Ответ читателю и автору Анатолию Дуднику

Анатолий задал вполне резонный вопрос: «Кто ведёт надзор за поисками пропавших сокровищ?» Постараюсь показать это на примере  «Чёрного лебедя».
 
Такое кодовое название в целях обеспечения секретности дала американская компания «Odyssey Marine Exploration»  операции по поиску и подъёму со дна океана  серебряных и золотых монет на сумму около 500 миллионов долларов и артефактов.

Подъём сокровищ - сегодня не главная задача компании. Сами о себе они пишут:  «Работа компании сосредоточена на добыче критически важных минеральных ресурсов через исследования, основанные на данных».

Но начинали они как раз с поиска сокровищ. Компания обнаружила некоторые из самых известных кораблекрушений в истории: «Ancona», «Gairsoppa», «Nuestra Se;ora de las Mercedes», «Republic» и HMS «Victory».

Вначале компания  пыталась скрыть происхождение поднятых сокровищ. Но вы же понимаете, что скрыть от спецслужб 17 тонн золотых и серебряных монет и ценных артефактов крайне затруднительно.

Тем не менее, всё найденное сотрудники компании упаковали в белые пластиковые контейнеры и в мае 2007 года тайно доставили свою добычу в штаб-квартиру в городе Тампе, штат Флорида.

Но об этом узнали соответствующие службы Испании. На запрос испанцев компания ответила, что открытие сделано в международных водах и в соответствии с Морским правом ООН. Онако она отказалась указать место нахождения обломков корабля и его название.

Отказ раскрыть место крушения и заявленное незнание названия корабля вызвали серьёзное подозрение у испанских властей.

В результате испанское правительство подало иск против  «Odyssey Marine Exploration» в федеральный суд в Тампе, требуя, чтобы компания раскрыла всю информацию о затонувшем судне.

Суд согласился, и по его решению компании пришлось признаться, что сокровища подняли с останков испанского фрегата «Nuestra Se;ora de las Mercedes», который потопили англичане 5 октября 1804 года у берегов Португалии.

Для подкрепления решения суда, чтобы вынудить компанию раскрыть точное место подъёма сокровищ, испанское правительство дало указание захватывать и обыскивать в поисках артефактов все суда компании, крутившиеся вокруг Гибралтара.

Американцам пришлось назвать координаты этого места. Сокровища они  нашли в Атлантике примерно в 180 милях (290 км) к северу от Португалии.
 
Испанские водолазы и учёные осмотрели место крушения и обнаружили, что американцы использовали варварские методы подъёма артефактов, фактически уничтожив всё, что осталось от корабля.

Испанское правительство объявило это незаконным грабежом собственности Испании и начало судебную тяжбу.

Встрепенулись и перуанцы. Правительство Перу заявило, что испанцы сами всё золото и серебро награбили в Перу, и эти сокровища - собственность перуанцев. Перу   подало в международный суд соответствующий иск.
 
Когда я читал об этом, то вспомнил претензии жителей бывших германских колоний к ФРГ: вы эксплуатировали наших прапрабабушек и прапрадедушек, поэтому дайте нам денежную компенсацию, не помню сколько миллиардов евро.  Ничего пока не получили.
 
Перуанцам объяснили, что на момент крушения Перу считалось испанской колонией, а не отдельным юридическим лицом, и поэтому у перуанцев нет законных оснований претендовать на получение средств по иску.
 
А вот Испания выиграла дело и получила назад свои сокровища на сумму 600 миллионов долларов,  а также 3,3 миллиона долларов за судебные издержки. 27 февраля  2012 года сокровища перевезли на двух испанских военных самолётах C-130 в Испанию.

Компания пыталась оставить в Гибралтаре небольшое количество монет и вещей, найденных на судне, но и их по суду заставили всё вернуть Испании в 2013 году.
 
2 декабря 2012 года груз золотых и серебряных монет весом 14,5 тонн, извлеченный из затонувшего судна, передали в Национальный музей подводной археологии в Картахене для каталогизации, изучения и постоянной экспозиции.
 
С 2014 года сокровища экспонируются в нескольких испанских публичных музеях в рамках обширной передвижной  выставки, посвящённой крушению судна и возвращению сокровищ.

Итак, если вы ищете подводные сокровища, то сначала изучите  как следует законодательство: в разных странах оно разное.

Например, в США всё, что обнаружено в трёх милях от берега, является собственностью государства. Каждая найденная вещь должна быть зарегистрирована.

А главный урок из этого судебного дела заключается в том, что «Nuestra Se;ora de las Mercedes» — военное судно Испании, и обломки этого корабля, его груз и любые человеческие останки являются естественным и юридическим наследием Испании.

Но  для вас, дорогие сограждане, возможности найти сокровища на дне океанов далеко не исчерпаны:

один из крупнейших специалистов по этой части Джеймс Дельгадо, директор Программы морского наследия, считает, что около миллиона известных или ещё не открытых кораблекрушений пока находятся под водой.

Предупреждая ещё один вопрос, сразу скажу, что вопросы охраны сокровищ во время подъёма и транспортировки в прессе по понятным причинам не освещаются.

 


Рецензии
Презренный металл😠
Он тоннами уходит на дно... но жажда обладания им непотопляема. Страсть и азарт заставляет людей пускаться в невероятные приключения.
И терять больше, чем находить, как случилось с упомянутой Вами, Владимир, компанией. Зато, народ в Испании имеет возможность лицезреть артефакты.
И да, то, что Вы описали - хорошая наука для подобных любителей кладов. Спасибо и Анатолию за вопрос.
Задумалась, хочу ли найти какое-нибудь сокровище? Вспомнила "Невероятные приключения итальянцев..." и то, как нашла 1 пфенниг, копаясь в грядках, и как он подвиг меня на написание миньки. А если бы больше нашла? Был бы целый клад минек, т.е. сборник😂

Наташа Шевченко   08.12.2025 18:12     Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.