Только одна картина

«Рад, что моя картина «Братья Ананьевы» находится на БЛМЗ, где работали её герои и где я писал её. Вечная слава людям труда!» - такие слова написал Михаил Корнеевич Аникеев в книге отзывов заводского музея, прощаясь с участниками встречи, прошедшей на Балашихинском литейно-механическом заводе в честь Дня города.
Этот человек был узнаваем в городе: во время прогулок – на улицах и скверах Балашихи; во время мероприятий в честь Дня Победы – на площади Славы; во время Дня города – на площади перед Ледовым дворцом; во время тематических встреч – в Историко-краеведческом музее и Балашихинской картинной галерее. Но в тот августовский день 2009 года Почётный гражданин города Балашихи, заслуженный художник России Михаил Корнеевич Аникеев держал путь на Балашихинский литейно-механический завод.
- Волнуюсь и радуюсь, - сказал Михаил Корнеевич мне при встрече. – Полтора года, так сказать, изо дня в день работал я здесь, на БЛМЗ, в специально созданной мастерской над пятью большими картинами. Эх, и творчески проникновенным было это время!
И тут он ввернул одно из своих творческих словечек – вроде «парадигмы» и «астральности», которые делали столь специфической его речь, не всегда были понятны в контексте, но красочно дополняли его образ. Этот восхитительно сочетающийся с беретом художника шарф, светлый пиджак с орденами и медалями, цепкий взгляд и хитровато-простодушную улыбку. Улыбку человека пожившего, через многое прошедшего, но не уставшего радоваться и удивляться жизни.
За многие десятки лет реальность и вымысел художника так перемешались в его внутренней палитре, что иногда ввергали меня в восторженное недоумение, как это бывает, когда смотришь на картину экспрессиониста: и не реальность, и завораживает так, что невозможно оторваться.
В пятидесятых годах на БЛМЗ тогдашний директор завода выделил молодому художнику Мише Аникееву большое помещение на втором этаже главного литейного корпуса. Поначалу Михаил Корнеевич не вспомнил фамилию директора, но сказал, что обязательно узнает его по фотографии в музее. Именно в заводской музей мы и держали летним утром путь с Михаилом Корнеевичем. Встречавшиеся нам в проходной и на главной заводской аллее заводчане здоровались и улыбались, узнавая художника. Эта доброжелательная атмосфера перед встречей сделала настроение нашего героя и вовсе приподнятым.
И вот Михаил Корнеевич встал рядом со своим произведением молодых лет – картиной «Плавильщики Павел и Пётр Ананьевы», которая включена в экспозицию заводского музея трудовой и боевой славы. Кто они – эти двое мужественно-красивых рабочих, привлёкшие внимание художника, заслужившие право стать художественными образами?
Как заворожённые, слушали заслуженного художника России  студенты-практиканты из МГТУ им. Н.Э. Баумана, которые на БЛМЗ проходили свою первую, технологическую, практику. А Михаил Корнеевич, вдохновлённый этим молодым вниманием, видом картины, так удачно вписавшейся в экспозицию музейного зала, и в целом встречей с заводом, вспоминал, как создавалось это полотно.
Одного из братьев, увидев его среди заводчан-рабочих, выбрал для своей картины сам художник, а уж тот попросил разрешение привести на показ и другого, который тоже работал на заводе. До сих пор, а в те времена особенно, на БЛМЗ работали целыми семьями, из поколения в поколение, создавая трудовые династии, прославляя своим трудом завод и город.
Судьбы братьев Ананьевых схожи с судьбами многих деревенских парней, приезжавших на заводы, чтобы стать рабочими. Пётр Ионович и Павел Васильевич  Ананьевы – двоюродные братья из деревни Гремушка Тамбовской области. Пётр Ананьев – старший из братьев, он изображён на картине сидя – работал на БЛМЗ с 1948 по 1998 год, из них 25 лет плавильщиком-заливщиком в цехе магниевого литья. Павел (он на картине нарисован стоящим) пришёл на завод чуть позже, но традицию поддержал, тоже больше 20 лет проработал плавильщиком-заливщиком  в цехах магниевого литья.
В обеденный перерыв заводчане приходили в мастерскую художника, чтобы хоть одним глазком взглянуть, как идёт работа. Они очень гордились, что их труд прославляется в искусстве, что они, простые рабочие, вызывают интерес живописца, что их директор создал художнику такие условия. Обсуждали и советовали, рассказывали художнику о своей жизни, много шутили. В общем, атмосфера была творческой.
Пять созданных в мастерской на БЛМЗ картин М.К. Аникеева размещались и экспонировались в разных местах. Работа «Плавильщики Павел и Пётр Ананьевы» выставлялась в заводском ДК «Спутник», в Балашихинской картинной галерее, на различных выставках, в том числе в Манеже, в Академии художеств, а своё постоянное место прописки нашла здесь, на своей малой родине, на БЛМЗ.
Мне думается, что счастливая судьба у этой картины. Значит, с душой работал над ней наш знаменитый земляк – Михаил Корнеевич Аникеев. Значит, дальновидным был сразу же узнанный художником по музейному портрету директор БЛМЗ с 1951 по 1960гг. П.Н. Лысов. Значит, правдивыми и в то же время типичными получились образы братьев Ананьевых, если уже столько десятилетий вглядываются в них люди.
Кому-нибудь из ребят-студентов наверняка запала в душу эта встреча. Надо было видеть их лица, надо было слышать их аплодисменты! Они почувствовали, что такое – любить свою профессию, любить свой завод, любить свой город. Теперь, когда Михаила Корнеевича Аникеева не стало с нами, эта встреча на БЛМЗ приобрела какой-то новый оттенок: воспоминание о ней стало дорогим и трепетным, потому что её больше не повторить никогда в жизни, только в памяти.
P.S. Недавно в Библио-холле Центральной городской библиотеки им. Ф.И. Тютчева проходила выставка работ творческой семьи Аникеевых и встреча с потомками художника. Вспомнились наше знакомство с Михаилом Корнеевичем Аникеевым, посещение его мастерской, беседы и этот визит художника на БЛМЗ, о котором я рассказала.


Рецензии