цирюльник, парикмахер, куафер

История парикмахерского искусства насчитывает тысячетелетия.   Впервые люди, уделяющие особое внимание уходу за волосами, появились в Древнем Египте. В то время все процедуры по окрашиванию и завивке выполнялись специально обученными рабами.  Древнеегипетские парикмахеры использовали бритвы из драгоценных металлов, таких как золото и медь, предназначенные только для знатных сословий.
В средние века и более ранние периоды парикмахеры часто выполняли медицинские функции, поскольку не было четкого разделения профессий, а у них были необходимые инструменты.

 В Европе цирюльников называли по-разному, но чаще всего использовались слова "барбер" (barber) и "цирюльник" (cyrulik), которые в Средневековье обозначали  "хирурга" или "брадобрея-целителя", проводившего кровопускание, удаление зубов и ампутации , а в более поздние времена –"парикмахерами".
Происхождение слова: Греческий корень: cheirourgos), означающий «работающий руками» (от «рука» + «работа»).
Из греческого перешло в латинское chirurgus, что также означает «хирург», латинское chirurgus  в польском языке стало cyrulik, сохранив значение человека, который умеет «работать руками» с телом (брить, стричь, лечить).В русском языке слово было заимствовано в XVIII веке и приобрело суффикс -ник, став цирюльником, а от него образовалось название места — цирюльня.
 В  Средневековье цирюльники (chirurgus) были банщиками, парикмахерами, а их цирюльни – центрами общественной жизни, где стригли волосы, бороды, делали кровопускания постановка пиявок и даже удаляли зубы. Это отражено в этимологии слова, связанной с хирургией. 
Для обозначения их медицинской практики  появился символ столба с полосами цирюльный столбик -  "barber's pole".

Разделение профессий: Только к XVII-XVIII векам в Европе произошло разделение на собственно парикмахеров (создающих прически) и хирургов (врачей), хотя многие продолжали выполнять обе функции.
В XIX веке появились стационарные цирюльни, а затем и парикмахерские, особенно под влиянием французской моды.
История цирюльника в России начиналась с бродячих мастеров, которые не только стригли и брили, но и занимались лечением ран и кровопусканием.   При Петре I цирюльники стали низшим медицинским чином в армии, но их роль как мастеров, владеющих элементарными хирургическими навыками, была признана и после.
. Они были как бродячими, так и крепостными при помещиках, которых называли «тупейными художниками». Они выполняли роль лекарей, делали кровопускания, вырывали зубы и лечили раны. Петр I ввел европейские прически и моду на стрижку бород, а цирюльники получили военное звание нестроевого низшего медицинского чина.

Парикмахеры
Термин «парикмахер» происходит от французского слова «perruque», означающего «парик». Парикмахерское искусство в его современном виде зародилось во Франции в эпоху Возрождения, когда знать стала уделять большое внимание уходу за волосами.

С наступлением 17 века парикмахерское искусство претерпело значительные изменения. Мода на парики заставила цирюльника отказаться от большого количества медицинских услуг в пользу более прибыльного изготовления фальшивых волос. В это же время цирюльники были переименованы в постижеров, а затем и в парикмахеров.
Постижёр — это специалист, занимающийся изготовлением и созданием изделий из натуральных или искусственных волос, таких как парики, накладки, шиньоны, бороды, усы и бакенбарды.

XVIII век: Царили парики, особенно в период правления Екатерины II, а модные тенденции подражали Европе.
XIX век: Появились первые стационарные парикмахерские, в основном в крупных городах, а французские мастера задавали тон в моде и услугах. 
В XVI веке парикмахеры стали неотъемлемой частью французского двора. Во времена правления Людовика XIV, известного как «Король-Солнце», изысканные прически и парики стали символами богатства и власти. Парикмахеры того времени были настоящими художниками, способными создавать сложные прически, требующие многочасового труда.

С началом промышленной революции в XIX веке профессия парикмахера вышла за пределы королевских дворов. Благодаря массовому производству инструментов, таких как ножницы и расчески, парикмахерские услуги стали доступны даже среднему классу, утвердив парикмахера как профессионала, преданного красоте и стилю.

Куафер
«Куафер» — это устаревшее название парикмахера, происходящее от французского слова coiffeur.  Заимствовано из французского языка, от coiffer «укладывать (волосы)» + -eur -or запись 1 — more at coiffure.    Первое известное использование слова coiffeur относится к 1824 году. Основное значение слова «coiffeur» — это парикмахер или стилист по прическам.
Знаменитые куаферы (парикмахеры) включают в себя исторических мастеров, таких как придворный куафер королевы Марии-Антуанетты Леонар.

