Бабушкины комментарии

      Моя бабушка прожила тяжелую жизнь. У нее была удивительная способность - не заморачиваться ни по какому поводу.
              Всеми моими поступками и действиями бабка была недовольна и высказывала мне все, что приходило ей в голову. Характер у меня, по ее мнению, был отвратительный- «злыдня»(это по отношению к ней) и «раззява и простодыра» (по отношению к другим людям). Она считала, что я готова все раздать и раздарить  своим подругам, а они этим пользуются. Одной из причин ее не любви ко мне, было то, что я и характером и внешностью пошла в отцовскую родню. Это были, хорошо воспитанные и образованные, люди. Бабушка, будучи женщиной из украинской деревни, ограниченная и упрямая,  никак не принимала и не стремилась найти с ними общего языка.
          Вторая причина озвучивалась ей при каждом удобном случае: «Я мальчиков люблю, а девок- нет». Поэтому, мой младший брат был для нее идеалом ребенка. Все его капризы выполнялись без ограничений. В ее глазах и на словах  он был красавец – «Вылитый дед Василь". Дед Василь – муж бабушки погибший в первые дни Второй Мировой войны. Мой дед, которого я видела только на портрете.
Я всегда много читала, лет с пяти. Это была врожденная любознательность и один из способов отвлечься от неприглядного бытия. Бабку мое чтение раздражало. Она ворчала из-под носа: «Сидит целыми днями, уткнулась в книжку... Даже в куклы не играет. Вот я с 5-ти лет гусей пасла». Я отвечала, что тоже пасла бы гусей с  великим удовольствием, если бы они у нас были –ха-ха-ха в однокомнатной квартире на четвертом этаже. Это бесило ее еще больше и на мою голову начинали сыпаться проклятия.
        Про мое будущее она говорила так : «Вырастешь и будешь с сумкой по городу бегать- у людей деньги просить». По ее мнению,  из меня ничего путного не получится, и кусок хлеба мне будет давать мой замечательный брат, из милости – чтоб с голоду не померла.
Говорила она постоянно. Думаю, что собеседники ей были не нужны. Но так как мы жили вместе, на маленькой территории, то приходилось слушать все ее истории. Как- будто включили радио, а ты не можешь дотянуться до крутилки, чтоб выключить.  Лет до семи я не прислушивалась к ее болтовне. Я ходила в детский сад,  меня забирали родители и дома, в вечерней суете, за разговорами матери и отца, бабка притихала или охала и причитала в уголках квартиры.

     Меня она не любила, я отвечала ей тем же. В детстве я не могла понять, что мы смотрим на мир по-разному.
Защиты, от бабкиного морального террора, я искала у мамы. Она, как могла,  осаживала ее, но как запретить собаке лаять или шуметь ветру...
 Мама уходила на работу и все повторялось.            
     Будучи взрослой,  я сказала маме « Удивительно, как я, при всем этом, выросла нормальным, не озлобленным человеком?»
    
     Бабушки давно нет, но ее определения происходящего, комментарии и просто отношение к жизни я вспоминаю очень часто.  Решила разместить, то что помню в  сборнике и выделить ее перлы в отдельные миниатюры.


Рецензии