Лётчик и медицина
И вот теперь в училище приступали к лётному обучению курсанты с отличным состоянием здоровья. Все они понимали важность поддержания своего состояния здоровья и, что их здоровье, это неотъемлемая часть их будущей успешной профессиональной деятельности. Об этом им также постоянно напоминали отцы-командиры, проводилась постоянная, так сказать, воспитательная работа, особенно, что было связано с употреблением алкоголя. Тех курсантов, кто попадался на выпивке, строго наказывали, а если это продолжалось, то таких курсантов безжалостно исключали из училища.
И весь процесс обучения и воинской службы в училище был направлен на сохранение и поддержание отличного состояния здоровья курсантов. Проводились регулярные утренние физзарядки, закаливание организма. Исключались, например, занятия травмоопасными видами спорта, такими, как футбол, хоккей. И, наоборот, использовались физические упражнения и спортивные снаряды, которые способствовали развитию пространственной ориентировки, тренировке вестибулярного аппарата. Использовались такие спортивные снаряды, как рейнские колёса, лопинг.
В большинстве своём курсанты поддерживали здоровый образ жизни, не злоупотребляли спиртным. Хотя, были отдельные случаи, когда курсант проявлял повышенный интерес к алкоголю. Но обычно такие курсанты в училище не задерживались.
С самого начало своего приобщения к лётной деятельности медицина очень плотно опекала курсанта, за которыми велось постоянное медицинское наблюдение, - как минимум, раз в полгода проводилась углубленные медицинские осмотры, а раз в год ВЛК. И такой режим медицинской опеки будет уже сопровождать лётчика на всём протяжении его лётной деятельности.
После окончания училища в полку он будет под постоянным пристальным медицинским вниманием полкового авиационного врача. Также будут его сопровождать полугодовые медицинские осмотры и ежегодные ВЛК.
При занятии спортом, на отдыхе, просто в быту, лётчик уже автоматически «следит» за собой, чтобы не сделать чего-нибудь, что может отразиться на его здоровье. Как «дамоклов меч» висит над лётчиком постоянно возможные проблемы со здоровьем, в любой момент здоровье может подвести по разным, не зависящим от тебя причинам. В лучшем случае это может привести к «получению» диагноза, который позволяет летать, а в худшем к списанию с лётной работы. И никто от этого не застрахован.
Периодически в полку это происходит с кем-нибудь из лётчиков. Много любопытных случаев можно вспомнить. Например, у одного лётчика стало покалывать в области сердца, тот заволновался, но к врачу не обращается, надеется, что пройдёт. Не проходит, обращается к врачу, тот отправляет лётчика в госпиталь. Оказывается, небольшая проблема в левой руке. Всё хорошо. Другой случай противоположный, - у другого лётчика появились проблемы с рукой, ноет, побаливает. Терпит, но в конце концов тоже оказывается в госпитале, а там обнаруживается проблема с сердцем и лётчика списывают с лётной работы.
Одно дело, когда списывают лётчика, уже имеющего выслугу лет, позволяющую спокойно уволиться и выйти на пенсию. Другое дело, когда нет ещё выслуги, тогда лётчика переводят на наземную работу, чаще всего связанную с авиацией, - на КП, на РСП, на штабную работу.
Со временем у многих лётчиков появляются диагнозы, которые позволяют продолжать летать. У некоторых диагнозы накапливаются и это даже считается «положительным» моментом. Дело в том, что зачастую бывает, что выслуга на пенсию у лётчика уже есть и он хочет уйти из армии, а это становится непростым делом. Именно, чтобы списаться «подчистую», то есть не просто с лётной работы, а совсем из армии. В добрые советские времена так запросто из армии не отпускали.
Вот тут лётчик жалуется сильно на своё здоровье, апеллируя к своим диагнозам, едет в госпиталь и, как правило, списывается «подчистую». Были и такие, что приходили к мысли уйти из армии, а диагнозов серьёзных не было, тут включалась фантазия. Варианты использовали самые разные, вплоть до экзотических. Самый распространённый вариант был это жалобы «на голову», в этом случае медицина не сильно могла покопаться «в голове». Но этот вариант имел свой минус, это влияние диагноза «по голове» могло повлиять на дальнейшую судьбу пенсионера, ведь уходили на пенсию еще в работоспособном возрасте.
В добрые советские времена было почти невозможным, чтобы лётчик, годный по состоянию здоровья к лётной работе, мог уволиться из Армии, поэтому и случаев продолжения лётной работы после увольнения из Армии было «очень мало». И только в конце 80-х годов вышел приказ Министра Обороны, который не сильно и афишировали, о том, что – «…не препятствовать увольнению из Армии лётчиков, имеющих выслугу для пенсии…». Вот тогда стало возможным, «годным» по здоровью лётчикам, уволиться по «сокращению штатов». И тогда стали появляться в гражданской авиации ПИЛОТЫ, ещё недавние ЛЁТЧИКИ. Проще всего было транспортникам, но были и истребители.
26.11.2025 – Севастополь.
Свидетельство о публикации №225120800895