Сказание о погибели земли русской1 Батыр и менгир

1.Батыр и менгир

 "Хан-Хурмас был счастливым отцом
Трех здоровых сынов-силачей,
Чернобровых трех дочерей,
Был главой тридцати и трех
Многомошных богатырей,
И трех братьев – земных царей,
И трех сотен знатных вождей,
И трех тысяч ратных людей."
 
  Монгольский эпос "Гэсэр".
    
"...их же никто ясно не знает, кто они и откуда пришли, и каков язык их, и какого племени они, и что за вера их. И зовут их татары. А иные говорят — таурмены, а другие — печенеги... Ибо так говорит Мефодий: к скончанию времен явятся те, кого загнал Гедеон, и пленят всю землю от востока до Ефрата и от Тигра до Понтийского моря, кроме Эфиопии. Бог же один знает их. Но мы здесь вписали о них, памяти ради о русских князьях и бедах, которые были им от них..."
  "Повесть о битве на реке Калке"

1.
Возвращался с войны вольной степью  батыр
мимо скифских курганов,менгира,
где кибитки скрипели,где грозный Батый
шел на Русь,заграбастать полмира.
 
И спросил багатура замшелый менгир,
щуря узкие глазки кочевника:
-Эй,батыр!Для чего тебе нужен весь мир,
чтобы жизнь ты потратил некчемно так?!

Ветер между бал-балов* гудел как хомуз**
и уздечка звенела топшуром***
-А не лучше ли в юрте ты пил свой кумыс?-
вопрошал хладный камень с прищуром.

Вспомни как по весне - по цветам кандыка,****
по безбрежным лиловым   полянам,
будто в сказочном сне, ты носил на руках
полонянку Чечек****,словно пьяный.

Ты печали не знал - развеселый кыпчак,
как в набегах  стремительных жалости,
и  прекрасней цветка  - молодая Чечек
тебе крепких сынов нарожала.

Подрастали птенцы в ястребиным гнезде,
жеребились в степи кобылицы,
и кумыса отведав,ты слышал везде,
про богатую Русь небылицы.

Мол, полны серебра в городах сундуки
за дубовыми прочными стенами.
Девы краше,чем даже в горах кандыки,
и белей , чем черемухи пенные.

Сыновья подросли и раздались в плечах,
и такой у кыпчаков обычай,
чтоб в кочевье у хана служить в Карачах
дабы славу стяжать и добычу.

Старший сын твой Кайсым не родился косым-
самый меткий стрелок он в улусе,
да  и ноги красавца - щипцы колесом-
ох ,натерпятся эти урусы!

Ну и среднего вряд ли кто свалит с коня,
мечет стрелы,  попасть дабы лучше как,
осажденные вряд ли протянут три дня
и не выдержат натиска лучников.

Вас урусы потом обзовут "татарва"-
и тебя,и Сайдака с Акчею.
Но струною топшура звенит тетива,
чтоб темнел ясный лик пред свечою.

Наши боги Эрлик и безмерный Ульгень,
а не их эти доски раскрашенные!
Что для них будет ночь,то для нас будет день.
Нам -прекрасное.Им будет страшное.
 
И кочевья оставленные за спиной
берегут духи -  мудрые предки.
У старшОго  сынишка остался с женой,
и   Танчак вяжет ленты на ветки.

Вот с добычей недавней играет сынок
вьются рядом сороки -нахалки,
А в ладошке продетый сквозь крестик шнурок,
крепкой памятью битвы на Калке.*

Тот серебряный крестик отважный Кайсым
снял, склонясь и ослепнув от блеска,
с война -  русича чуть только старше ,чем сын
у берёзового перелеска.

Все такое же там,как у нас в Барабе,
Так быть может напрасны те сечи?
Вон у среднего прет седина в бороде
и какие то странные речи!

У него три жены -не с того ли седой?
У него- дети трёх полонянок.
перекинутых лихо им  через седло
не для праздной потехи и пьянок.