Марсель Грато: Изобретатель технологии прически  французских волн в 1872 году, которая стала революцией в укладке волос.  Причёска французских волн — это естественная, мягкая и аккуратная укладка с плавными, нечёткими волнами, напоминающими пляжные, но более гладкими и естественными. В отличие от голливудских волн, она выглядит более "расслабленной", но при этом элегантной и женственной,
Прическа «Голливудская волна». Голливудской волной называют гладкую прическу, в которой длинные волосы уложены крупными волнами с мягкими изгибами. Такая укладка появилась давно – в первой половине 20-го века ее предпочитали голливудские киноактрисы.

История женских причесок — это путь от древних кос и покрывал до пышных барочных сооружений и современных стрижек, отражающий социальный статус (распущенные волосы — девичье, косы/покрывало — замужнее), моду и культурные идеалы, с постоянным акцентом на локоны, украшения, а позже — на изобретение парикмахерских инструментов для их создания и выпрямления.
Древний мир и Средневековье.

• Древность: Кельтские и германские девушки носили распущенные волосы, дамы плели косы. Гречанки завивали и поднимали волосы лентами. В славянских культурах незамужние носили длинные распущенные волосы, замужние — прятали их под платки и убрусы (косы вокруг головы, спрятанные под убором).
• Средневековье: Была мода на «рыцарские косы» (от висков), а также на «улитки» (волосы, закрученные над ушами в сетки), которые покрывались украшениями (темплетами).

Эпоха Возрождения и Барокко
• Возрождение: Возврат к античности: сложные прически, украшения (диадемы, перья, драгоценности).
• Барокко: Возникновение первых парикмахерских школ. Прически становятся высокими, каркасными (до полуметра), украшаются цветами, жемчугом, шпильками, кораблями.

• Конец XVIII - Начало XIX (Рококо/Ампир): Высокие прически уступают место «а-ля Нинон» (локоны на висках, шиньон на затылке, перья), затем – прическам в греческом стиле (узел на макушке).
• XIX век: Возвращение сложности при Екатерине II и Наполеоне III. Хитроумные комбинации локонов, кос, валиков. Изобретение перманентной завивки (щипцами-вафельницами).  Начало XX века: Появляется первый выпрямитель. Мода переходит от пышных кудрей к гладким волосам.

XX век: Разнообразие стилей: боб, гарсон, каре, объемные укладки. Активное использование химических завивок и окрашиваний.

Родоначальницей стрижки боб считается известная танцовщица Айрин Кассл. Согласно легенде в 1915 году она распрощалась со своей шевелюрой исключительно ради удобства, так как длинные волосы мешали ей выступать. Такая стрижка была названа в ее честь «Касл Боб». Видал Сассун  который в 1960-е переосмыслил и популяризировал эту стрижку в своей новой, геометрической форме и сделал её культовой, в то время как Касл стриглась ради удобства в танцах.

Видал Сассун: Революционизировал стрижки в 1960-е годы, а за свои достижения получил прозвище «Шанель причесок». Прически Видала Сассуна — это революционные стрижки, основанные на гармоничной простоте, которые идеально держат форму без сложной укладки, освободив женщин от бигуди и лака.  Ключевые примеры — это знаменитый асимметричный боб и стрижка пикси, которые выглядят стильно с минимальным уходом и позволяют волосам выглядеть ухоженными даже в конце дня.

Основные принципы причесок от Видала Сассуна: «Мыть и идти» (Wash and Go). Прически сохраняют свою идеальную форму в течение всего дня, независимо от движений или погоды, за счет уникальной техники стрижки.

Знаменитые примеры причесок Видала Сассуна:

Асимметричный боб: Одна из самых узнаваемых стрижек, ставшая культовой, идеальная для создания стильного образа с минимумом усилий.
Стрижка Пикси (Pixie): Короткая, смелая и элегантная стрижка, которая стала синонимом свободы от сложных укладок. 
Эти стрижки стали настоящей революцией в парикмахерском искусстве, подарив миру элегантность и практичность в одном флаконе, и до сих пор остаются актуальными.

Жак Дессанж (Jacques Dessange) создал революционный стиль лёгких, естественных причесок, ввел технику мелирования (балаяж), стрижки «гарсон» (под мальчика) и знаменитую «бабетту» для Брижит Бардо, а также основал международную сеть салонов красоты и обучающих школ под маркой Dessange. Он был пионером, превратив парикмахерское искусство в лёгкое, подвижное и индивидуализированное (концепция Coiff;-Dcoiff;).

Женские прически всегда служили не только украшением, но и важным маркером статуса, возраста и семейного положения, отражая культурные нормы своего времени


Примечание
«Тупейный художник» — это устаревшее название для парикмахера, которое может означать как самого человека, так и название повести Николая Лескова. Термин «тупейный» происходит от слова «тупей», означающего причёску, а слово «художник» добавлялось из-за творческого характера работы мастера.
 toupet — «пучок волос» — взбитый хохол на голове, устаревший термин в парикмахерском деле.
Тупеем в XVIII веке называлась причёска с довольно высоко взбитым надо лбом валиком и зачёсанными назад волосами.


Рецензии