Распеваемся, собирая пазл

(ИЗ ДНЕВНИКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ)
Если бы не было результатов, молчала бы, да и вообще сменила бы сферу деятельности. Многие сегодня учат петь, ставя во главу угла не ОБРАЗ, а деньги в погоне за техникой исполнения тех, или иных вокальных приёмов. Идёт сумасшедшая передозировка всем этим. Обмануть другого легко, а родителя, ещё легче, ну а ребёнок видит в своём учителе того, кого необходимо беспрекословно слушаться и подражать во всём. Однако обмануть себя человеку не удастся никогда. Начнёт мучить совесть, да, да, начнёт, ибо бессердечных нет и бездушных тоже. Мы триедины,  как и Тот, кто создал Вселенную и человека в ней, как точку золотого сечения.
Предлагаю принять формулу, по которой я обучаю своих учеников петь: Формула звука: Фантазия + Воображение = Образ + чувства = Дыхание + эмоции = динамика + диафрагмальное давление = анкеровка + мимика + жест + пластика тела + смыкание связок = звук = ТЕМБР = РЕЗОНАНС = Благодарный слушатель! Заметьте, я не выделяю отдельно аспект «дыхание». Почему? Потому что это физиологический процесс, хоть и осознанный при пении.
Ломая стереотипы процесса обучения пению, хочется предложить альтернативу  распевкам, которые звучат из всех кабинетов образовательных учреждений культуры и искусства. Да, они чудесные и несут под собой определённые задачи, но мне всегда мало было петь «ми-мэ-ма-мо-му». Будучи человеком с огромной фантазией и воображением, мне легко и в эти слоги внести образ олицетворяющий что – то прекрасное и созидающее. Обучая пению, я всегда прошу учеников ощутить, представить, перенестись, почувствовать… На уроках, мы нюхаем цветы,  улавливаем свой любимый запах, переносимся в парк, где течёт ручей, или поднимаемся в горы, откуда падает водопад. Это легко сделать человеку творческому, со свободной волей и одухотворённому.
При обучении, мы иногда сталкиваемся с психосоматическим комплексом у тех,  кого учим.  Укрепление отношений «педагог – ученик»  быстрее произойдёт на альтернативных привычным упражнениях.  Во-первых, игровой подход позволит раскрепостить тело  и  выразить свои эмоции во всей полноте. Во-вторых, включается дополнительный образовательный аспект, который сможет расширить кругозор вашего ученика. Учащийся получит не только методические знания, но узнает географию, историю, особенности народа, их мелодику и гармонию, язык, познакомится с композиторами – классиками и песенниками, о которых не слышал ранее. Коротко расскажет об известных кинофильмах, первых исполнителях мировых шлягеров,  а так же подскажет,  как генерируется  передаваемый нами звук, имитируя животный мир. Не стоит мудрствовать, подражание звукам природы открывает многое и расширяет горизонты нашего познания. Другими словами – мы собираем на уроках пазл, и глядя на полноценную картину приступаем к исполнению. 
Бывая на уроках по приглашению, я наблюдаю совершенно формальное распевание. Преподаватель не определяет чёткие задачи, которые ставит перед учеником и если он выполняет упражнение неверно,  не останавливает, не указывает  ему на его ошибки. Почему? Возможно потому, что преподаватель считает основной своей задачей разогреть голосовой аппарат перед пением произведений? А что делал человек до обеда? Неужели он молчал, или спал? Голосу достаточно трёх часов, чтобы проснуться и быть готовым для творчества. Первые двадцать минут урока должны быть особо интересными, максимально использованы и преподавателю нужно заранее подумать, над чем потрудиться, с чего начать?  Разогревать голосовой аппарат прогоном по клавиатуре, не обращая внимания на звукоизвлечение – преступно.
Все упражнения и распевки строятся на чистоте звучания интервалов, пропевания их сверху вниз, или снизу вверх. Вся музыка строится на интервалах, и мелодия требует бережного к себе отношения, точного запоминания и воспроизведения. Мы часто слышим: «Где чистота интонации?» Если приставка «ИН», означает расположение внутри чего-либо и  указывает на действие, направленное внутрь чего-либо,  то «ТОН» должен быть совершенно чистым, иначе произойдёт отторжение, слушающий нас человек просто не впустит в себя это грязное пение.  В упражнениях используется различная фонетика,  ритм-пульсация, темп и тот колорит, который вносится лично нами в передаваемый образ. 
