Об инструкциях
Она откинулась на спинку стула. Нас разделял стол, на котором стояли пирожные и чашки кофе. Но она смотрела на меня, словно сидит в судейском кресле, и словно я виноват, что она ничего в статье не поняла. Я был к этому готов. Не раз я по интернету получал и осуждения и даже чаще оскорбления. Ну это понятно. Оплевывать по интернету – премилое развлечение. Я предпочитал мирное развитие разговора.
- Ну, кто-то читает, - сказал я.
- Ну и сколько этих кто-то? Посмотри, много ли откликов. Почти нет. Значит, это, мягко скажем, никого не волнует. Или мало кого волнует. А ты пишешь. Это читателю не нужно.
- Не согласен, - возразил я, - Я же пишу о том, чем живет общество. Тот же читатель. И читатель, который понимает, что я написал, и который не понимает. И который интересуется, и который не интересуется. Они все живут внутри общества. обычной жизнью, как и все, едят, пьют, ходят по магазинам, водят машину, общаются друг с другом, говорят по телефону и так далее. Они не в пустыне живут. Не могут жить вне этого всего. Значит соблюдают правила общественной жизни. О которых я пишу. Не может быть, чтобы это не волновало людей.
- Пишешь так, что даже те, которых волнуют, ничего не поймут. И не так уж их волнует, как тебе кажется. Тебя волнует? Да читателю просто не интересно разбираться, что там тебя волнует.
- Некоторые мои читатели во всем этом прекрасно разбираются.
- А нужно писать не для некоторых, а для всех, - выговорила она мне, как педагог нерадивому ученику.
- Для всех? - я позволил себе усмехнуться, - Ну, давай возьмем учебники. Любой учебник. Тот же знаменитый сопромат. Изучают его далеко не все. Применяют в работе еще меньше. Но пользуются результатами, тем что написано в учебнике все.
- Ну и как же я пользуюсь? - с ответной и куда более откровенной усмешкой спросила она.
- На каждом шагу. Когда идешь по мосту. Когда садишься в машину. Мост сконструирован, и машина тоже с использованием сопромата. Ее двигатель рассчитан методами термодинамики. И так далее. И ты этим всем пользуешься. Так со всеми науками. Не все изучают медицину. Или фармакологию. Но пользуются результатами изучения ее все подряд. Даже те, кто в этих науках ничего не понимает. Так и я пишу для понимающих, а не для всех. Хотя желательно, чтобы понимало или просто задумалось побольше.
- И много ли понимающих? – с подчеркнутым сомнением произнесла она.
- Непонимающих, нужно признаться, несомненно больше. Это нормально.
- Какое у тебя самомнение! Его не понимают! но если не понимают, то может быть, причина в тебе.
- Я это учитываю. Но тут ничего поделать не могу. Хотелось бы, чтобы читатель задумывался.
- А не ставишь ли ты себя выше коллектива?
- Смотря какого коллектива. Некоторые коллективисты не понимают написанного просто потому, что им сложно из-за их узкого кругозора. А большинство просто так научено. Отрицать все, что не освящено из паникадила руководства.
- И неправда! Я вот сейчас читаю книгу. И что, она освящена паникадилом руководства.
- А что за книга?
- Какая разница. Но, по крайней мере, поинтересней твоей писанины.
- Про любовь?
- А что, про любовь – запрещенное?
- Про любовь не запрещенное. Ну раз книга напечатана и, вероятно, большим тиражом, значит, допущена руководством, соответствующими органами, к печати. у нас иначе не бывает. И то смотря про какую любовь книга. Сейчас и про любовь можно в запрещенные угодить. Но я пишу не про любовь.
- Это заметно, - сказала она.
- Слава богу, что хоть это заметно. Публицистические статьи, - это анализ, - хороший или плохой, другое дело. Это анализ того, в чем люди живут. Я вижу, что наш разговор уже представляет собой тему для очередной статьи. О разном понимании и разном интересе к окружающему.
- Опять что-то непонятное, - печально, с разочарованием выдохнула она.
- Чего уж тут непонятного? Люди разные. Одному интересны свои внутренние страсти. А внешние страсти дальше цен в магазинах не идут. Другим хочется разобраться глубже. Уже эта разница во взглядах - тема достойная обсуждения.
- Ты хотя бы сам понял, что ты сказал? Нет, - покачала головой моя знакомая, - Мало кого вся эта волынка интересует. И тем более мало кому понятно. А если хочешь об этом писать, пиши проще. В доступном изложении.
- Непросто писать просто о сложном, - сказал я, - Некоторые мысли и выводы требуют от читателя напряжения.
- Жизнь и без того напряженная, чтобы читателю лишний раз напрягаться. Многие на двух работах крутятся. Экономят. Жизнь и так замордовала. Читая, нужно отдыхать, расслабляться. А ты предлагаешь напрягаться. Лучше бы ты писал о любви.
