Кокон

            В давние времена, лет эдак 40-45 назад нас сотрудников областной молодежной организации довольно часто включали в состав самого разного рода комиссий, практически по всем отраслям народного хозяйства, но особенно запомнилась работа по надзору за выращиванием коконов тутового шелкопряда. Собирались мы утром у центрального дома области и ехали в один из районов, там в главном доме района выдавали вопросник по проверке и распределяли по колхозам.
      Время было прекрасное. Весна. Процесс коконизации идет с апреля до конца мая. Колхозникам передают до 30-40 граммов тутового шелкопряда в маленькой коробочке, граммы эти содержат несколько сот личинок, которые к концу процесса увеличиваются раз в 100 и занимают несколько комнат. Питаются они листьями тутовника и если вначале они съедают около двух-трех килограмм, то в конце они пожирают до 600 килограмм листьев тутовника. В конце сезона можно собрать до 120 килограммов сырых коконов.
      До этого времени я ни разу в жизни не видел кокона тутового шелкопряда, а о его выращивании не имел ни малейшего понятия. Единственное, что я знал, что надо беречь тутовые деревья. С этим я столкнулся в должности прораба при строительстве южного обхода города. Там мы оказались на узком участке дороги, где слева было кладбище, а справа росли тутовые деревья. Для расширения дороги я естественно не стал тревожить усопших, а начал с энтузиазмом засыпать грунтом тутовник благо он был в низине. Работа пошла споро, как вдруг из ниоткуда появился Уазик, из него выскочил мужчина средних лет при шляпе, который влез в движущийся автогрейдер и начал вытаскивать оттуда водителя орденоносца Ходжимирзаева Алладина. Я опешил и побежал его спасать. Началась перепалка, собрался народ. Обошлось, хорошо, без мордобоя.  Когда все успокоились выяснилось, что дебошир в шляпе — это председатель колхоза Тельмана, зовут его Марат, тутовники находятся на его балансе и каждый посягнувший только на одно дерево выплачивает огромный штраф, а если их несколько, то дело может дойти до уголовной ответственности. Еще он пояснил, что листья тутовых деревьев, являются пищей личинок, тутового шелкопряда, которые потом превращаются в коконы, из которых и получается шелк. Получается это еще одна серьезная государственная сфера куда соваться не рекомендуется.
      Итак, наша делегация, состоящая из трех человек, включая представителя колхоза, с серьезными лицами начала посещение ударников шелкового труда. Сверяя с вопросником мы первым делом осмотрели комнату, где содержатся личинки или уже гусеницы. Проверяли наличие термометра, чтобы температура была в промежутке между 20 и 27 градусов. Если ночами было еще холодно, то должно быть продумано отопление помещения, обычно это печка буржуйка. Далее смотрели освещенность помещения, наличие окон, проверяли чистоту места где находились личинки и прочее по вопроснику. Потом вся компания выходила во двор и нас приглашали перекусить. На глиняном возвышении, супЕ, на курпачах (матрасах) был настелен засаленный дастархан (скатерть), на который красовались большие темные лепешки из муки 2 сорта, мед, каймак, большой чайник с пиалами. Попив чаю, наш коллектив шел в следующий дом, где также осматривал житие шелкопряда и где проверяющих угощали клубникой в большом тазу, в следующем спелой черешней и так далее.
     Обойдя дворы, возвращаясь в район, сдавали наши записки старшему по комиссии, который потом готовил итоговую справку. Затем после легкого обеда в столовой главного по району нас усталых развозили по домам. А назавтра предстоял еще более активный день, предстояло проверить подготовку детских пионерских лагерей к летним каникулам. В вопроснике значилось - проверка качества ремонта основных зданий, зон отдыха и купаний, а также самым утомительным являлась дегустация качества питания и состава меню в столовых...

      


Рецензии