Кто чего понаграбил - тряпья и мехов.
У него же в колодке молодка,
Смотрят братья батыры.что тырили - ха!
посмотрите какая красотка!

Время женам пристало доить кобылиц.
Ржание.Топот.В движенье  стоянка.
И огузка с татаркой попрятали лица.
Но не прячет белянка-славянка.

Вот ведь дева краса!Словно колос-коса.
Голос звонче заливистой пташки.
Засмотрелся Кайсым.Бойся! Будешь косым!-
от грудей из-под тонкой рубашки.

А глаза то,глаза голубей Иртыша,
губы слаще малины в таежке!
До чего же девица душа - хороша!
И в ушах золотые сережки.

Брови будто бы это два птичьих крыла.
Стон - изгибами стройного стана!
Нарасхват бы такая рабыня была
для гаремов великого хана.

Снятый с мертвого крестик протянет племяш,
а на нем для объятия руки
распростер этот Бог,что как будто не наш
для какой  -то неясной науки.

И не тот что в китайских златых алтарях
не в мечетях или синагогах.
он как будто на крыльях над миром паря,
принял смерть от верховного Бога.

И запрыгал,взлетая,шаман у костра
оберегами брякнув со звонами..
Бухнул колотом в бубен.Затрясся."Пора!"
И погасла свеча пред иконами.
___

*бал-бал -ритуальное каменное изваяние кочевников.
**хомуз -язычковый музыкальный инструмент тюркских народностей.
***топшур -Струнный инструмент кайчи
****чечек -цветок(тюркск.)

*****Битва на Калке -21 мая 1223 года.

После просмотра фильма "Злой город"

 Продолжение:http://proza.ru/2025/12/08/1539


Рецензии
Опять у вас получилось, Юрий Николаевич, в небольшой стихотворный этюд вместить целую историческую повесть, если не роман или даже часть эпоса. Сначала хотел спросить, большая ли работа потребовалась, чтобы изучить материал - годы, месяцы или пара дней? ( потом вспомнил, что вы за одну ночь могла написать книгу) - но после привлёк всё внимание смысл произведения. ...Как мягкая сила христианства проникает вглубь тех, кто соприкоснулся с русским миром. И выражено это через живые и символические образы. Очень ярко и сильно!

Борис Силуанов   10.12.2025 12:46     Заявить о нарушении
Это все экспромты.Льется волной.Не успеваю записывать.Кайчи едет по степи и поет.Инок молится пред образами,напевая псалом. Спасибо за столь деликатную подсказку.Таким образом и надо все выстроить.Ведь по сути это история о погибели Орды ,а не я русской земли. И православие в том сыграло колоссальную роль.Все географические места во второй главе я прошел своими ногами ,и поэтому прочувствовал и поэзию тех народов,которые уничтожил и ассимилировал Чингисхан на Алтае,в Барабе,Кулкнде.В болота ордынцы как ещё более кровожадные Ливонские рыцари не лезли.Поэтому хантов манси,коми,зырян нашествие не коснулось.И Новгородцев в том числе только по касательной.Александр Невский понял,что убивать ханских послов или баскаков,как это сделали в Рязани.гоняться за степняками по степи, где они как рыба в воде , смертельно опасно.Так облажались на Калке.И научился платить дань.Нехай подавляется этой десятиной. Не так уж и много.Но они .как тевтоны с Ливонским орденом не шли крестить или обращать в мусульманство,потому что были язычниками.Тенгрианцами.Верили в Ульгеня .Эрлика и т.д.Христос для них был чужд ,как и для ацтеков или инков.

Юрий Николаевич Горбачев 2   10.12.2025 13:21   Заявить о нарушении
Об ассимиляции и уничтожении Чингисханом народностей, о которых я и не слыхал, было интересно узнать. Будем знать.

Борис Силуанов   10.12.2025 14:08   Заявить о нарушении
во второй главе об этом немного есть.Кнопка продолжение ..

Юрий Николаевич Горбачев 2   10.12.2025 14:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.