- Но ведь не всегда книга человеку предлагает отдых и удовольствие. Бывают книги, рассчитанные на то, чтобы читатель думал.
- Ну так эти книги и не читают.
- Тогда давай снова вернемся к учебникам...
- Хватит, - прервала она меня, - Они мне достаточно крови попили. И много ли они мне понадобились?
- Я не о том. Вот подумай, чтобы жить нужно чему-то и научиться. И нужно освоить учебники.
- Совершенно не обязательно. Некоторые бизнесмены никаких институтов не заканчивали, а деньги лопатой гребут. В своем деле они без сопроматов разбираются.
- Ну так конечно, - сказал я, - Есть такие, кто возьмет лопату и замочит ею прохожего. Вот и деньги лопатой. Но мы говорим о типичном явлении. А при типичной ситуации, орудуя лопатой, на огороде, например, денег лопатой грести не будешь. Нужна и голова. А чтобы хорошо головой орудовать, быть успешным, нужно все-таки обладать запасом знаний. Хотя бы минимальным. Ну, например, элементарная арифметика нужна каждому. Значит, нужен учебник. Элементарные правила языка нужно знать. Желательно получить хоть начальные знания в иностранном. И так далее.
- Ой какая скучища, - протянула она.
- А если хочешь знать больше придется читать учебники посложнее, - я решил закончить несмотря на ее язвительные реплики, - Люди пишут и пишут учебники. Возможно для кого-то они кажутся сложными для понимания. Но, тому, кто хочет постичь профессию, приходится учить.
- Все равно пишешь ты скучно и не интересно. И многие мои подруги считают так же, как и я, - подвела итог моя знакомая.
И иногда мне приходил на память этот разговор. И вспоминал я, как и читал учебники, и более позднее время, писал подобия примитивных учебников – производственные инструкции.
Отработав свои три обязательных года после института, я вернулся в родной город. С работой не разбежишься. Пришлось устроиться там, где брали. Взяли меня на нефтебазе механиком. Для выпускника института должности ниже не придумаешь. Работа грязная, не кабинетная. Но ничего страшного. Обычное начало карьеры. Хотя механик - это ИТР, жизнь вынуждала своими руками все перещупать. Не меньше, чем слесари, которыми я руководил. Понемногу притерся, привык, уже знал много на своем предприятии. Появился интерес к этой работе. Я не был блатным, медленно поднимался по карьерной лестнице. Но именно это медленное продвижение послужило причиной тому, что я узнал многие нюансы работы.
И что такое производственные инструкции: должностная, по охране труда, по эксплуатации оборудования, ознакомился в полном объеме. Я думаю, что про производственные инструкции знает каждый работающий человек. Даже у балерины есть должностные инструкции. С какого-то момента я сам для своего оборудования писал инструкции. А когда я стал начальником цеха, их написание вменялось мне в обязанность. Согласно должностной инструкции, начальник цеха должен писать инструкции по работе оборудования.
Но вот меня назначили начальником производственно-технического отдела, ПТО. ПТО разбирает все отказы оборудования, аварии и инциденты, происходящие на предприятии. И этим делом стал заниматься я лично, потому что мои подчиненные в отделе, большей частью молодые инженеры, не имели, чтобы разобраться в деталях аварий, производственного опыта.
Разбор инцидентов очень часто напоминает детективное расследование. Осматриваешь место аварии. Изучаешь документы. В том числе и инструкции. Читаешь производственные журналы. Разбираешься кто, кого, о чем поставил в известность, а о чем не поставил. Собираешь объяснительные. Опрашиваешь всех причастных к происшествию. И сравниваешь действия персонала с требованиями инструкций. Все это нужно, чтобы оценить причину аварии, чтобы предложить мероприятия, чтобы в дальнейшем такое не повторялось.
И пришел к таким выводам:
- чаще всего причиной является стечение обстоятельств совпадение в одном нескольких просчетов.
- редко причиной является откровенная недобросовестность персонала, явное невыполнение им производственных инструкций.
- случаются и ошибки в инструкциях. Иногда в инструкции не прописана ситуация, которая привела к аварии
Если инструкция написана небрежно, поверхностно, или путанно работник (оператор, машинист) мог сослаться на то, что он недопонял написанного. А от работника низшего звена гениальность и инженерные знания не требуются. Высшая планка оператора - техникум. Нужны элементарные технические знания плюс знание производственных инструкций и исполнительность. А если инструкция туманная, то оператор всегда может сослаться на то, что он ошибку допустил из-за инструкции. В ней сложно разобраться. И значит, передо мной вставала задача: нужно повысить качество инструкций.