Если в песне, которую вы учите, есть скачок (широкий интервал), который не получается, или соединение регистров до сих пор  не понято,  не освоено и.т.д. продумайте и дайте упражнение, где будут стоять именно эти задачи. А полутона, которые не слышит ученик, а как звучит кварта, квинта? В каждой песне мы найдём необходимые для работы фрагменты. Причём, перед учащимся не стоит первоначальная задача назвать, сколько в  каждом интервале полутонов, тонов и как он называется. Основная задача -   как интервал  услышать и запомнить его звучание!  Как  проще, через миропонимание объяснить секунды, которые так же, как септимы резковаты? Мне всегда на помощь приходит аналогия. Включите воображение и переведите обучение на простую бытовую основу, например: Малая секунда, это твой брат, живущий с тобой в одной квартире, но в другой комнате, а большая секунда – это твой сосед, живущий с тобой на одной лестничной клетке. Порой, ученик даже сомневается назвать октаву чистую, когда она звучит в песне, так подскажите ему, что это его бабушка, живущая в городе «Н». На начальном этапе обучения, советую всё же учить пропевать интервал, важно слышать и нижний звук, если поём снизу вверх, и верхний звук интонировать точно, спускаясь к нижнему. Если звуки сыграны последовательно – это мелодический вид. Если звуки сыграны одновременно – это гармонический вид. Чем больше поём фразы из песен и указываем во время исполнения, что звучит,  быстрее отложится в музыкальной памяти ученика, какой  интервал он поёт. Умение слышать и определять какой интервал звучит – основа основ для развития музыкального слуха.
Рекомендую в первые двадцать минут занятия взять конкретное место из песни, над которой вы работаете, с фрагментом которой необходимо особо потрудиться и разогревайтесь именно на нём. Ученик понимает, что дома он этим занимался и сегодня нужно показать, чего достиг, а с помощью преподавателя улучшить свои результаты. Сегодня уже мало кто начинает свой урок с проверки домашнего задания, а ещё реже, записывают задание в дневники. Никакой разницы нет ДШИ вы, или вокальная самодеятельная студия, дневник всегда дисциплинирует. Вы хвалите за упорный труд, а потом, переходите к самой песне. Я пишу не голословно, на уроках по педагогической практике, где с детьми из ДШИ занимаются мои студенты, я слышу: «Давайте петь песню с начала……..я хочу петь сначала!». Если аргументировать, что петь сначала мы не будем по причине одного фрагмента из песни, над которым ученик так и не потрудился, или если он потрудился, тогда пусть покажет, как получилось, такого вопроса вам не зададут, да и уважение вы не потеряете. Огромная проблема педагога сегодня – он идёт на поводу ученика, не отстаивает свою профессиональную позицию, боится потерять платного воспитанника. Особенно это ярко выражено  в репертуаре «Что хочу, то и буду петь».  В другом случае, преподаватель просто не хочет трудиться, «сойдёт и так». Ещё вариант:  «возьму только одарённых, с ними особо ничего не нужно делать».
Ну, а распевки, вообще ни во что не ставят, поют небрежно, педагог молчит, отбывает время. Заинтересованность в особом подходе к началу урока должна быть,  в первую очередь, у самого преподавателя. Обладать даром убеждения, что данное упражнение принесёт пользу.
Усвоить материал будет легче, если в упражнения включать целые слова и фразы, где вы точно сможете рассказать и показать, чем отличается буква от звука. Важным  аспектом является творчество, генерация идей,  умение импровизировать и, занимаясь над одним и тем же упражнением, я пою всегда по-разному, а значит и задачи могут добавиться, поменяться, а какие-то  уйти на второй план. Всё же, помимо основы пения – верного дыхания, работы опоры, чистоты интонации и других аспектов пения, мы часто забываем о метре, о том времени, которое отпущено для интонирования и тут, многие претыкаются. Вложить в такт слово, распеть его грамотно ритмически представляет огромною сложность и это потому, что в данном направлении мало кто ведёт работу. Начиная петь джазовые стандарты,  педагоги сталкиваются с отсутствием понятия ритма у учеников, они не понимают ни затакта, ни слабой доли, нет понимания и ощущения триоли,  о синкопе уже не говорю, несовпадение ритмического акцента с метрическим – архисложно для многих. Учащиеся испытывают  затруднения в элементарном вокализе, где необходимо распеть гласный звук, вместив его в метро-ритм, соблюдая гармонию. Предлагаю Вам упражнение из моего пособия «Вокруг света. Упражнения на известные мелодии народов мира»
Упражнение - распевка «Гуцулочка». В качестве минусовки для этой распевки  взято вступление к песне и смонтировано в семи подъёмах и спусках. ( ВИА Гра Гуцулочка)
Перенесёмся в Карпаты. Народные лады – модальны, а не тональны. Это означает, что привычные гармонические отношения тоника-субдоминанта-доминанта в них выражается гораздо слабее. Если вы находитесь внутри лада, то вам совершенно не обязательно завершать фразу доминантой в тонику, вы вольны использовать любые гармонические и фразовые ходы, которые сочтете нужными или приятными с музыкальной точки зрения. Также важным отличием тональных ладов от модальных является, то,  что в тональности лад всегда замкнут в рамках октавы. В модальной системе лад может иметь диапазон ноны, терцдецимы или даже двух октав.
