Об отрезании и зачистке культурных пластов
Отрезание культурных пластов, превращение великих цивилизаций в постмодернистские хутора полностью вписаны в их борьбу с исторической памятью, Цивилизацией. После уничтожения израильтянами финикийского Тира, алиевщиной - Арцахского и Армянского средневекового наследия в Нахиджеване, стало еще более понятно, что их цель - это уничтожение всех культурных пластов, кроме избранных.
В такой геополитической турбулентности трудно понять, кто тут свой, кто чужой. Все зависит от контекста. Политический - один, а академический и культурный может быть другой. Поэтому пропагандистские мантры наших политруков о том, что будущее России не связано с Европой, я бы на вашем месте воспринимала аккуратно. В конце концов, методология у нас европейская.
Давайте, например, подумаем, кто сегодня мог бы создать мозаичный лик Богородицы, как сделал это римский художник XIII века под большим византийским влиянием? Русские, армяне, сербы, итальянцы, иранцы смогут. Не смогут - турки, жители конструкта Азербайджан имени Ленина и Укро-Рейха, израильтяне. Для того, чтобы создать, нужно несколько факторов:
1. Мастерство, школа. Такие вещи нарабатываются народами на протяжении веков или тысячелетий. Вот почему у турок нет академического искусства, но есть его современные виды. Например, интересный кинематограф, фотография, которую им создал армянин Ара Гюлер. И Египту тоже. Там развивал индустрию потрясающий Ван Лео (Левон Александр Бояджян).
2.Понимание, что твоя цивилизация тоже в чем-то ограничена и нужно быть в культурном диалоге с другими. Так, например, Иран в эпоху Каджаров создал свою версию европейского парадного портрета. Увидеть его можно в музее Востока вместе с каламкарами.
3. Нужна своя культурная парадигма. У Ирана она, согласитесь, и есть. И у Китая есть. У России ее старой уже нет, новая еще не появилась. Европейская активно разрушается, там вообще многое движется в русле трансгрессии.
Так вот об отрезании культурных пластов. В культурах некоторых народов сидит перпендикуляр. Диалог культур с ними идет трудно. Они либо будут навязывать тебе агрессивно свою культурную модель (кстати, ни персы, ни эллины так не поступали, расширение их цивилизаций шло органично), либо откровенно уничтожать твою.
Я хочу сказать, что еврейская культура - это один из таких перпендикуляров. У евреев есть собственное представление о мироздании и своём месте в нём. У С. Аверинцева, если я правильно помню, есть описание разницы исторического процесса у греков и евреев. Схематично: Космос и Олам.
В комментариях под "Сионисты против Востока" Мурат Шалбаров написал следующее:
"Иврит нельзя назвать мёртвым языком, который пытались возродить Бен-Иехуда с Жаботинским , Х.Бяликом и др.
Со времён разрушения Последнего иудейского храма и расселения евреев по миру иврит сохранялся как способ общения между раввинами в синагогах. Первые попытки реформ языка были предприняты после череды всемирных еврейских конгрессов , прокатившихся по Европе в 19-м веке. По крайней мере последний конгресс, проходивший в Базеле, был целиком и полностью посвящён именно поэтапному возрождению и введению его как основного инструмента общения между еврейскими общинами .
Во-вторых: тот самый библейский иврит сохранялся ( хотя и очень видоизменённый ) в отдельных еврейских субэтнических группах ( грузинские евреи, бухарско-самаркандская группа, йеменская группа ).
В-третьих. Знаменитые раввины-сефарды средневековья: Рабби Моше бен Нахман ( Нахманид ), Рабби Моше бен Маймун ( Маймонид ), Дон Ицхак Абрабанель вели общение между членами своих общин, в Испании и Италийских агломерациях исключительно на иврите".
Лично мне интересна личность Маймонида. Надо почитать о нем побольше. Кое-что даже на первый взгляд симптоматично для разделения свой/чужой.
Интересно, что Маймонид боролся с доказательствами Аристотеля, что мир вечен. В это же время арабский ученый Аверроэс тихо и спокойно развивал учение перипатетиков. Да, Аверроэс не всё мог постичь в греческом учении, находясь в Кордове. Об этом хорошо написал Борхес в рассказе "В поисках Аверроэса": арабский мыслитель не мог адекватно понять, что такое трагедия. И все же несмотря на это недоразумение, можно чётко сказать: из-за малой оазисной базы арабов они обращались к персидской и греческой культуре и довольно неплохо укрепили свой фундамент. Золотой век ислама прошел под влиянием античной и персидской мысли, искусства.
Уже с VII века при соприкосновении с сильными цивилизационными кодами ислам стал дробиться не только на течение, но и на секты. И все-таки ислам был един, хотя этноконфессиональные различия сохранялись. И так развивалась арабская органика, пока там не произошла зачистка рационализма. С этой же зачисткой арабская мысль лишилась дополнительных живых источников мысли, которая была в сектах. Всё это стало отрезаться, а арабы - переформатироваться.
Тут важно подчеркнуть, что переводы из гностического поля, из греков создавали в исламе самую лояльную среду к христианству. Здесь я вам советую читать работы профессора ИВ РАУ Виктории Аракеловой, большого специалиста по исламской недогматической среде.
Поэтому разорвав органичную связь недогматических исламских кругов с христианством мы получили обширную зону деструкции и хаоса. Не надо удивляться тому, что Израиль сегодня поддерживает исламских экстремистов. Для Израиля это союзничество как раз и есть цель уничтожения исламского недогматического поля и в конечном счете христианства в регионе.
Если вы дадите в поисковике запрос "исламский фундаментализм", первыми появятся...нет, не салафиты-ваххабиты, а иранский шиизм. О том, как эта игра с терминами потом делает из созерцательного шиизма исламских экстремистов, а из экстремистов - правильных мусульман (британо-сионистские игрища), вам любой востоковед расскажет.
Свидетельство о публикации №225120901144