Инструкции по обслуживанию оборудования обязан писать начальник цеха. Он же раз в три года обязан их пересматривать и, если надо, подправлять. Иной начальник цеха, когда подходит срок не заморачиваясь, копирует старый текст. Ему не до бумажек, живая работа отнимает время. Однако почти с начала моей работы, начался большой проект, по которому закупалось в основном импортное оборудование. И в части именно инструкций выросли проблемы. Перевод на русский с оригинальной инструкции на английском был нечитаемым. Возможно, машинный перевод. Была у нас на предприятии и штатная переводчица. Но ей, гуманитарию, технические тексты, тем более, со ссылками на импортные справочники и каталоги, было не под силу. А я знал и язык, и оборудование.
Как познакомился с английским? Когда я учился в институте возник бум интереса к Агате Кристи. Напечатали на русском детективы. Только где же купишь? А вот на английском в магазине интернациональной книги – пожалуйста. Пусть советское издание. А поскольку я не отказывался от желания читать детективы, уже к диплому сносно читал по-английски. И вот пригодилось, жизнь вынудила, засел за инструкции. В результате изложил нормальным доступным для обслуживающего персонала языком. Целый ворох инструкций. (я думаю, что с такой проблемой сталкивались и другие, закупавшие в годы социализма импортное оборудование.)
А потом занялся не только на новое оборудование, но и всеми подряд цеховыми инструкциями.
И не могу не сказать, что те, для кого эти инструкции предназначались, относились к моей затее с удивлением, и недоверием. Для них правом разрабатывать инструкцию обладал только начальник цеха. Начальник цеха в их понимании имел харизму. Ну кто по собственному желанию копается этой нудистике? И мне приходилось уверять, что с начальником я свою работу согласовал.
И вот когда я уже был начальником ПТО, разбирая причины инцидентов, пришел к выводу, что весь свод инструкций требует ревизии и, при необходимости, доработки. Инструкции своего цеха я знал. Сам писал. Но на периодических экзаменах обслуживающего персонала выявлялись туманные места. То есть, я написанное понимал, а работники не понимали. Эти места нужно было изложить четче.
Сложнее мне было с инструкциями других цехов. Я во многих из них не мог разобраться. Стал опрашивать тех, кто работает непосредственно с этим оборудованием. И получал ответ, что они знают, как нужно обслуживать, по тому, как им рассказали более опытные товарищи. Эти рассказы и устные указания гораздо полезнее и полнее, чем инструкции. А в инструкции они и не глядят.
Мне пришлось вникать в подробности работы незнакомого для меня оборудования. Разбираться. Писать новый вариант инструкции. И тут я столкнулся я одной проблемой. Наше оборудование не космический корабль, но не простое. Как писать инструкцию? Чтобы обще и примитивно. Тогда будет понятно. Или отобразить в ней все нюансы работы оборудования? Но тогда будет сложно и много. А я уже опыты работы показывал, что в длинной исчерпывающую инструкцию оператор, как правило, не дочитывает до конца. То есть. я должен был написать оптимальный вариант. И полно, и не утомительно, и доступным языком.
Пример из обычной жизни: купил человек телефон. Всю ли инструкцию он читает? Кто -то прочитал всю, кто-то половину. А кто-то ее и не открывал. А ему на пальцах подсказали друзья и знакомые. Люди отличаются и по подготовке, и по характеру. Иной просто не может долго читать подобного рода текст. А ведь составители инструкции (на телефон, компьютер, телевизор, стиральную машину, пылесос, автомобиль) постарались, чтобы текст был понятен. И вот часто получается, что потребитель дальше, чем, как включить и как выключить, не читает. А остальное более опытные подскажут. Или сам методом тыка.
Но, если дома инструкцию на ваше родное оборудование, за которое вы платили деньги, народ читает через пень колоду, то стоит ли надеяться, что в обществе, государстве сложится иная картина. Народ тот же. Более того, он уже проинструктирован. Начиная со школы. Ежедневный инструктаж проводит телевизор. Если дома поломка оборудования тут же грозит проблемой, то в обществе проблемы отложенные. Ну, самолет где-то упал. Проблема с самолетами. А мы что каждый день летаем? Ну где-то спутник не взлетел. А что мы каждый день спутниками летаем. Ну где-то кто-то погиб на СВО. Но не у меня. С экрана сообщают, что в целом государственный организм работает без сбоев. Идем путем побед и свершений.
Инструкции, как нужно жить подобны Святому писанию. Святое Писание собрано из различных произведений. И современные идеологические инструкции внутри страны тоже собраны из разных речей великого вождя, речей вождей поменьше, речей узаконенных пропагандистов и законов государства. Есть различия. Святое Писание не пересматривается. А государственные инструкции пересматриваются. Прошлые речи нынешнего вождя отправляются на полку. Заменяются новыми. Речи вождей и пропагандистов недавнего прошлого объявляются вредными. А речи вождей давнего прошлого, чуть не времен Писания, извлекаются из вековой пыли и объявляются истиной. Традиционными ценностями.
