну, вот и улика! - торжествующе сказал молодой полицейский. - Ищем человека без пуговицы!
- Это слишком просто, - покачала головой Вайолет. - Представьте, вас бьют по голове, вы падаете. Станете ли вы в агонии вырывать пуговицу с одежды нападавшего? Сомнительно.
- Значит, убийца сам оторвал пуговицу и вложил ему в руку, чтобы запутать следы, - предположил мужчина, голос которого все также доносился сверху.
Но Вайолет все также была увлечена обстановкой в купе:
- То есть, он хочет отвести подозрение от себя и перевести их на кого-то другого. Хм... значит, он спокоен и хладнокровен. И он все еще в поезде.
Когда девушка обернулась в сторону мужчины, то увидела удаляющийся силуэт в костюме. Через несколько минут мужчина в костюме вернулся с листком бумаги. Вайолет была удивлена. На нее смотрел тот самый Нокс. Он слегка поклонился и продолжил:
- Давайте не будем отвлекаться на приветствия. Я попросил кондуктора написать список пассажиров вагона.
Вайолет знала, что Князь Н. со своей свитой должен был ехать в одном направлении с ней, но не знала, что они едут в одном поезде.
Список пассажиров включал восемь человек: сам погибший - бизнесмен Шин, его компаньон Се, молодая женщина-бухгалтер Бахти, пожилая супружеская пара Кон и одинокий мужчина, инженер Адо, ехавший в соседнем купе.
Компаньон, некто Се, был без пуговицы. На его дорогом пиджаке на левом рукаве действительно не хватало точно такой же пуговицы. Он оправдывался, нервно теребя пустое место:
- Да я не знаю, где ее потерял! Это не я! Мы с директором Шином поужинали в ресторане, я вернулся в купе, а он остался допивать чай. У меня алиби! Со мной была Ина Бахти, мы полчаса разбирали документы в моем купе!
Женщина, испуганная и бледная, подтвердила: да, последние полчаса они были вместе.
Пожилая пара ничего подозрительного не видела и не слышала, кроме "какого-то стука", но списали это на тряску от скорости поезда.
- Слишком уж очевидно, - шепнула Эмилия. - Пуговица "того самого парня", который к тому же последним видел жертву живым. Настоящий убийца был бы умнее.
- Если бы он не был глуп, то не стал бы подставлять себя так топорно, - согласился Нокс. - Значит, он очень умен. Он знал, что Се потерял пуговицу. Он все подстроил.
Они вернулись к месту преступления. На проводнице не было лица, когда она смотрела на купе. Вайолет попросила снова открыть место преступления. Она взглянула на опрокинутую кружку, на разбросанные бумаги.
- Ты говорил, кружку опрокинули после, - обратилась она к Ноксу, - Зачем? Может, чтобы создать видимость борьбы? Но борьбы не было, удар был один и точный.
Он вдруг резко обернулся к проводнице.
- А эта кружка - она здешняя, из купе?
- Нет, - покачала головой проводница. - У нас в купе только стеклянные. Это из вагона-ресторана. Видимо, пассажир взял ее с собой.
Эмилия попросила молодого полицейского осторожно поднять кружку. Та была тяжелой, металлической, с узорами в виде вензелей. На ее ребристом дне, в пазах, виднелись темные маслянистые разводы, смешанные с чем-то бурым.
- Вот и орудие убийства, - тихо сказала Эмилия, когда осмотрела кружку. - Его не уносили. Его просто поставили на место. Вернее, на почти свое место. Его опрокинули, чтобы скрыть следы крови и… чего-то еще.
- Сажи, - сказала Вайолет, и ее глаза загорелись. - Вы видели руки, которые перебирают механизмы? Такие следы могут оставить руки механика или...
Они втроем одновременно посмотрели на одного из пассажиров, того самого инженера Адо. Мужчина лет сорока, в очках, с умным, спокойным лицом. Он стоял в стороне и внимательно наблюдал за ними. Он медленно сжал кулаки, пытаясь спрятать руки в карманы.
- Не стоит, - громко сказал сержант Ван, заметив это движение. - Покажите ваши руки.