Самая высокая точка украинских Карпат - гора Говерла, туда мы и отправимся. Когда мы в горах, так хочется петь, распевать  мелодию в ожидании отклика на неё. Распевка не предполагает добор дыхания ( но вы вольны его взять и оправдать), а  диапазон её велик. Характерная восходящая мелодия с небольшим поступенным спуском и вновь восхождением через малую секунду. «Кто ждет тебя, Гуцулочка? — Карпаты!»
Основные задачи: Перенестись в Карпаты в своём воображении. Даём себе право на ошибку и пробуем импровизировать в заданной гармонии .  Опираясь на это право, снимаем все страхи, убираем таким образом любые зажимы. Позиционная концентрация звука, экономия  дыхания при сбалансированном диафрагмальном  давлении, элементарная мелизматика.   
Спойте сначала всю фразу на гласный «У». Это позволит вам протестировать своё дыхание, фонема «У» для этого хороша. Распевка даёт массу возможностей для воображения и тонового воплощения в достаточно медленном темпе. В минусовке, после первого аккорда, начинается звукоряд. Первую фразу нужно спеть со словами,  на одном дыхании и на слоге «цу» приостановиться (невзирая на ритм в нотах), главное вложиться в метр. «ЛоОочка» - может быть мелизмом, «Кар-ПаАа-ты» - с небольшим форшлагом.  Далее – идёт полная импровизация – вокализация с гортанными мелизмами и вибрациями, согласно предлагаемой гармонии. Во второй, импровизационной части, дыхание произвольное.
Можно вторить солирующему инструменту (в минусе), повторяя за ним мелодию. Первый интервал — кварта. Фраза должна быть исполнена на одном дыхании, чтобы справиться, на помощь может прийти смена темпа (благодаря концертмейстеру), но  в  случае с минусовкой это сделать будет невозможно ( минусовка к распевке на сайте автора статьи).
Наша задача — сохранить кавказский колорит, чтобы это было красиво и чисто. Важно быстро дойти до верхней ноты, и только на ней можно остановиться. Применяйте агогику.  Если певец будет размазывать начало, нарушится метроритм, поползёт интонация, и сразу же потеряется дыхание. Скорость и смелость = 100% успеха! Основной принцип простейшего мелизма: Нам нужно пробежаться и выйти в гласную, чтобы на ней было достаточно времени («на отдать звук»)   для полноценного раскрытия тембра, и далее при хорошем натяге (опоре) сделать мордент и спуститься вниз («на забрать звук»).  Пробуйте распевать все гласные, останавливаясь на них по своему усмотрению, импровизируйте. Мордент,  возможно спеть дважды по мелодии. Второй вариант распевки: Не петь фразу из песни словами, а полностью отдаться вокализации.
Итак, подытожим. Мы с Вами сделали, казалось бы всё, а именно: Благодаря распевкам проучили все сложные места в песне, нет проблем в соединение регистров, тональность для исполнения песни выбрана в соответствии с диапазоном ученика на данный момент, содержание песни по его возрасту, он понимает, о чём поёт,  текст выучили, мелодию знаем точно и чисто её интонируем, с дыханием справляемся – диафрагма  с ним в полном согласии, определились по  форме преподнесения, проверили на выносливость…. Что, пазл собран????  НЕТ. Образ и бесстрашие, без чего на сцене делать нечего, но это уже другая глава повествования из дневника преподавателя Натальи Ахмедовой-Вапаевой.
Сцена, как она ко многому обязывает.  Вы, совершенно безвозмездно,  получили в  дар   великолепный  голос и удивительную музыкальность, но любой дар необходимо возделывать. Какой плод должен принести в мир человек? Свет, который  вы дадите людям, и который, глядя на землю, узрят с небес. Одно плохо, не каждого смогут увидеть, а человек создан так, что по всем своим качествам, способен светить. Многие растения закрывают себя ночью, а с первыми лучами солнца, происходит чудо, цветы распускаются, тянут свои лепестки к небу и радуют нас собою. Каждая нота вокалиста, должна расцвести, должна вспорхнуть,  полететь  и приземлиться в сердцах слушателей, оставив там самый добрый и значимый след: «Я Верю!…Я понял!…Какое чудо!…. Хочу слушать и слушать!... Пойду и попрошу прощения!... Знаю, что мне нужно сделать!...».  Горе тому вокалисту, который услышит в свой адрес: « Какое счастье, он завершил своё пение!» и, чтобы Вам никогда не пришлось услышать подобное, зажгите свет в себе и дайте его людям.


Рецензии