И все же между Писанием и нынешними инструкциями имеется одно кардинальное сходство. Это религиозная литература. Потому, что они не переносят критического анализа. В них нужно просто верить, как в непререкаемую истину. По принципу Тертуллиана, «верую, ибо нелепо». За критический анализ можно попасть на костер.
Святое Писание обещает пришествие царства господнего. И при этом кругом нищета, ложь, бандитизм и войны. И государственные инструкции обещают наступление всеобщего счастья. «Земля от счастья станет тесною, и будут люди все дружить, и станет мир прекрасной песнею, и мы в то время будем жить». Правда, постоянно в стране то конфликты, то катастрофы. Инструкции плохие? Нет, народ плоховат. Тот самый народ, который всех лучше, всех выше духом, он, как выясняется, и виноват. Как сказал недавно с экрана один из авторитетных авторов инструкций: «Президент воюет, и правительство воюет, и губернатор воюет… Не на фронте у нас беда. В тылу у нас беда!!!» Народ плохой. Президентских инструкций насчет самопожертвования не хочет выполнять.
Ну а уж те, кто пытаются подвергнуть анализу общественные инструкции освященные и неоспоримые, те, кто пишет аналитические статьи – это люди, мало того, что властью на такое не уполномоченные, но и подозрительные. Еретики. Пишут галиматью, которую понять невозможно. А если понять можно, то просто коробить начинает. Насмешки всякие над львами, над орлами. Неужто наш выбор плох? Не может такого быть. Мы же самые мудрые и прозорливые. Такая критика – оскорбление не власти, а всего народа. И мы знаем, на чью мельницу недобитые публицисты воду льют.
Наши инструкции верны! Ну а если авария? На производстве над руководством предприятия есть более высокое начальство. Оно должно разбираться. А в стране? А в всегда у нас есть над мэром губернатор. Над губернатором верховная власть. Над министром тоже власть есть. А над верховной властью? А при чем тут верховная власть? Всегда найдется виновный.
И получается, что государственные инструкции в принципе не пересматриваются. Чего пересматривать? Заветам отцов верны.
Ну а если авария, а то и катастрофа? Если люди пострадают? Они, как мученики в рай попадут! Авария – это естественный вариант. Такая наша доля. Новых нарожаем.
Свидетельство о публикации №225120901077
Его оппонентка, дама простая и чуждая высоким материям, жаждет лёгкого чтения «про любовь» и не желает напрягать ум. Она — глас того самого народа, для которого и пишутся все эти инструкции, но который предпочитает жить по наитию и слушать то, что приятно слуху, а не то, что требует размышлений. В этом споре, как в капле воды, отразилась вечная драма России: столкновение пытливого ума, ищущего суть вещей, и обывательского сознания, довольствующегося малым.
Автор приходит к печальному выводу: государственные «инструкции» превратились в догму, подобную Святому Писанию, не терпящую критики. А народ, убаюканный пропагандой, не желает вникать в сложные тексты, будь то статья в сети или правила жизни в стране. Он предпочитает простые ответы и верит в то, во что велели верить.
Что ж, тема достойна ума! Попробую Ваши размышления первести в рифмованные строки, чтобы ухватить сущность, и скуку разогнать.
Эпиграмма на «Инструкцию для народа».
Писатель наш, как инженер упрямый,
Для общества инструкцию кропал.
Но дама сердца (или просто дама)
Сказала: «Ваш невнятен матерьял!»
Он ей про сопромат и про детали,
Про то, как сложен жизненный уклад.
Она ж хотела, чтоб её ласкали
Стихи про страсть и томный шоколад.
Мораль сей басни, правда, не нова:
Пока мудрец выводит письмена,
Народ читает те лишь словеса,
Что шепчет телевизор у окна.
Хе-хе, бре-ке-ке.
Куда ты пропал? Да и мой земляк Харченко тоже притих.
Я вас обоих никуда не посылал...
Тихон Чикамасов 09.12.2025 14:52 Заявить о нарушении
Владимир Харченко 09.12.2025 17:51 Заявить о нарушении
или вот это
Мораль сей басни, правда, не нова:
Пока мудрец выводит письмена,
Народ читает те лишь словеса,
Что шепчет телевизор у окна.
найдите рифму между 1 и 3 строчками.
Леонид Колос 10.12.2025 15:23 Заявить о нарушении
Один — тупица, зрит в стихе изъян,
Другой — кукушкою моей смущён.
Так Колос глух, а Харченко так пьян,
Что трезво мыслить просто не учён.
Ха-ха
Тихон Чикамасов 10.12.2025 17:07 Заявить о нарушении