Адо замедлил движение. Он без возражений протянул ладони. Они были тщательно вымыты, но в трещинах засохшей кожи вокруг ногтей и в мелких царапинах виднелись черные въевшиеся разводы. Следы машинного масла и сажи.
- Вы едете в командировку? - спросила Вайолет, хотя уже знала ответ.
- Да, на химзавод в Куньмине,- ответил он глухо.
- Вы были в вагоне-ресторане, - продолжил Нокс, обращаясь уже ко всем. К тому моменту расследование стало как спектакль, а вагон - сценой. - Вы видели, что Шин взял кружку с собой. Вы знали, что Се потерял пуговицу - может быть, вы даже сами ее нашли в коридоре. Вы подождали, когда Се и бухгалтер уйдут в купе, зашли к Шину под предлогом поговорить. Разговор не сложился. Вы ударили той самой кружкой, которую он принес. Вы знали, что это идеальное орудие - ее не нужно проносить с собой и уносить. Затем вы взяли пуговицу, которую подобрали, и вложили ее в руку мертвеца, чтобы подставить Се. Вы даже протерли эту кружку, чтобы скрыть отпечатки, но не учли, что грязь с ваших рук уже попала на нее. А потом вы вернулись в свое купе.
- Но зачем? - спросил молодой полицейский, все еще не до конца понимая.
Адо молчал, но его спокойствие исчезло. Он смотрел в пол, плечи его обвисли.
- Документы, - сказала Вайолет, указывая на разбросанные бумаги. - Их не просто выбросили из портфеля. Их изучали. Искали что-то конкретное. Это не ограбление. Это месть или устранение. Вероятно, господин Шин был на чьей-то дороге. А вы, господин инженер, не просто инженер.
- Выясните это сами, - вздохнул Нокс, обращаясь к полицейским. - Нашим делом было найти преступника. А ваше - обыск его купе и звонок вашему начальству.
Когда на Адо надевали наручники, он посмотрел на Вайолет и Эмилию:
- Отлично сработано. Жаль, что впутались не в свое дело. Он похоронил мой проект и мою компанию. Из-за него умер мой партнер. Это был мой суд. Не ваш.
- Наказание теперь тоже ваше, - отрезал Нокс и увел девушек из вагона. Адо кричал уходящей Вайолет, но она услышала только отрывок: "...мой проект "Анкору"...".
Нокс проводил девушек до их купе.
- Вы так ловко осмотрели место преступления. Видно, что вам не в первой, - он посмотрел на Эмилию.
- В конгломерате всякое бывает, - скромно ответила Эмилия. Вайолет показалось, что она очарована Ноксом.
- И в вашем конгломерате "всякое бывает", не так ли? - Вайолет уколола Нокса. Он рассмеялся.
- Да, да. Вы правы. Мне тоже приходится обретать новые навыки, работа у меня такая - уметь все уметь.
Мужчина посмотрел на уведомление на браслете и, попрощавшись, поспешил в свое купе.
- Ты знаешь его? - Эмилия, с интересом, спросила и улыбнулась..
- Ага. Это Князь Н., - с обыкновением ответила Вайолет.
Улыбка Эмилии тут же исчезла.
Поезд начал сбавлять ход, на подходе была конечная станция. Сирены уже были слышны над свистом ветра. Когда прибыла группа захвата и Адо уводили от перрона, Лио, удивленно произнес:
- Этот задержанный так загадочно посмотрел в нашу сторону. Странный тип. Смотрел не на нас, а сквозь нас. Как будто... ждал кого-то.
- Или предупреждал о чем-то, - мрачно добавила Эмилия, все еще под впечатлением от раскрытой личности их попутчика.
Вайолет ничего не ответила. "Уметь все уметь" - слова Нокса, нет, Князя Н. звенели у нее в голове. Он умел появляться из ниоткуда, вести расследование и исчезать по первому зову. Слишком уж удобно, что он оказался именно здесь, именно в этот момент. И этот взгляд инженера Адо... Было ли это просто безумием мстителя? Или частью чьего-то большого, непонятного ей плана? "Все дороги ведут в Куньмин",- пронеслось у нее в голове.
Свидетельство о публикации №225120800678